Форум » Достопримечательности и посещаемые места » Синагоги » Ответить

Синагоги

карлсон: Синагоги

Ответов - 101, стр: 1 2 3 All

semion63: Иллюстрация интерьера Большой синагоги во время праздничной молитвы. Из книги-каталога выставки "Zydu gyvenimas Lietuvoje", типография "Zara" (год не указан) Надпись под снимком: Виленская Большая синагога, стоявшая в глубине еврейского квартала. Согласно действующим ограничениям, синагога примерно на 2 метра была заглублена в землю, чтобы не возвышаться над костелами.

VIKI: Вот что я нашла

VIKI: Эти фотографии я нашла в Интернете в музее Яд Ва Шем в Иерусалиме.


CARINA: semion63 Gedis, а у вас нет довоенных фото или списка всех синагог Вильнюса? Мне вчера рассказали, что на Wiłkomiersk-ой (в советское время - Укмергес) тоже была синагога.

Walles: CARINA Na Wiłkomierskiej były dwie większe synagogi: 1/ Wiłkomierska 70 (teraz to miejsce około domów Lvovo g. 97 do 103) 2/ Wiłkomierska 110 (okolice skrzyżowania Ukmerges/Paribio) * На Вилкомирской были две большие синагоги: 1. Вилкомирская 70 - сегодня это место около домов Львово 97 до 103 2. Вилкомирская 110 - в районе пересечения Укмергес/Парибе

CARINA: Walles, а меньшая - над рекой у музея?

vineja: Walles, а синагогу, вернее, молельный дом на Виленской, конечно, знаете? А молельный дом на нынешней ул. Гаоно, 8?

карлсон: Нашел еще две бывшых синагоги: Гелю 3 и 6 (Buv. Vilniaus sinagoga Gėlių g. 6 (S871)) Больше информации здесь

Анатолий: Синагога на ул. Пилимо

Traveller: ..."and Vilnius became a spiritual center, with 100 synagogues" ..."и Вильнюс стал духовным центром с сотней синагог" Это цитата из ссылки, приведённой Геннадием. Думаю, 100 синагог - это явная метафора. Во всяком случае, читать об этом нигде больше не приходилось.

Olga: Точнее было бы сказать «более 100 синагог и молитвенных домов». В словаре Брокгауза и Ефрона среди статистических данных о Вильне можно прочесть: "еврейских синагог 5 и молитвенных домов 72 (данные, очевидно, на 1889-1890 гг. - Olga)". Там же содержатся сведения о том, что (по данным переписи 1875 г. – Olga) жителей в Вильне было 82668 человек, в том числе евреев – 37909 чел. В 1914 г. в Вильнюсе проживало 98 000 тыс. евреев, а всего население города составляло 235000 чел. Увеличилось еврейское население – соответственно, возросло и число синагог и молитвенных домов: по законам Российской империи молитвенные дома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги - на 80 за счет верующих. Но молитвенные дома – это не обязательно особое культовое здание. Молитвенные дома часто содержали на свой счет даже не слишком состоятельные, но набожные евреи. Они часто организовывались по профессиональному признаку (молитвенный дом извозчиков, мелких торговцев, сапожников, портных, кожевников и т.п.) и могли располагаться просто в одной из комнат густо заселенного разными семьями дома. Поэтому и было таких молитвенных "домов" много. Мне запомнился, например, документ, в котором музыканты-евреи просили разрешения открыть собственный молитвенный дом, потому что по роду занятий они не могли молиться в синагоге в обычные часы, так как бывали заняты по вечерам. Часто эти молитвенные дома назывались по имени (даже не по фамилии) основавшего этот молитвенный дом еврея. Молитвенным домом часто становилось и жилище раввина. Так что «свыше 100 синагог и молитвенных домов» - это не метафора. Надо лишь учитывать специфику еврейских молитвенных домов, которые, кстати, использовались не только для отправления богослужений и молитвы, но и являлись своеобразными религиозными школами.

Traveller: Olga пишет: Точнее было бы сказать «более 100 синагог и молитвенных домов». Совершенно с Вами согласен. Это проясняет картину. Всё-таки, синагога-это отдельное культовое здание, а молитвенный дом, как Вы отметили, далеко не всегда соответствует этому определению. В то же самое время, Matt Gross в своей заметке пишет именно про 100 синагог. Впрочем, ему простительно. А построить и содержать 100 действующих храмов было бы весьма затруднительно и с финансовой точки зрения.

Olga: Источники на английском языке чаще всего дают общее число: сто, сто шесть, более ста, именуя синагогами все конфессиональные учреждения евреев, а не только собственно синагоги. Возможно, это трудности перевода. Хотя встречаются и более верные формулировки: "more than 100 synagogues and prayer houses". В любом случае, Вильна (на языке идиш - Вилнэ) в начале ХХ века поражала обилием еврейских религиозных и культурных центров.

карлсон:

сержгол: Синагога и библиотека. Фото Я.Булгака. Из книги Альге Янкявичене "Вильнюсская Большая синагога", 2008 г.

сержгол: Юго-восточный фронтон синагоги. Фото Я.Булгака. Из книги Альге Янкявичене "Вильнюсская Большая синагога", 2008 г.

сержгол: Арон ха-кодеш (Шкаф со Священными свитками). Из книги Альге Янкявичене "Вильнюсская Большая синагога", 2008г.

сержгол: Арон ха-кодеша шкафа двери. Фото Я.Булгака. Из книги Альге Янкявичене "Вильнюсская Большая синагога", 2008 г.

Еленира: Гелю, 6 Почти каждый день похожу мимо этого здания. В советские годы здесь был цех по производству картонных коробок. Но отец говорил, что это синагога. Может быть у кого-нибудь есть по этому зданию информация? Если это так, может быть было бы справедливо дополнить им список культовых зданий города.

Еленира: 2.

Еленира: 3. И апсида имеется.

Gedis: Еленира пишет: Может быть у кого-нибудь есть по этому зданию информация? Эта синагога зарегистрирована в регистре культурных ценностей Литвы: žr.registro įrašą.

Еленира: Браво, Gedis! Какая информированность! Каждое подключение к этому сайту меня просто потрясает! Большое спасибо!

карлсон: Улица Швянто Микалояус (Святого Николая), и далее бывшее ее продолжение улица Жиду (Еврейская), перерезанная расширенной после войны улицей Вокечю (Немецкая).

карлсон: Это уже улица Жиду, с видом в сторону улицы Вокечю. Справа находится детский сад.

карлсон: А на месте этого детского сада ранее была Большая виленская синагога

карлсон: И на днях возле детского сада начались раскопки.

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон: По соседству памятник Виленскому Гаону.

карлсон: Рядом стенд, посвященный синагоге.

pika: Раскопки обнаружили основание одной из колонн

kept: Еленира пишет: отец говорил, что это синагогаЕленира, Zavel Synagogue. Как я понимаю, Завел - это имя кантора, певшего в этой синагоге. Но я не уверен.

Olga: Скорее, синагога была названа по имени основателя. Канторы менялись... Из путеводителя по Вильнюсу Г. Аграновского и И. Гузенберг о синагоге на ул. Гелю, 6:С начала XIX в. здесь находилась синагога Завеля Гермайзе и Давида Левинсона. Перестроенная в начале XX в., она приобрела характерную планировку: одноэтажный общий зал и отделение для женщин на втором этаже над входом в синагогу. До войны эта синагога считалась третьей по значению в городе (после Большой и Хоральной).

Еленира: kept, замечательно, здания вновь обретают имена! Уж не знаю так ли это, но мне кажется после публикации фотографий синагоги Завеля на этом сайте, двор почистили, вывезли кучи мусора из углов. Культурная ценность все таки! Странно, власти собираются отстраивать Большую синагогу, хотя никто их об этом не просит, а еще существующие здания стоят в запустении.

карлсон: Хоральная синагога на улице Пилимо в 1901—1903 годах построена по проекту архитектора Алексея Полозова (1820—1903). Фотографии октября 2008 года.

карлсон:

карлсон:



полная версия страницы