Форум » Достопримечательности и посещаемые места » Церкви » Ответить

Церкви

Анатолий: Церкви Информация: "ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА" на нашем сайте: www.vilnius.penki.lt/hramy.html На сайте собрана информация о 79 костелах, церквях, часовнях и других молельных домах.

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Angy: Vineja Если Вас не затруднит Подскажите, пожалуйста, к какой церкви принадлежат православные храмы в Вильнюсе, к Русской или Русской Зарубежной? Собираемся летом крестить сына в Вильнюсе (родной город мужа). Овет можно отправить на мыло: singlis@singlis.ru Заранее спасибо. Angy

Vineja: Angy В Вильнюсе Православная Церковь принадлежит Литовской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В какой церкви предполагаете крестить? Vineja.

Angy: Vineja Большое спасибо за информацию Насчет конкретной церкви пока не определились. Может вы что-то посоветуете, хотелось бы чтобы церковь была небольшой, уютной и красивой


Vineja: Angy. В Вильнюсе немало церквей, и, наверно трудно определить, которая лучше. Мне больше всего нравится Знаменская церковь в районе Жверинаса (Зверинца). А самая маленькая - это Пятницкая церковь в Старом городе. В ней, по преданию, Петр Первый крестил арапа Ганнибала - прадеда Пушкина.

Angy: Vineja Спасибо! А про арапа - здорово! Сынуля у нас, конечно не арапчонок, но стоит подумать

Петрович: Список иерархов, возглавлявших православную церковь в Вильнюсе: Литовская и Виленская епархия (1839- В 1924-1939 годах была в составе автокефальной Польской Православной Церкви 1. Иосиф (Семашко) (25 марта 1839 - 23 ноября 1868) – бывший униатский 2. Макарий (Булгаков) (10 декабря 1868 - 8 апреля 1879) 3. Александр (Добрынин) (23 мая 1879 - 28 апреля 1885) 4. Алексий (Лавров-Платонов) (11 мая 1885 - 9 ноября 1890) 5. Донат (Бабинский-Соколов) (13 декабря 1890 - 30 апреля 1894) 6. Иероним (Экземпляровский) (30 апреля 1894 - 27 февраля 1898) 7. Ювеналий (Половцев) (7 марта 1898 - 12 апреля 1904) 8. Никандр (Молчанов) (23 апреля 1904 - 5 июня 1910) 9. Агафангел (Преображенский) (13 августа 1910 - 22 декабря 1913) 10. Тихон (Белавин) (22 декабря 1913- 13 августа 1917) 11. Елевферий (Богоявленский) (15 июня 1921 - 1 октября 1922) c 1917 – управляющий, В 1922-1939 управлял Виленской епархией и всей Православной Церковью в Литве. 12. Феодосий (Феодосиев) (1923 - 1939) (Виленская епархия в Польше) 11. Елевферий (Богоявленский) (1939 - 31 декабря 1940) 13. Сергий (Воскресенский) (март 1941 - 28 апреля 1944) Даниил (Юзьвюк) (май 1944 - 30 декабря 1944) в/у 14. Корнилий (Попов) (13 апреля 1945 - 18 ноября 1948) 15. Фотий (Топиро) (18 ноября 1948 - 27 декабря 1951) Филарет (Лебедев) (27 декабря 1951 - 1955) в/у Алексий (Дехтерев) (22 ноября 1955 - 22 ноября 1956) в/у 16. Алексий (Дехтерев) (22 ноября 1956 - 19 апреля 1959) Иоанн (Алексеев) II (1959) в/у 17. Роман (Танг) (21 мая 1959 - 18 июля 1963) 18. Антоний (Варжанский) 25 августа 1963 - 1971) 19. Гермоген (Орехов) (25 июня 1971 - 25 августа 1972) 20. Герман (Тимофеев) (3 сентября 1974 - 19 апреля 1978) 21. Викторин (Беляев) (19 апреля 1978 - 28 марта 1989) 22. Антоний (Черемисов) (22 апреля 1989 - 26 января 1990) 23. Хризостом (Мартишкин) (26 января 1990 - Взято отсюда

vineja: Петрович, спасибо большое за информацию

CARINA: По теме:

странник: XVI Столица Литвы - Вильнюс славна пятнадцатью православными церквями и тремя часовнями. Главная из них - соборная церковь Вильнюсского монастыря в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Все дороги православных жителей и гостей столицы ведут к ней. В старой части города храм виден отовсюду и, как утверждают историки, первый сохранившийся документ, в котором говорится о Свято-Духовом монастыре, датируется 1605 годом. Но еще в 1374 году Костантинопольский патриарх Филофей Коккин († 1379), канонизировал пострадавших за православную веру при правлении Великого князя Литовского Альгирдаса (Ольгерда, 1345-1377) мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В 1814 году в подземном склепе Свято-Духова монастыря были обретены их нетленные мощи, и теперь там оборудована пещерная церковь во имя святых Виленских мучеников. Одним из первых высокопоставленных лиц, посетивших монастырь, был император Александр I, выделивший в 1814 году субсидию на ремонт его зданий (14). Кстати, именно в Вильно 25 декабря 1812 года, после изгнания наполеоновских войск из пределов России, этим императором был подписан высочайший манифест о построении в Москве в честь этого события храма Христа Спасителя . Одним из последних высокопоставленных особ, в сопровождении Литовского первоерарха спускавшихся в храм-пещерку чтоб приложится к Святым мощам, был Государь император Николай II (1868-1918), 25 сентября 1914 года во время пути на театр военных действий. В этот же день он посетил раненых в госпитале на Антоколе и поднялся в часовню над Святыми воротами к чудотворной Остробрамской иконе Божией Матери(45). Местная паства гордится тем, что с конца 1913 до 1917 г. архиепископом Виленским и Литовским был святитель Тихон (Белавин) (1865-1925), впоследствии митрополит Московский и Коломенский, избранный в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1989 году он был причислен к лику святых (28). Весной 1944 года епархию потрясла трагедия - митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), Экзарх Латвии и Эстонии, был расстрелян на дороге Вильнюс - Каунас неизвестными в немецкой форме. Владыка Сергий в это нелегкое время старался в условиях «нового порядка», вести осторожную политику, всячески подчеркивая свою верность Московской Патриархии. Прибалтийский регион на всей оккупированной территории СССР был единственным , где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии (27) Единственным уроженцем Вильнюса, ставшим правящим архипастырем Литовской кафедры, был архиепископ Алексий (Дехтерев) (1889-1959). Вторая мировая война застала его, белоэмигранта, на посту настоятеля Александро-Невской церкви города Александрия в Египте. В 1948 году местная полиция арестовала его по доносу и продержала в тюрьме почти год (6). Пассажирский корабль, увозивший впоследствии его, бывшего капитана дальнего плавания, на Родину назывался... “Вильнюс”. Снискавший искреннюю любовь виленчан, c 1955 года и до последних своих дней, Владыка Алексий оставался на родной Литовской земле(22). По случаю 400-летия монастыря и 650-летия кончины свв. Виленских мучеников епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Свято-Духовом монастыре расположена сегодня резиденция правящего архиерея - митрополита Виленского и Литовского Хризостома, священно-архимандрита монастыря.

Анатолий: странник Помещаю присланный Вами материал: Виленская икона Божией Матери. Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462-1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

straider: Здравствуйте! Постоянно читаю вашу страничку, и вчера перелистал книгу о вильнюсских церквях, но вот одну по моему незаслуженно забыли. Находится она на улице Гуду на самой верхней точке горы. Её видно на старинной фотографии, когда смотришь на ж/д вокзал со стороны ул Шопено. Не могу найти информацию об этой недействующей и заброшенной церкви, хоть она и находится самом видном месте города.

Анатолий: straider Церковь эта называется ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Находится она на углу улиц Лянку и Гуду. Информация о ней на нашем сайте: http://www.vilnius.skynet.lt/hramy34.html

straider: Здравствуйте!И все таки мало информации о церкви Александра Невского.Я прожил на этой улице уже 38 лет и ничего не знаю о ее истории,имею ввиду улицу Гуду или Балтарусю или Славянскую. Меняла свои имена бедная но все же осталась славянской. Было бы здорово узнать почему улицы так назывались,их истории.На нашей улице есть даже дом со следами от пуль войны.Так и стоит как память прошлому веку. А до вокзала всего 3 минуты ходьбы.

Анатолий:

странник: XVII Вильнюсский Пречистенский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в 1346 и перестроенный в 1868 году, расположен в десяти шагах от Русской улицы, на Майронё 14. На фронтоне надпись: “Храм построен при Великом князе Альгирдасе (Ольгерде) в 1346 году...и положиша тело его в церкви Пресвятой Богородицы в Вильне, юже сам созда”. Церковь князь возвел для своей супруги Иулиании, Тверской княжны . В 1867 году реставрируемый собор посетил государь император Александр II, и, обозревая восстановление храма, приказал отпустить из государственной казны недостающую сумму. (14) На стенах Собора начертаны имена людей, мужественно стоявших за православие и преданность Отечеству. Современные специалисты утверждают, что при строительстве этого храма использовались кирпичи того же сорта, что и на башне Гедиминаса.(15) Сегодня при кафедральном соборе действует воскресная школа, возглавляемая протоиереем Дионисием Лукошявичюсом, организуются паломнические поездки и крестные ходы, концерты, выставки. В храме выросло новое поколение активной, воцерковленной молодежи – будущая опора православию нашей страны. В пяти минутах ходьбы от Пречистенского собора, на улице Диджейи 2, во всей красе стоит храм св. великомученицы Параскевы-Пятницы. Немного церквей имеют сохранившуюся старую стену с буквами “SWNГ”, что по церковнославянскому счету означает “1345”, - неопровержимое свидетельство древности этого храма. Памятная доска свидетельствует, что: ”В сей церкви император Петр Великий в 1705 г. слушал благодарное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII,подарил ей знамя,отнятое в той победе у шведов, и крестил африканца Ганнибала, деда знаменитого нашего поэта А.С.Пушкина”. Храм расположен на одной из красивейших улиц города и хорошо виден с башни Гедиминаса. После обретения Литвой независимости прилегающая к церкви торговая площадь, в старину носившая милое название Лоточек, благодаря художникам вновь стала востребована. Это единственный храм в Литве где с недавнего времени Литургия служится на литовском языке, да и на торжественный прием к президенту Литовской Республики, православный священник от Епархии, теперь облачается в сюртук и черную рубашку с белым стоячим воротником... Рядом с этой церковью, в угловом доме через дорогу, в 1940-1949 годах жил выдающися русский религиозный философ и историк-медиевист, Лев Платонович Карсавин (1882–1952), бывший ректор петроградского университета, в 1922 году высланный из Советской России вместе с другими деятелями культуры, ставший профессором Каунасского и Вильнюсского университетов. Знатоку религиозных учений и автору фундаментальных трудов по культуре Европейского средневековья и ряда философских трудов, “восстановленная советская власть” в 1950 году вменила это в вину, осудив на 10 лет с отбыванием наказания в ГУЛАГе, где он и умер в п.Абезь республики Коми(40 ). В честь святителя Николая в Литве освящено восемь храмов и два из них в столице. "Церковь свт. Николая (Перенесенная) - самая древняя в Вильне, почему в отличие от других Николаевских, называлась Великою. Вторая жена Альгирдаса (Ольгерда) - Иулиания Александровна, княжна Тверская, около 1350 г. вместо деревянной воздвигла каменную. В 1514 г. князь Константин Иванович Острожский (1460-1539) вновь отстроил оную с основания...", сообщается на мемориальной доске, установленной в 1865 году на фронтоне храма. В 1863-ом с разрешения императора Николая I был объявлен всероссийский сбор средств на восстановление "древнейшей в Вильне церкви". На собранные тогда средства отстроили храм и пристроили к нему часовню в честь Архистратига Михаила , 1865 г. C тех пор храм не подвергался существенным перестройкам, оставался действующим в годы Первой и Второй мировых войн и в советское время. Невдалеке от Никольской церкви и теперь расположена старая городская Ратушная площадь, на которой в 1661 года по приказу польского короля Яна - Казимира, был казнен русский князь Данила Ефимович Мышецкий, почти полтора года с небольшим гарнизоном оборонявший Виленский замок Правителей с башней Гедимина, и не изменивший присяге. Ведь после воссоединения Украины с Россией (1654 г.), Виленская шляхта присегнула на верность царю Алексею Михайловичу Романову (1629-1676), лично посетившему Вильно в июле 1655 года. Вот что пишет о виленском воеводе князе Даниле Мышецком историк Соловьев в Истории России: “…29 апреля ночью поляки с 1000 человек явились под Вильною, овладели большим городом и начали приступать к замку, но русские солдаты сделали удачную вылазку из замка и выбили неприятеля из большого города. С польскими ратными людьми приходило под Вильну много шляхты, присягнувшей прежде царю; накануне неприятельского прихода некоторые из этой шляхты приезжали под Вильну для проведывания; мещане вышли к ним навстречу за пять верст и рассказали, на которые места в городе лучше ударить; когда же поляки подошли к Вильне, то мещане пометили им мосты через рвы, ворота с ними заодно высекали и к замку приводили, указывая на слабые места.” (35)(36 (49). В переулке Лукишкю 6, находится тюремная церковь Св. Николая, возведенная 1905 году из желтого кирпича, рядом с тюремными костелом и синагогой. “Иконостас резной, дубовый... царские врата вызолочены. Иконы писаны художниками: академиком И.П.Труневым, И.Г.Рыбаковым и др. ”(36). До революции этот тюремный храм опекал священник Георгий Спасский (1877-1943),которому будущий Патриарх Тихон (Белавин), подарил - как “виленскому златоусту” - наперсный крест с частицей мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. С 1917 года протоиерей Георгий Спасский - главный священник Императорского Черноморского флота и духовник русской эмиграции города Бизерт в Тунисе. С теплотой вспоминал о своем духовнике - о. Георгии великий русский певец Федор Шаляпин и ерническое стихотворение посвятил Владимир Маяковский (6). После ”восстановления советской власти в республике”, под одной статьей Уголовного кодекса, объединились 240 католических ксендзов и православных священников. И через своды тюремных ворот ”Лукишек” и внутренней тюрьмы Госбезопасности, прошли a некоторые не вернулись: иеромонах Давид (Грушин), протоиерей Александр Нестерович, священник Стефан Семенов, священник Николай Крейдич, священник Петр Соколов, священник Федор Ракецкий. Сельский священник Александр Данилушкин арестовывался НКВД в 1937 году, но здесь не содержался, протоиерей Луку Голода в 1944 органы оправдали. В этих тюремных стенах в 1939 году встретил свой последний час кандидат Богословия, Вячеслав Васильевич Богданович. Отсюда на смерть в воркутинские лагеря сослали религиозного философа Льва Платоновича Карсавина. (3.12.40). По словам священника Виталия Серапинаса, внутри церковь разделена на отделения по степени тяжести вины осужденных. Требы проходят в одной из комнат, устроенной для этих целей, и администрация заведения обещает крест на куполе восстановить. На фасаде храма со стороны улицы, где еще недавно угадывался мозаичный лик Спасителя, напоминающий о доме Божьем, в начале 2005 года проведена реставрация этого изображения Христа Пантократора. На других сторонах храма вделаны были иконы Божией Матери Остробрамской и Св.Николая Чудотворца. Улица заканчивается площадью Лукишкес, а на ней были казнены руководители революционно-демократического движения 1863—1864 годов Зыгмунд Сераковский (1826-1863) и Кастусь Калиновский (1838-1864) добивавшиеся «не такой вольности, какую нам царь захочет дать, а такой, какую мы сами, мужики, между собой сделаем» (33). При содействии русских революционеров выехавшие во Францию участники тех событий Ярослав Домбровский (1836-1871) и Валерий Врублевский (1836-1907), экспортировали свои революционные идеи и там, став генералами Парижской Коммуны 1871 года.

странник: XVIII Теперь почти в центре города, а когда-то у самой заставы, на улице Басанавичяус, «по соизволению императора Николая II, в честь 300-летия царствующего дома Романовых, на средства действительного статского советника Ивана Андреевича Колесникова» в 1913 году построена когда-то блиставшая золотыми куполами церковь преподобного Михаила Малеина и равноапостольного императора Константина. На торжествах чина освящения храма–памятника присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864-1918). Через год, в октябре 1914 г., в этом храме отпевали представителя династии Романовых - Олега Константиновича, смертельно раненого в бою с немцами (15). Уже в наше время, в начале января 2005 года, православные виленчане вновь поклонились Великой княгине – теперь русской святой преподобномученице Елизавете, принявшей смерть в 1918 году в шахте Алапаевска, возле которой она еще успела произнести: "Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят" (29). Крестный ход, организованный фондом Андрея Первозванного, со святыми мощами преподобномучениц Елизаветы и Варвары, упокоенных в Иерусалиме, прошел и по городам Литвы. С 1939 года, Михайло-Константиновскую общину этой церкви, окормлял о.Александр Нестерович, арестованный в 1944 сначала немецкой администрацией, а затем в 1951 и советским НКВД. Выйдя из лагеря через пять лет на свободу, он снова руководил этим приходом еще тридцать лет (15). Теперь внутри храма от былого величия остался только иконостас, но в народе ее по-прежнему с любовью называют Романовской. Для творческой интелегенции города отрадно то, что совсем еще недавно, по старым улицам ходила, рядом с нами жила , училась и работала единственная актриса из Литвы, заслуженно державшая золотого Оскара как лауриат- Голивудскуй кинонаграды в номинации Иноязычный фильм (1994), коренная Виленчанка - Ингебора Дапкунайте, удостоенная высокой награды за Российский фильм “Утомленные солнцем”. К сожалению теперь жительница “туманного Альбиона”. На противоположном от Кафедральной площади конце старого Георгиевского проспекта, переименованного затем в проспект Мицкевича, Сталина, Ленина и наконец в нынешний проспект Гедиминаса, в 1903 году построена в византийском стиле, из желтого кирпича, трехпрестольная церковь в честь иконы Божьей Матери "Знамение". Помимо главного, в ней есть придел во имя Иоанна Крестителя и преподобномученицы Евдокии. Со дня освящения Знаменской церкви богослужения в ней не прерывались ни во время мировых войн, ни в советский период. В 1948 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подарил храму список Курской-Коренной иконы Божьей Матери. Нынешний настоятель храма - протоиерей Петр Мюллер. На эту церковь находящуюся рядом с Верховным Советом - через реку, как на Корабль Спасения взирали, во время январского противостояния 1991 года, в объявившей независимость нашей стране, православные защитники, сочувствующие и пришедшие понять происхящие события. Все помним, что кровь здесь у стен парламента не пролилась. Медалью Литовской Республики «За мужество и самопожертвование» (1992). награжден православный иеромонах Иларион (Алфеев). По улице Кальварию, в здании под 65 номером, расположена церковь Архангела Михаила. “Начало этой церкви было положено в 1884 году, когда на Снипишках, в конце Кальварийской улицы, последовало открытие церковно-приходской школы”(14). Каменное здание храма стоит по сей день. С обеих сторон к нему примыкают флигеля. Знаменательно, что рака с частицей Древа Креста Господня, во время Крестного хода по случаю передачи этой святыни Ватиканом Литовской Католической Епархии, в расположенный в этом районе костел “Обретения Святого Креста“, была ненадолго принята православными под своды и этого храма. В начале 18 века , на этой улице сразу за Зеленым мостом на кургане в католической часовенке, стояла статуя Спасителя поднявшего свой Крест. Один из немногих православных храмов Литвы, который можно увидеть на фотографиях конца ХIХ века фотографа Юзефа Чеховича (J. Czechowicz, 1819-1888), воспевшего Вильно и его окрестности и похороненного на Бернандинском кладбище, - это храм св.Екатерины. На берегу реки Нерис, белокаменная православная церковь была возведена в 1872 году память супруги Екатерины Васильевны, стараниями генерал-губернатора Александра Львовича Потапова (1818-1886). До Второй мировой войны приход во имя святой Екатерины, собираясь на частной квартире сохранял верность Московскому патриархату. Инициатор этой уникальной общины, был кандидат Богословия, сенатор Сейма Польши, Вячеслав Васильевич Богданович (1878-1939), арестованный и осужденный польскими властями за эту деятельность, вместе с настоятелем Лукой Голодом. Войдя в город с войсками Красной армии 19 сентября 1939 года, управляемые из Москвы органы НКВД не приняли это в заслугу Вячеславу Васильевичу и арестовав расстреляли его без причины и суда. Протоиерея Луку Голода, тоже после войны арестовал этот комиссариат, но заступничество спасенных им семей советских офицеров, прекратило следствие (12). По иронии судьбы генерал-губернатора Александра Львовича Потапова , впоследствии ставшего шефом III Охранного отделения, прославил в „Похождениях Шипова или старинный вовевиль“ Булат Акуджава, как идного из главных действующих персонажей под своим же именем и должности генерал-майора начальника корпуса жандармов… По другой иронии, теперь эта церковь в респектабельном районе Жверинас, видна из окон нового Российского посольства, но это никак не изменило ее положения. Никто из этого всесильного ведомства не хочет ни помолиться здесь, ни поставить свечу, ни просто поинтересоваться, когда же сюда снова пустят православных горожан и пройдет первая послевоенная литургия.

странник: XIX Деревянная и необычная для современной европейской столицы, чуть вытянутая церковь в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла расположена в пролетарском районе Вильнюса Новая Вильня на улице Коялавичяус 148. В 1908 году храм этот был возведен на средства железнодорожников-путейцев как временный, однако с тех пор службы в нем проводились всегда. И сегодня по воскресеньям у входа здесь всегда много детских колясок, народу в церкви - не протолкнутся, во всем чувствуется семейная обстановка, где все друг друга хорошо знают и пришли на службу семьями в несколько поколений. Хозяйка свечного ящика доверительно сообщила: «Через несколько лет столетний юбилей. Ищем спонсора.» Чтобы сфотографировать церковь, пришлось напротив на хозпостройку подняться. Здесь и застали меня неожиданно подъехавшие хозяева. ”А, церкву нашу фотографируешь, ничего-ничего, не слезай...” Хоть храм прихожанам уже и мал, Ангел, стоящий возле него, ликует, в отличии от стоящего у церкви св. Екатерины в респектабельном Жверинасе. Церковь св. Александра Невского в Новом Свете на ул.Лянку, 1/17, так назывался тогда этот пролетарский пригород, возведена в 1898 году как “дань памяти царю Александру III миротворцу“(36), но в те предреволюционные годы на первомайские праздники рабочие с этой окраины, достовляли найбольшие не удобства Отдельному корпусу жандармов в губернской столице, и может поэтому после возведения этого храма, с трех рядом стоящих русских церквей - кладбищенской, старообрядческой и этой, так далеко по округе стал слышен колокольный перезвон ... - “За последние годы, около 1 мая, мы всегда слышали, что рабочие вновь хотят что-то устроить, где-то будут собрания и надо будет их разгонять, для чего от полка посылались наряды. Получала наряд и моя рота. Лежишь, бывало, с полуротой в лощине, за городом около «Нового Света» и ждешь этого сборища. Лежишь час, другой, третий, никто не собирается; ждать надоело, лежишь и ругаешь в душе бунтовщиков, что зря из-за них треплешься и попусту теряешь время…” В Записках жандарма писал Спиридович (43). Польские власти, в межвоенный период передали церковь женскому православному монастырю св. Марии Магдалины, и так как рядом располагался аэродром, для храма, как и для города, Вторая мировая война начиналась два раза. 1 сентября 1939 немецкие войска вторглись в Польшу и по воспоминаниям Ново-Светского старожила Соколова Зиновия Архиповича, был подвергнут бомбардировке аэродром и улицы Вильно. Подросток тех лет, он помнит самолеты с черными крестами и слышал эхо взрывов. 22 июня 1941 года, при вторжении немецких войск в СССР, на улицах Вильнюса все повторилось снова. Летом 1944 при освобождении города от немецко-фашистских войск здание храма авиацией было разрушено почти полностью. Монахини своими силами все восстановили, но были выселены. В советские времена здесь располагалась колония «трудновоспитуемых девчонок-подростков», и так как рядом жили мои однокурсники, к этой церкви в начале семидесятых , мы сами, 17-летние, специально приходили, чтоб передать сигарет или конфет незнакомым колонисткам, для которых храм стал тюрьмой. Уже отданная епархии церковь все еще за глухим забором. Богослужения в ней пока не проводятся. Kогда-то украшением города была одноименная часовня-памятник св.Александра Невского построенная в 1865 году на Георгиевской площади, примыкавшей к Георгиевскому проспекту, но Польскими властями в 1918 она была демонтирована. В 1991 году, на этой площади Литовские власти демонтировали памятник, командующему войсками 3 Белорусского фронта, генералу армии дважды Герою Советского Союза Ивану Даниловичу Черняховскому (1906-1945) установленный в знак признания заслуг в освобождении Литвы от немецко-фашисткой окупации. Прах Ивана Даниловича с почестями перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. “Недалеко от Маркуц находится самая возвышенная местность в окрестностях г. Вильно...- любимое место прогулок Императора Александра I” (16). В Маркучяй, как называют теперь этот пригород, на ул. Субачяус 124, рядом с литературным музеем им. Пушкина на пригорке, с 1905 года стоит маленькая каменная и очень изящная домовая церковь, освященная во имя святой великомученицы Варвары. В этом храме когда-то был маленький иконостас, престол и проводились службы. Здесь в 1935 г. отпевали Варвару Пушкину, супругу младшего сына Александра Сергеевича, Григория Пушкина (1835-1905), не успевшего увидеть воплощенный замысел – домовую церковь. Варвара Алексеевна много сделала для сохранения в усадьбе реликвий, связанных с именем Поэта, деда которого африканца Ибрагима Ганнибала, окрестил в Пятницкой церкви нашего города в 1705 году Петр Великий. На старом православном Свято-Евфросиниевском кладбище, храм во имя св.Преподобной Евфросинии Полоцкой сооружен в 1838 году Виленским купцом, церковным старостой Тихоном Фроловичем Зайцевым. В 1866 году на средства бывшего городского генерал-губернатора Степана Федоровича Панютина (1822-1885) в нем устроен иконостас (14). Под сводами церкви погребен генерал адьютант, генерал от инфатерии, член Государственного совета (1861 г.) Федор Сергеевич Панютин (1789-1865), в составе Семеновского полка учавствовавший в обороне Вильны, потом в Бородинском стражении и освобождении нашего города от французов в 1812 году. За личную храбрость при обороне знаменитой крепости Баязет 1829 году награжденный орденом святого Георгия 3-й степени (34, 41). Вот как описан этот эпизод из жизни генерал-майора, в книге “Осада - так осада “ Ю.Лубченковa: -”С утра русская артиллерия открыла огонь по потерянным во вчерашних боях кварталлу батарее. В ответ на это паша повел атаку на Красную батарею. Здесь стояли две роты нашебургцев, которые не только отразили нападение, но и, воспользовавшись произошедшим из-за этого замешательством в стане противника, сами перешли в контратаку и захватили высоту, вчера оставленную. Все это наблюдал Панютин, принесенный сюда на носилках и воодушевлявший русских воинов личным примером. Ибо приказы были не нужны - каждый и так знал, что ему должно делать.Османы попытались захватить после неудачи с Красной батареей Новый замок, но также безуспешно. Вернувшись в Мусульманский квартал, они вновь попали под огонь русской артиллерии. И вскоре начали отходить: и со своих позиций, и из города. ” (47) В начале ХХ века стараниями священника Александра Карасева церковь св.Преподобной Евфросинии Полоцкой приняла современный облик. В 1914 году освящена вторая “кладбищенская зимняя церковь”, в честь святителя Тихона Задонского, небесного покровителя храмоустроителя Тихона Фроловича, на том месте где с 1839 года находится его усыпальница. До обретения Литвой независимости, с 1960 года, в пещерной церкви был склад и камнетесная мастерская. В июле 1997 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил литию у входа в этот храм (15). Стараниями прихода св. Преподобной Евфросинии Полоцкой сохранена и часовня памятник-мемориал покровителя русского воинства св. Георгия Победоносца, поставленная в 1865 году на месте захоронения русских солдат, погибших в 1863 году во время военных действий в пределах Северо-Западного края. Когда-то у часовни ”…была ажурная чугунная дверь с бронзовыми украшениями, помещалась большая икона св. великомученика Георгия Победоносца в массивном киоте и теплилась неугасимая лампадка”, но уже в 1904 году констатировалось, что ”лампады в данное время нет и сама часовня требует ремонта” (14). На этом кладбище похоронены священство, братия и монахини Виленских монастырей. Именитые и простые люди своего времени - как действительный статский советник , профессор Виленского университета, поэт, драматург и историк, П.В.Кукольник (1795-1884), действительный статский советник, директор Виленской рисовальной школы академик И.П.Трунев (1827-1912), генерал- майор военный юрист, писатель, коллекционер и архиолог А.В.Жиркевич(1857-1927), генерал-лейтенант, литератор, Барон фон В.А.Роткирх (1819-1891), потомственная дворянка Нина Яковлевна Топорнина(1892-1986) последняя Виленчанка передававшая в Тобольке свежие газеты императору Николаю II, арестованному Временным правительсвом и вывезенному в Сибирь с семьей.

странник: XX „Воинское кладбище предместья Антоколь. Здесь 27 июня 1905 года была освящена церковь Св. Владимира Равноапостольного, за год сооруженная на средства военного инженера генерал-майора Владимира Андреевича Быковского“ (4). На западной стене , на белом мраморном барельефном кресте выбито “Азъ есмь дверь; Мною аще кто внидетъ, спасется“, которая читаеся при скользящем боковом освещении. Сохранившаяся памятная гранитная плита сообщает: “Проект В.Быковского исп. Д. Бикнера “ .В храме устроен родовой фамильный склеп храмоустроителя. В настоящее время нет колокольни с круглым куполом, а второй купол над входом видоизменен. На средства самоуправления, которому стало принадлежать долгое время заброшенная церковь 3-го Донского казачьего полка Русской Императорской армии, заменены кровля и окна, очищены кирпичи стен. На кладбище покоятся видные люди своего времени: генерал –майор, заслуженный профессор химии Назарий Андреевич Иванов (1816-1883); известный литовский график, народный художник Стасис Красаускас (Krasauskas)(1929-1977), скульптор Юозас Микенас (J.Mikėnas)(1901-1964) и др. Рядом похоронены погибшие за свои идеалы польские солдаты, солдаты Красной армии и защитники независимости современной Литвы. В 1843 году в пригороде Антоколь, в бедной еврейской семье родился замечательный скульптор Марк Матвеевич Антокольский ( 1843-1902 ), за представленную им на Парижской выставке 1878 году статую Христа удостоеный высшей награды - Большой золотой медали и ордена Почетного легиона и единогласно избранный членом Парижской Академии художеств. Для нашего города им была изваяна скульптура русской императрице Екатерине II, установленная на Кафедральной площади 1903 году. “В Закрете, за Юнкерским училищем, при дороге на небольшом возвышении находится каменная часовня, обнесенная оградою. Под этой часовней погребена Наталия Александровна, супруга первого Виленского генерал губернатора, генерал-фельдмаршала Репнина Николая Васильевича (1734-1801), скончавшаяся в Вильне в 1796 году. Часовня состоит в ведении Свято Духова монастыря, и на ее ремонт и поминовение усопших членов рода князей Репниных завещан монастырю капитал в 2500 рублей”(14). До 1812 года в часовне находилось икона Воскресения Христова, кисти знаменитого Польского художника, основоположника литовской живописи Францишка Смуглевича (Smuglewicz) (1745-1807), оставившего о городе в котором он похоронен цикл акварелей "Архитектурные виды старого Вильнюса" (1785 г.) и удивительные фрески на библейские сюжеты, украшающие стены и потолок библиотеки Вильнюсского университета. После Первой мировой войны вокруг часовенки образовалось кладбище на котором похоронены русские, немецкие, польские, австрийские, венгерские и турецкие солдаты. После Второй мировой здесь еврейские могилы. Bсе захоронения на кладбище в городском парке Вингис содержится в надлежащем порядке и современный указатель напоминает - Репнинская часовня. В 1864 году, на улицу Росса 2, к обветшалому костелу, упраздненного католического монастыря, из старейшей женский обители России, Московского Алексеевского монастыря, для организации Виленского Мариинского, прибыла игуменья матушка Флавиана (Попова). Ее заботами храм быстро отстроили, “добавлен купол по середине и две башни на западной стороне. Придельный храм маленький, с колокольнею. Иконостас главной церкви в три яруса, окрашен под мрамор “.Игуменья при монастыре открыла приют для девочек и устроила школу живописи и вскоре иконами и целыми иконостасами, наполнились дома и церкви Виленского края (36). К сожалению в 1915, в престольный праздник, архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин) отслужил здесь последнюю Литургию и в сентябре, во главе с настоятельницей монахиней Верой(Потапенко), все 114 сестер, приют и училище - 50 девочек, в связи с приближающимся германским фронтом были эвакуированы. Только в конце 1918 года двадцать сестер во главе с монахиней Ниной (Баташевой) смогли вернуться обратно Вильно в свой монастырь, где и прожили в трудах по налаживанию быта еще год, но польскими властями были переселены в одно из помещений возле Свято-Троицкого храма(37). Из сестер Виленской обители вышли четыре игуменьи для разных женских монастырей. Через тридцать лет русские вернулись в город, но уже став советскими превратили обитель в тюрьму строгого режима. В начале 60 годов, довольно часто можно было наблюдать как группы людей смотрели в небо, ведь начиналась эра освоения космоса, но пришлось и увидеть как все подняв головы вздыхают - срезали крест с главного купола Мариинской церкви. В 1965 гранитные камни, с могил первых настоятельниц возле стен монастырского храма монашки забрали, а о судьбе самих захоронений ничего не упоминается. В независимой Литве охрана тюрьмы на вышках переодела форму и намотали еще больше колючей проволоки, согласно стандартам Евросоюза.На территории прилегавшей к монастырю, местами еще сохранились толстые стены ограды, старый фруктовый сад и вырытый монашками пруд. На улице Аушрос Варту, 7 B, напротив Свято Духова монастыря , но за домами, возвышается церковь Святой Троицы. После мученической кончины в 1347 году Св. Антония Иоанна и Евстафия, в дубовой роще на месте их казни, православными христианами была сооружена бревенчатая часовня, а затем и церковь в которую перенесли святых страстотерцев (36). Через двести лет, местный русский князь Константин Иванович Острожский (1460-1539) соорудил на этом месте каменную церковь, правда надо отметить бывший Московский боярин был в опале у первопрестольной, из-за измены российскому подданству, полученному в пленении у московитян (38). Еще через двести лет к храму пристроили часовенки во имя Св.Иоанна Богослова и и Воздвижения Св.Креста. В прилегающих к церкви помещениях в разный период располагались мужские монастыри, Духовная семинария, и Мариинская женская обитель (36,37). На стене одного из домов, “троицкого дворика”, мемориальная доска напоминает , что здесь жил великий польский поэт Адам Мицкевич (А.Mickiewicz) (1798-1855). В нашем городе он закончил Виленский императорский университет и издал первый стихотворный сборник. В период становления независимости Литвы , пока собрание православного духовенства Литовской епархии, в сентябре 1992 года, по поводу «выхода из-под сени Московского Патриархата», ”сделало вывод, остающийся в силе и по сей день, что «существующее каноническое положение епархии в ближайшее время не нуждается в изменении своего статуса» (39), это святое для православных место, властями было передано нескольким прихожанам Униатской церкви, и храм приходит в запустение и ветшает. Букишкес, по улице Соду, церковь Покрова Богородицы конца ХIХ века долгое время была складом школы механизаторов сельского хозяйства. Пятикупольная, построенная из желтого кирпича на средства генерала армии, дочь которого уже в преклонном возрасте, после Второй мировой войны безуспешно ходатайствовала перед властями о возвращении здания Церкви (3). Недавно этот храм Покрова Богородицы возрожден и восcтановлен из небытия стараниями архиепископа Виленского и Литовского Хризостома. Люди добрые, помолимся миром о возрождении и остальных наших церквей и внесем посильную лепту в сохранение Православных храмов Литвы. Вильнюс 2003-2005

Анатолий: Такая красивая Александро-Невская церковь. Она явно все еще реставрируется. Прочитать про нее можно у нас на сайте: http://www.vilnius.skynet.lt/hramy.html#53

vineja: В Пятницкой церкви

странник: Репнинская часовня У входа в Вильнюсский парк Вингис со стороны улицы Чюрленио, за невысоким каменым забором виднеется чистенькое маленькое квадратное здание с ажурным крестом на своде крыши. Радуя глаз и являясь несомненным украшением этого кусочка леса,теперь почти в центре Литовской столицы,оно свыше двухсот лет назад было построено в предместье, когда-то загадочно именовавшимся Закрет. Вот как увековечил этот уголок нашего города Лев Николаевич Толстой в ”Войне и мир”: „...Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя,казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне.После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал-адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал-адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал-адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала.Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете”... Современная табличка-указатель в парке, на государственном скромно сообщает ”Repnino koplytėlė”-Репнинская капличка, и все, и привычный для города неоготический архитектурный стиль с колонами и четырех лучевовой крест, многих вводит в заблужнение. А ведь это православный некрополь, о котором в книге А.А.Виноградова ”Православная Вильна” сообщается: ”...В Закрете, за Юнкерским училищем, при дороге на небольшом возвышении находится каменная часовня, обнесенная оградойю. Под этой часовней погребена Наталия Александровна(1737-1796)( урожденная княжна Куракина прим.ред), супруга первого Виленского генерал губернатора, генерал-фельдмаршала Репнина Николая Васильевича, скончавшаяся в Вильне в 1796 году. Часовня состоит в ведени Свято Духова монастыря, и на ее ремонт и поминовение усопших членов рода князей Репниных завещан монастырю капитал в 2500 рублей”. Князь Николай Васильевич Репнин (1734-1801) в 11 лет записанный на воискую службу солдатом, уже в 15 лет сержантом участвовал в боевом походе с отцом на Рейн, а к 28 годам выслужился до чина генерал-майора.В разное время занимая высокие должности Полномочного представителя России в Константинополе, Варшаве или Берлине он предотвратил одну из войн в Европе того времени из-за ”Баварского наследства”, за что в честь этого события была выбита медаль с его профилем. Позже князь занимал посты генерал-губернатора в Орле, Смоленске, Пскове, Риге, Ревеле и Вильно. В ”Записках” (1860) сенатора и литератора Ивана Владимировича Лопухина о этом времени сообщается: ”...Тогда скончался Август III,( 1696-1763)( польский король прим.ред), на 67 г. от рождения, после тридцатилетнего государствования. Главною целью посольства князя Репнина было избрание в короли стольника литовского графа Станислава Понятовского: в этом важном поручении Екатерина II-ая более полагалась на него, нежели на своего посла в Варшаве, графа Кейзерлинга, и не обманулась...” В 1768 году между Россией и Польшей ,благодаря стараниям Репнина был заключен договор, где в III статье указывалось что ”Король и Речь Посполитая обязались обеспечить на вечные времена особливым сепаратным актом вольное исповедание веры греческой восточной...” Быт той эпохи – празничное застолье в хлебосольном доме князя, красочно описано в ”Старом житье” (1897) Михаилом Ивановичем Пыляевым:”...Пасхальный стол Репнина ничем не отличался от таких же столов королей Сигизмунда и Владислава.На средине огромного стола лежал цельный ягненок, изображавший агнца Божия. Затем стояли четыре больших кабана, соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросята. Двенадцать оленей с золотыми рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали двенадцать месяцев года, иногда вперемешку с оленями лежали и зубры, убитые в Беловежской Пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей; затем мазурки, жмудские пироги...” Николай Васильевич был из плеяды ”Екатерининских орлов” и честно прослужил четырем российским императорам как дипломат, государственный деятелель и полководец, оставив свой след в истории ведения боевых действий, блестящей победой над турецкими войсками в знаменитом Мачинском стражении, во время войны 1787-1791 гг.преведшими к мирным переговорам. О той эпохе увлекательно описывает Валентин Пикуль в романе хронике времен Екатерины II ”Фаворит”:…”Потемкин и Репнин имели очень много власти, зато ответственность за исход кампании свалили на одного Суворова.Был жаркий день, когда прискакaл курьер от принца Кобургского,молившего о помощи :оттоманский корпус в 40 тысяч валил прямо на его корволант.Суворов обявил марш :-На Форкштаны ! Наступление.Ярость.Ужас. Слово ”ретирада” из лексикона исключается… Христос с нами!” Тщанием Репнина, в 1794 году в Саратовской губернии в селе Репьёвка, была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца с колокольней и в 1797 родовая часовенка в Вильне, для которой им была заказана икона Воскресения Христова, кисти самого знаменитого местного художника, Францишка Смуглевича (Smuglewicz) (1745-1807), основоположника литовской живописи. Смуглевич оставивил нам о городе в котором он жил, творил и похоронен, цикл акварелей "Архитектурные виды старого Вильно"(1785)которые доносят до нас ту далекую эпоху и удивительные фрески на Библейские сюжеты, до сих пор украшающие стены и потолок библиотеки Вильнюсского университета. После Первой мировой войны 1914 года,вокруг Репнинской часовенки образовалось многонациональное кладбище, на котором, как указывают надгробные плиты похоронены: русские, немецкие, польские, австрийские, венгерские и турецкие солдаты. После Второи мировой, здесъ обнаружены еврейские захоронения жителей нашего города. Bсе могилы на этом братском некрополе на крутом берегу реки Нерис, в городском парке Вингис, содержатся самоупровлением города в надлежащем порядке, как и сам храм и не забудем перекрестится проходя мимо. Январь 2007

странник: * В Вильнюсе 19 февраля торжественно открыта мемориальная доска в честь Патриарха Всероссийского Тихона, причисленного в 1989 году Русской Православной Церковью к лику святых.

странник:

странник:

странник:

странник:

Анатолий: "В списке знаменитых русских, жизнь которых связана с Литвой, сотни и сотни имен. Многие из них хорошо известны, другие, как имя Патриарха Тихона, лишь в наши дни возвращаются из нарочитого забвения", - сказала Ирина Арефьева, председатель общества православного просвещения в Литве "Живой колос", радением которого увековечивается память святого. Будущий Патриарх, а тогда еще архиепископ Тихон (в миру Василий Белавин), возглавлял Литовскую кафедру с начала 1914 до середины 1917 года, когда он оставил Вильнюс с последним уходящим на восток эшелоном. Святителю Тихону суждено было стать одиннадцатым Патриархом всея Руси и первым Патриархом после 200-летнего перерыва, вызванного упразднением Патриаршества при Петре I. Святитель Тихон стал во главе Русской Церкви в переломное время не только для Церкви, но и для всей страны. Не раз он подвергался арестам, на Патриарха было совершено несколько покушений. По одной из версий, он был отравлен. В 1989 году архиерейским Собором Русской Православной Церкви Патриарх Тихон первым из новомучеников ХХ века был причислен к лику святых. http://web.sugardas.lt/

nestrannik: Вильнюс, 1978 г. Крестины

nestrannik: 1980, крестины второго сына, Ильи

Анатолий: Романовская церковь в Вильнюсе обновляется...

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

странник: Вчера вечером, в Вильнюсском Пречистенском Кафедральном соборе священник Дионисий, Соборовал последних мирян разных приходов нашего города, которые по каким либо причинам не успели принять это Таинство в Великий пост в своих церквях. Нас собралось шестьдесят прихожан разного возраста, правда всего только семеро мужчин, но трое из них -Владимиры. Моление началось в 17 часов в маленьком приделе во имя святителя Алексия Московского, который в бытность епископом Владимирским в 1348 году освятил этот собор, а потом стал духовником Дмитрия Донского. Соборующиеся расположились перед алтарем в три ряда полукругом, с заженными свечами, а священник совершая моление, чтения Евангелия и Апостола, затем обходил всех по очереди, каждому помазывая кисточкой обмокнутой в елей - лоб, веки на глазах, уши, щеки, уста, верхнюю часть груди, кисти на руках и ладони символизирующие ноги. Елеепомазав последнего в череде соборующихся, батюшка вновь совершал моление, чтения другой главы Евангелия и Апостола и потом опять обходил всех по очереди. Семикратно это совершалось над каждым из нас, и в это время всем остальным можно было присесть на рядом стоящую за каждым общую скамеечку, которые заботливо были расставленны в храме заранее. Ожидающие своей очереди, потихоньку но немного вразнобой напевали псалмы, взывая к Господу о помиловании нас. Мы все наверно знали, придя в этот вечер в церковь , что священник проводит над нами одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помощи выздоровления от недугов и дарующее прощение забытых и не исповеданных грехов, это Таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. VI, 13). Через четыре часа после начала Елеосвящения, семижды помазав каждого , отец Дионисий раскрытое Евангелие по очереди возлажил на голову каждому из нас, просяя о прощении всех грехов соборуемого у Господа и Евангелие как исцеляющая рука Спасителя завершило это Таинство. Оставшийся елей, батюшка попросил молодую хозяйку свечноного ящика отлить каждому из нас в заранее приготовленные для этого небольшие баночки, чтобы мы могли частичу Благодати ниспосланной на нас в этот вечер, принести и близким, зажгя и дома огарочек свечи недогоревший в наших руках в храме . Спаси Бог. 29 марта 2007

Coo3R: Церквушка на окраине города, жалко что окрестности так быстро меряются

Анатолий: Coo3R Чуть-чуть дальше административной границы города. Храм Рождества Христова Вильнюсский р-н, посёлок Букишкес, ул. Соду

странник: Христос Воскресе ! Божественная Литургия и Крестный ход в Свято Духовом монастыре связи мученической кончиной 660 лет назад святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, которые прошли сегодня 27 апреля 2007 г.

странник:



полная версия страницы