Форум » Достопримечательности и посещаемые места » Церкви » Ответить

Церкви

Анатолий: Церкви Информация: "ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА" на нашем сайте: www.vilnius.penki.lt/hramy.html На сайте собрана информация о 79 костелах, церквях, часовнях и других молельных домах.

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

странник:

странник:

Tropinka: Пятницкая церковь по ул. Диджёи


карлсон: ХРАМЫ РОССИИ ВИЛЕНСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ http://www.temples.ru/main.php?op=page&name=06102004092237(5of15)

vineja: карлсон, спасибо за ссылку

Tropinka: ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО ВИЛЬНЮСА На протяжении всей истории православная церковь Литвы, даже отделенная границами от Московской патриархии, от России, оставалась, как считают историки "наиболее влиятельным тормозом ассимиляции русского национального меньшинства". Зримыми символами истории пребывания русских на этой земле являются многочисленные православные храмы. В Вильнюсе их осталось 12, хотя в XV веке в Старом городе было 20. Остальных уничтожили время и пожары. История каждой Вильнюсской церкви связана с русской культурой. Например, построенный в XV веке Пречистинский кафедральный собор – ровесник башне Гедиминаса, символа Вильнюса, – встречал свадебный кортеж дочери Великого Московского князя Иоанна III Елены, венчавшейся с Великим Литовским князем Александром. Под сводами храма тогда звучали те же песнопения и церковно-славянские тексты, которые и сегодня звучат для новобрачных. Время порой жестко и кощунственно относилось к этому древнему церковному зданию: в начале XIX века оно было превращено в ветеринарную клинику, скотолечебницу, затем в приют для городской бедноты... Возродился Кафедральный собор, как и многие православные храмы Вильнюса, в последней трети XIX века благодаря пожертвованиям, собранным в России. Над его восстановительным проектом работали профессора Петербургской академии художеств. Выдающийся зодчий А.И. Резанов – автор проекта часовни Иверской Божией матери, что на Красной площади в Москве, и Ливадийского императорского дворца в Крыму. Наверное, поэтому мы чувствуем под сводами храма какое-то особое чувство принадлежности к русской нации, к русской культуре, которая досталась нам от предков, строивших наши церкви. "Русский" район Вильнюса "Русский" район в 16 в. занимал огромную территорию. Приблизительные его очертания - вся улица Великая (современная Диджёйи плюс Аушрос Варту) с обеих сторон от южных "Острых" или "Троицких" ворот до восточных "Спасских" ворот. На всём этом пространстве не было ещё ни одного католического храма. По праву, эту улицу сегодня можно было бы назвать "Русской" (Русу) и в этом была бы великая историческая правда. Всегда в древности улицы назывались по стоящему на них храму. Так сегодня возвращены древние названия улицам Шв.Йоно, Шв. Игното, Шв.Казимеро, Вису Швянтую, Шв.Стяпоно и т.д. В православном направлении - ул. Шв. Двасёс (Свято-Духовая), с задней стороны православного монастыря. Кроме того к "русскому" району принадлежали два огромных предместья за городской стеной. За южными воротами города - это огромное пространство с историческим названием "Росса" (Расу). Здесь, в Никодимовском переулке, молились в Свято-Георгиевском храме (сгорел в 1655 г.), при этой церкви находились также обширное кладбище и богадельня, действовало Русское Юрьевское Братство. За восточными воротами ("Спасскими", сейчас не существуют) начинается предместье "Заречье" (Ужупис). Неподалёку от "Спасских" ворот находилась церковь Св. Петра и Павла (сейчас не существует). Это направление на Полоцк, так и называется улица - Полоцко. В этом районе издревле селилось православное духовенство. Отсюда и название улицы - "Поповская" (ныне - КРИВЮ) и всего района - "Поповщизна" (ул.Филарету). От тех названий не осталось и следа. Кстати, улица Кривю ("Поповская") расположена у подножия горы, которая в советское время называлась Калну паркас (Нагорный парк) и именно здесь и находился знаменитый Кривой замок. Историческая справка: Православный митрополит постоянно живёт в Вильне с 1415 года. Первым им был Григорий Цамвлак. Интересное описание Вильны 1599 года даёт польский писатель И.Крашевский в своей повести "Последний из рода Слуцких". "Город был разделён на несколько управлений (юрисдик). Главное - ратушное - помещалось в ратуше, большом здании, с башнею, на которой были часы... Здание это возвышалось по средине главного городского рынка, в центре города... По обеим сторонам ратуши, между лавками и толпою торговцев, возвышались два напоминания о суде и наказании, о магистратской и войтовской власти: позорный столб, называемый обыкновенно Пилатом, и виселица... В нижнем этаже ратуши находились также лавки, винный погреб и склад товаров, весы и воскобойня, а наверху - палаты совещаний и войтовских судов, в которых портрет Сигизмунда-Августа составлял единственное украшение. Там же помещался архив, хранилась городская казна за несколькими замками, ключи от коих носили за поясом бургомистры... Позади ратуши начиналась улица, называемая Немецкою, откуда еврейство разливалось по городу... Далее в глубь вела улица, на которой по левой руке возвышались стены ставропигиальной Св.-Духовской церкви с монастырём. На правой руке обширная гостиница для русских купцов, а также православный Троицкий монастырь, основанный когда-то князем Константином Острожским..." Перенесемся на Ратушную площадь. Здесь возле Воскресенской церкви на пересечении со Стеклянной улицей находилась типография в доме Якова Бабича. Здесь свои книги печатал... кто? При возведении его в степень бакалавра в Краковском университете было записано "Франциск из Полоцка, Литвин". Правильно - Скорина. А далее после Брестской церковной унии (1596 г.) все эти церкви перешли униатам (кроме Св.-Духового монастыря), началось преследование православных, запрет на строительство в восточном стиле, запрет "русского" языка (1696 г.) и "русский" район постепенно превратился в ... польский. По материалам форума www.istorija.net

Анатолий: Церковь и монастырь Св. Духа. О нем.

palladin: Вообще может кто знает по-подробнее об этой часовне?

Анатолий: palladin Небольшая информация о церкви Св. мученицы Екатерины есть на нашем сайте www.vilnius.penki.lt.

странник: В Свято-Духовом монастыре объявление о организуемой фотовыставке БОЖИЙ МИР СКВОЗЬ ОБЪЕКТИВ. Вот предполагаемые для выставления мои работы, был бы благодарен за Ваши суждения: 1.СВЕТ В ОКНЕ...

странник: 2."По ком звонит забытый колокол..."

странник: 3. Монастырь

странник: 4. Миром Господу помолимся...

странник: Забитая церковь...

vineja: странник, мне понравилось. Особенно - "По ком звонит забытый колокол...".

странник: VINEJA, спасибо! Эти работы набрали по одному плюсику.

Карпуля:

Карпуля:

Карпуля:

Карпуля: Свято Духов

Карпуля:

Карпуля:

Карпуля:

Карпуля:

Карпуля:

Карпуля:

Карпуля: Кресты над городом

Карпуля: Скоро у Никольской все благоустроят

Карпуля: В библиотеке монастыря

странник: С праздником Покрова Богородицы, Вечеслав!

gemini: Вот нашла в своих архивах старую фотографию. Какой храм на ней изображён, отгадать несложно, а вот откуда было снято (много лет тому назад)?

карлсон: gemini Со двора военкомата.

gemini: Карлсон Из соседнего

Анатолий: Ремонт храма Знаменская церковь

Gelaviva: Русская церковь.

Анатолий: ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА

странник: ПЕРЕД НОВОЙ ИКОНОЙ... В Свято-Духовом монастыре, недалеко от изголовья раки, где упокоенны Виленские святомученики Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие за православную веру в дохристиянской Литве, вот уже несколько лет с новой иконы «Собора новомучеников и исповедников Российских», взирают на нас Святые угодники Божии пострадавшие за веру от гонителей Христа в годы канувшие в Лету недавно. Многие подвижники веры и благочестия, необоснованно репрессированные в богоборческие годы и канонизированные Русской Православной Церковью на последних Архиерейских Соборах, узнаваемы клиром и прихожанами наших церквей, ведь когда-то в земной жизни эти Святые люди бывали в нашем городе, посещали святыни «стародавней Вильны» и молитвенно связаны с нами. На иконе работы иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского института, на фоне воссозданного недавно храма Христа Спасителя, где теперь и проходят Архиерейских Соборы, вокруг возвышающегося Креста и Престола с раскрытым Евангелием на странице: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити...» (Мф. 10:28), полукругом расположились все канонизированные праведники последних времен, хотя размеры пространства изображения ограниченны и не позволяют написать невинно пострадавших поименно. Во главе левой группы иерархов мы узнаем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, взошедшего на Патриарший Престол с Виленской кафедры, которую он окормлял в судьбоностный для России период с 1914 по 1917 год. Небольшой отрывок о земной жизни Святейшего в нашем городе, из книги Михаила Востышева «Крестный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и и всея России»:« 24 января 1914 года Владыка Тихон прибыл в Вильну, в Свято-Духов монастырь - центр религиозной жизни Литовской епархии. Созданная в ХVI веке, эта обитель в тяжелые годы борьбы православной веры с унией не угасила своего светильника и несмотря на вековые испытания, не утратила жизнеспособности. В первые же месяцы Архиепископ Тихон объезжает города и села своей епархии и, как и раньше, повсюду посещает храмы, совершает богослужения, без устали, по нескольку часов кряду благословляет народ, раздает крестики, осматривает монастырские и крестьянские хозяйства, экзаменует в школе учеников, проповедует. Для любящего во всем простоту Архиепископа нелегко было поддерживать внешний престиж духовного главы господствующей в крае Церкви, где хорошо помнили польскую пышность и гонор. Но Владыка и не пытался менять своих привычек. Вот он едет из Вильны на свою архирейскую дачу, Тринополь, в простой коляске и в дорожной скуфейке, и встречные – русские, поляки, евреи – низко кланяются ему, уже не удивляясь непритязательности Владыки...» В неспокойное для России время 1917 года, когда на Соборе Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества, закономерно и убедительно из глубины народа прозвучало требование простых крестьян: «У нас больше нет царя, нет отца, которого мы любили… мы Христьяне и хотим Патриарха!». Избранный Патриарх Тихон не обманул надежд Божьего люда пережив несколько покушений организованных ГПУ, неоднократно арестованый властями и даже приговореный к смертной казни , но «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была бы польза». Сохранилась записка в Политбюро наркома иностранных дел Г.В. Чичерина «о невынесении смертного приговора Тихону» и решение ЦК от 12 апреля 1923 года по этому вопросу, где «Поручить Секретариату ЦК вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины.» Дмитрий Сафонов в статье «Почему не состоялся процесс над Патриархом Тихоном» www.pravoslavie.ru приводит эти документы. В сводке осведомителей органов ГПУ, № 6 за 20 апреля 1923 года сообщается:«В толпе замечается сильный подъем религиозного чувства, храмы переполнены как никогда. Тихона уже считают мучеником». Первому среди равных, в сонме выдающихся епископов Русской Церкви периода гонений в XX веке, на иконе посвещено отдельное клеймо слева от средника, где Патриарх Тихон со стены Донского монастыря, во время содержаная его под арестом, благословляет духовенство и прихожан с маленькими детьми. 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, произошло долгожданное прославление Святителя Тихона в сонме Святых. Семья последнего российского императора Николая II, в царственных одеждах стоит на среднике иконы ниже престола покрытого алым облачением. Государь посетил наш город в связи с боевыми действиями Первой мировой войны и оставил в личном дневнике: « 25–го сентября. Четверг.Утро было холодное, но солнечное. Встретил огромный обоз 11-й Сибирской стрелковой дивизии, шедший вперед к границе. В 11 ч. поехал в Вильну. По всему пути встречал воинские поезда. Приехал в Вильну в 3 часа; большая встреча на вокзале и по улицам стояли войска шпалерами — запасные батальоны, ополчения и к моей радости спешенные эскадроны 2-й гв. кав. див. и конных батарей. Заехал в собор и в военный госпиталь. Оттуда в здание жен. гимн., где был устроен лазарет Красного Креста. В обоих заведениях обошел всех раненых офицеров и нижних чинов. Заехал поклониться иконе Остробрамской Божьей Матери. На вокзале представилось Виленское военное училище. Уехал очень довольный виденным и приемом населением, вместо 6ч. — в 8½ час...» - из книги Олега Платонова «Терновый венец России». Во время одной из поездок на фронт уже в должности главнокомандующего армией, несмотря на опасность близко расположенных немецких солдат, Николай II спустился в окопы передовых солдат нашей пехоты, что послужило основанием для представления Думой Юго-Западного фронта его Величества к ордену Св. Георгия 4-й степени. О прифронтовой Вильне, принявшей тяжелое бремя войны, оставила воспоминания в письмах мужу императрийца Александра Федоровна, со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной посетившая город: «Дорогой мой,...Вильну мы прибыли в 10 1/4 — на станции губернатор, представители военного ведомства, а также Красного Креста. Я увидела 2 санитарных поезда, а потому тут же обошла все вагоны, очень благоустроенные и предназначенные для нижних чинов — среди них несколько тяжелораненых, но все бодрые. Их привезли сюда прямо с поля сражения. Заглянула в питат. пункт и амбулаторию. — Оттуда в закрытых автомобилях (меня сейчас прервали — Митя Ден. только что пришел ко мне проститься) мы проехали в собор, где лежат мощи 3-х святых, потом к образу Пресвятой Девы (подъем едва не убил меня), — какой дивный лик у иконы, как жаль, что к ней нельзя приложиться! Царское Село. 23 ноября 1914 г. Воскресенье.» 17 июля исполняется 90 лет со дня мученической кончины царской семьи в подвале Епатьевского дома в Екатеренбурге. На отдельном клейме мы видим эту семью - малую Церковь сплоченную общей молитвой, которая проходит по ступеням подвала в вечность, и будет причисленна к лику Святых как безвинные страстотерпцы, безропотно принявшие страдальческую кончину. Царь снял по требованию революционных конвоиров погоны полковника русской императорской армии, белый Георгиевский крест с полевой гимнастерки палачи сорвали только после его казни... В нижнем ряду средника, по правую руку от царской семьи, приковывают взор две узнаваемые хрупкие женские фигуры в светлых монашеских одеяниях. Их страдальческой кончине тоже посвещено отдельное клеймо, на котором Великая княгиня Елисавета Федоровна и инокиня Варвара красногвардейкими штыками сталкниваются в шахту рудника под Алапаевском. На дне ее, в темноте, княгиня нашла в себе силы покалеченной перевязать раны умирающего Иоанна Константиновича Романова, о чем свидетельствуют показания следователей Белогвардейской армии обнаруживших место казни. А за пять лет до изображенных трагических событий, в мае 1913 года в Константино-Михайловской церкви нашего города, как повеструется в недавно изданной книге Германа Шлевиса «Православные святыни Вильнюса»: «Чин освящения храма-памятника совершил архиепископ Агафангел в сослужении епископа Елевферия, епископа Туровского и Минского Митрофана и епархиального духовенства. На торжества прибыла Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова в сопровождении трех сестер основанной ею в Москве Марфо-Мариинской православной обители. Представителям династии Романовых довелось еще раз посетить Константино-Михайловскою церковь, но уже по печальному поводу.1 октября 1914 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин) служил здесь панихиду по Великому князю Олегу Константиновичу. Корнет русской армии Олег Романов был смертельно ранен в боях с немцами под Ширвинтай и скончался в Виленском госпитале на Антоколе. На панихиду приехали из Петербурга отец Олега - Великий князь Константин Константинович Романов, его супруга и трое сыновей - братья погибшего...» Князь Олег Константинович погиб с оружием в руках защищая Россию, а его родные братья Великие князья Константин, Игорь и Иоанн Константиновичи, в одной шахте разделили печальную судьбу с преподобномученицами.На стыке 2004-2005 годов, горожане Вильнюса, Каунаса, Клайпеды и Висагинаса поклонились Елизавете и Варваре в их святых мощах, прибывших к нам из Святой Земли, в память об этом знаменательном событии, из церкви «Введения во храм Пресвятой Богородицы» города атомщиков, эти Святые жены молитвенно взирают на нас с иконы иконописца Ольги Кириченко. Соборность Церкви в сонме новомучеников и исповедников Российских, представлена разными людьми составляющими Ее единство и это подтверждается, присуствием множества простых мирян на иконе, и где-то среди группы «безымяных Святых жен», на жителей Вильнюса взирает мама и бабушка одной семьи наших прихожан, святая новомученица Наталия Скопинская. В прошлом году в газете «Встреча» издаваемой Православным Братством Литвы, журналист Ирина Арефьева взяла интервью у ее дочери:« Мама все силы отдавала нам и Церкви, вспоминала Мария Степановна.- Почти каждую неделю она ездила в Москву за свечами и кагором для богослужения. Как человек грамотный была казначеем, потом ее выбрали старостой церковного совета. 26 июня 1935 года за усердную ревностную службу на благо Церкви казначей Наталия Козлова по представлению о.Евгения Светлова была награждена Почетной грамотой епископа Скопинского Игнатия ( Садковсого).Но гонения на Церковь все усугублялись. Арестовали священника нашей Благовещенской церкви, а затем и епископа. Мать призывала сопротивлятся беззаконию властей. Сама писала о.Евгению в тюрму о делах прихода, посылала епископу Игнатию в заключение передачи, деньги...Двое пришельцев все перевернули в доме – искали письма о.Евгения Светлова. Всю религиозную литературу, которую мама сама чатала и мне давала читать, сгребли в мешки и уволокли в «воронок ». Исподтишка мама сунула мне толстую старую книгу: «Сохрани Библию, Маня !». Я припрятала Книгу в подвале, не думала, что она станет когда-нибудь экспонатом в музее Бутова...» Безвестным монахиням, матерям, женам и сестрам духовенства, в великом множестве простым прихожанкам - «белым платочкам», за веру безвинно высылаемым в лагеря и тюрьмы, их исповеднеческому подвигу периода гонений богоборческой власти с русским народом на иконе посвещено отдельное клеймо, где женщина в «белом платочке» прижимает к себе малых деток, прощаясь со связанным священиком, конвоируемым оглянувшимся красноармейцем, этот солдат еще и безоружной семье угрожает винтовкой, а двое других святотатственно снимают потир с престола. Все злодеяния происходившие в России 20-40 годов , в 40-50 повторились и Литве, когда советская власть с волной репрессий на духовенство и прихожан докатилась и до нашего края, «влившегося в СССР – народов море...». И где–то на этой иконе «Собора новомучеников и исповедников Российских», среди «необозримого числа безвестных святых мучеников от священства и монашества», пострадавшие священники и нашей Епархии. Благодаря последним публикациям Ирины Арефьевой у нас помнят их поименно, потому что:«Количество репрессированных с 1939 по 1958 год православных соответствовало процентному составу населения Литвы. Из 240 арестованных и сосланных представителей духовенства разных конфессий, среди документов Особого архива Литвы обнаружены и Дела 13 православных священников и двух регентов церковных хоров.» Будем надеятся, что со временем Они тоже будут прославлены в сонме Святых как пострадавшие за Русскую Церковь «в поистине смертельной борьбе с силами ада, не смогшими одолеть святых Божиих.» Миром Господу помолимся об этом. В библиотеки Свято-Духова монастыря, отдельным альбомом представлена «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе», откуда и подчерпнута часть информации. Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас грешных. 26 апреля 2008

Анатолий: 1. Константино-Михайловская церковь, ее еще называют Романовской. Церковь возведена в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых в 1913 году. Несмотря на свой возраст, она является самым молодым православным храмом Вильнюса.

Анатолий: 2.

Анатолий: 3.



полная версия страницы