Форум » Достопримечательности и посещаемые места » Кафедральная площадь » Ответить

Кафедральная площадь

Анатолий: Снимки и сообщения, рассказывающие об истории и нынешних днях Кафедральной площади и части территории, прилегающей к подножию горы Гедиминаса.

Ответов - 221, стр: 1 2 3 4 5 6 All

CARINA: NАPOLEON ORDA - польский художник (1807-1883) Dolny zamek założony przez W.X. Gedymina r. 1322. Odbudowany 1505 przez Alexandra Jagielończyka dla żony Heleny córki Iwana Wasylewicza. Tu mieszkali Królowie Zygmunt I i Zygmunt August. Zniszczony za Wojny Szwedzkiej 1661. Stał w murach do r. 1797 przytykając murami do Kaplicy S-go Kazimierza. Zrysowany z natury przez Architekta Rossa r. 1793. Перевод: Нижний замок, заложен великим литовским князем Гедиминасом в 1322 г. Отстроен в 1505 Александром Ягелончиком для жены Елены и дочки Ивана Васильевича. Здесь проживали короли Сигизмунд I и Сигизмунд Август. Разрушен во времена Шведской войны 1661 г. Стены сохранялись до 1797 г. примыкая к часовне Св. Казимира. Срисован с натуры архитектором Росса в 1793 г.

Olga: CARINA Здорово! А Нижний замок - это и есть отстраиваемый ныне Дворец правителей? Его снимок в теперешнем виде:

CARINA: Olga нет, нижний, это комплекс зданий, в который входили и арсенал, и дворец Великих князей - Valdovų rūmai, и башни... Vilniaus pilys pagal 1740 metų planą. Aukštutinė pilis: 1. vakarinis bokštas; 2. pietinis bokštas (išlikę pamatai); 3. rūmai (likę griuvėsiai) Žemutinė pilis: 4. vartai ir tiltas į miestą (Pilies gatvę); 5. kelias ir tiltas į Tilto gatvę; 6. arkikatedra; 7. Vyriausiojo tribunolo rūmai; 8. Vyskupų rūmai; 9. Valdovų rūmai (rekonstruojami); 10. rūmų sodas; 11. rūmų pastatas, nuo XVIII a. pab. arsenalas, dabar muziejus; 12. šiaurės rytų bokštas ir arsenalo vartai; 13. arsenalo kiemas Вильнюсские замки на плане 1740 года Верхний замок: 1. западная башня; 2. южная башня (сохранился фундамент); 3. дворец (остались развалины) Нижний замок: 4. ворота и мост в город (улица Пилес – Замковая); 5. дорога и мост на улицу Тилто – Мостовую; 6. кафедральный Собор; 7. Дворец Верховного трибунала; 8. Епископский дворец; 9. Дворец правителей (реконструируется); 10. дворцовый сад; 11. здание дворца, с конца XVIII века арсенал, сейчас музей; 12. северо-восточная башня и ворота арсенала; 13. двор арсенала


Olga: CARINA Я в пространстве никак не ориентируюсь, но, по-моему, фасады Нижнего замка на Вашем рисунке и того, что отстраивают сейчас под названием Valdovų rūmai, - очень похожи. А вот что пишут литовские источники о Нижнем замке: IŠ VALDOVŲ RŪMŲ ISTORIJOS Lietuvos valdovų rūmai buvo Žemutinės pilies centre – tarp Katedros ir Gedimino pilies kalno. Juos sudarė keturi korpusai, kurie supo netaisyklingą keturkampį kiemą. Iš pietų, šalia rūmų, buvo sodas, o iš vakarų prie jų glaudėsi Katedra. XVIII a. pab. piešiniuose rytų ir pietų korpusai vaizduojami trijų aukštų. (ИЗ ИСТОРИИ ДВОРЦА ПРАВИТЕЛЕЙ Дворец правителей Литвы находился в центре Нижнего замка – между Кафедральным Собором и горой замка Гедиминаса. Его составляли четыре корпуса, которые окружали неправильной формы четырехугольный двор. С юга, около дворца, был сад, а с запада к нему примыкал Кафедральный собор. На рисунках конца XVIII века восточный и южный корпуса изображаются трехэтажными.) Значит, Дворец правителей - все же какая-то часть Нижнего замка? И то, что изображено на польском рисунке, теперь восстанавливается (а на деле - строится практически на пустом месте)? Вот рисунок Дворца правителей с официального сайта Valdovų rūmai. А ниже - Ваш польский рисунок Нижнего замка. Они идентичны?

CARINA: Olga да, это только часть, и он назывался дворцом Великих князей. А на польском рисунке - нижний замок, видимо, потому что вместе с базиликой.

Анатолий: Рисунок очень похож на зеркальное отображение ныне отреставрированного Дворца правителей...

CARINA: Анатолий, значит, это просто рисунки, значит, строят по одному из них а больше ничего не значит А так? Смотрите, как бы стоя спиной к башне Гедимино.

Анатолий: Все правильно, здание стоит также как и на плане.

Coo3R: Вот сегодня по новостях был репортаж о доме пионеров, а именно быть или не быть ему... Одни эксперты истории и архитектуры утверждают, что это здание имеет историческую и архитектурную ценность, другие - что не имеет...

странник: Сохранилась..

карлсон: "Vilnius in your pocket" 1997

карлсон: Археологи что-то раскопали возле памятника Гедиминасу

isashka: Сегодня в центре Кафедральная площадь

isashka: Та же площадь

карлсон:

Gelaviva: А вот так выглядела ёлка на Кафедральной площади в 1960 году.

карлсон: VALDOVŲ RŪMAI (ДВОРЕЦ ПРАВИТЕЛЕЙ) Фотографии о ходе строительных работ. lvr.lt

Gelaviva: Площадь.

сержгол: Фотография со старой открытки,год -1931,а открытка была с фотографии.

сержгол: Еще на эту-же тему:

Gelaviva: Источник ebay.de

Анатолий: 1950 год. http://fotki.yandex.ru/users/owen1141952/view/21609/

сержгол:

Анатолий: На Кафедральной площади в 1915 году была бензоколонка... pensija.com

Юрий53: 1956 г. Замковая гора башни Гедимина

Brachka: Год где-то в районе 1 мировой. Ссылка

Татоха: Картинная галерея. Фото А. Рязанцева. 1973.

Татоха: Площадь Гедиминаса. Колокольня. Памятник архитектуры XIV-XV вв. Фото Б. Елина. 1978.

Татоха: Картинная галерея. Фото А. Рязанцева, 1980.

Татоха: Площадь Гедиминаса. Картинная галерея. Фото В. Казенаса, 1980.

Шева: 1 Ноября 1939 г. Вид на башню Гядиминаса и Кафедральньный собор с борта разведывательного самолета ANBO A.Gamziukas, G.Ramoška Lietuvos karinė aviacija 1919 - 1940 Nuotraukų albumas Lietuvos aviacijos muzejaus leidykla "Plieno sparnai", Kaunas P.S. Не ругайте за качество скана, оригинал не лучше.

карлсон: postcards.delcampe.net

Юрий53:

misha_or: Юрий53, замечательный снимок! И самый, что ни на есть, исторический, особенно в верхней части.

misha_or: Фотография датирована 1930 годом. © Bettmann/CORBIS

kept: А стоял ли постамент от памятника Екатерине II до тридцатых годов?

Tom: Солдаты, кажется, русские. Но на какой то странной танкетке, сидя на броне, несутся зачем то по лестнице. Уж не монтаж ли это, или просто пропагандистский снимок?

Brachka: Tom, да не монтаж это, танк - лендлизовский, а солдаты, естественно, советские (национальность по снимку не определим, да и надо ли?). Снимок из книги «Танки Ленд-Лиза» (авторы М.Коломиец, И.Мощанский), отпечатан на стр. 27 с надписью:Танк ст.л-та Волкуладзе «Валентайн IX» в столице Литвы. Лето 1944 г.Там ещё в левом нижнем углу должны быть буквы «КА», что означает, что снимок из частной коллекции авторов.

semion63: Tom, этот снимок находится на сайте www.antraspasaulinis.net. Кстати, с буквами КА в левом нижнем углу...

Talifero: Привет всем !! Посмотрел что здесь много знающих людей , решил спросить. Где это место, где этот памятник находился? http://memory.loc.gov/pnp/prok/02200/02222v.jpg У кого не спрашивал никто не знает.

andres: Это на Кафедральной Площади. Стоял в годах 1904-1915.

Brachka: О памятнике императрице Екатерине II: Ф.Добрянский. Старая и Новая Вильна. Издание третье. Вильна. Типография А.Г.Сыркина. 1904 г. (стр. 229-231)

Brachka: Памятник виден в правой части снимка. Фрагмент снимка, взятого с www.epaveldas.lt

Brachka: ... Для прочности памятника требовалось уложить фундамент на твёрдом материке, добраться до которого было в высшей степени трудно (...) Работы тянулись долго, за то фундамент сделан вполне надёжный. Он устроен в виде «колодцев», опущенных до твёрдого материка на пять сажень глубины, заполненных бетоном и... Айзик Циновец. Около 1902-1903 г. www.epaveldas.lt

Brachka: ... перекрытых сверху бетонными, крестовыми сводами. Айзик Циновец. 1903 г. www.vu.lt

izchak: Brachka пишет: до твёрдого материка на пять сажень глубины, заполненных бетономВозможно, что этот фундамент существует до сих пор, где то под плитами покрытия; ведь разобрать такую глыбу бетона не так просто. Да и не мешал фундамент вроде никому.

Talifero: Mм... да. Возможно на этом месте сейчас другой памятник стоит Спасибо за исчерпывающий ответ.

карлсон: Да нет, это было по средине площади, теперь памятник стоит левее если смотреть в сторону Катедры.

Talifero: Да действительно, такой фундамент прошляпили . Сейчас так не строят.

Brachka: Парочка рекламных объявлений фирм, имеющих непосредственное отношение к памятнику Екатерине II. [img] Из книги А.А.Виноградова «Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям», 1904 г.

лиса:

лиса: А вот цитата из того же А. Виноградова. И вся книжка в таком верноподданническом тоне. А графа Муравьева-вешателя он называет "выдающимся историческим деятелем и знатоком Северо-Западного края", который навсегда обеспечил светлое и спокойное будущее нашей Северо-Западной окраине.

Brachka: лиса, так в те времена вешали все, кому не лень. И те, кого Муравьёв «вешал», тоже ведь в своё время не брезговали так казнить неугодных. Ну, я прямо не знаю, не совсем в тему, но например фильм «Русский бунт» (это по «Капитанской дочке» А.С.Пушкина) видели?

лиса: Brachka.так я не к тому, что вешали. А к тому, что каждый деятель печется о светлом будущем, причем навсегда. А его все нет как нет.

Brachka: лиса, оно, конечно, верно. Меня убивает поговорка «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но иногда думаю, что приходя в будущее понимаешь каким светлым было прошлое. Наверное, всё познаётся в сравнении. Может через полгода будем вспоминать, как легко жилось в 2009-ом...

tadukb: Мощённая гранитными плитами Кафедральная площадь. (1999 г.) Тёмными плитами отметили местонахождение исторических строений, защитной стены, сторожевых башен.

Klaus:

карлсон: tadukb, А разве 99 год? Помоему там сильно копали в 2002-03 годах.

tadukb: Была зима 1999 г. (перед Новым годом), устанавливали эти перила в отопляемой палатке. Гранитные плиты уже были уложены. А вот торжественное открытие Кафедральной площади возможно было летом 2000 г., а может и позже. P.S на вопрос, зачем надо было красить перила из нержавеющей стали грунтом и двумя слоями краски, архитектор ответил, что такие требования в старом городе.

tadukb: 1999 г. 26 мая. Фото В.Капочюс

tadukb: 1897-98 г.

tadukb: Станислав Филиберт Флери. Выставка промышленности и сельского хозяйства 1897-98г. Кафедральная площадь.

Геннадий:

сержгол: Строительство памятника Екатерине II Подпись под снимком: М.Антокольский осматривает и проверяет прочность фундамента. Из: http://gidas.wordpress.com/2010/03/29/jekaterinos-ii-paminklo-statybos-vilniaus-katedros-aiksteje/ Там размещена подробная статья на литовском языке об истории памятника Екатерине II в Вильнюсе...

tadukb: 20-е годы. Возле бывшего памятника императрице Екатерине II в Вильнюсе - могилы погибшим большевикам. Сам памятник демонтирован в 1915 году. На фото мы видим пьедестал. Вырезка из журнала "Už & Prieš" за 1990 г. № 3.

vineja: tadukb, очень интересный снимок. Никогда не знала, что там были могилы. Спасибо!!

Эдвард: click here В центре снимка (между афишной тумбой и колокольней) видна группка людей. Там находилась одна из достопримечательностей площади - водоразборная колонка "Магдаленка". Почитать о ней и посмотреть фотографии можно на странице "Городское водоснабжение".

Анатолий: pics.livejournal.com/grippen

Walles: Dodam jeszcze tę fotografię z francuskiego pisma L'Illustration. Uroczystość odsłonięcia pomnika: 10 IX 1904. click here

Анатолий: На этой фотографии (с сайта cgi.ebay.de) видно, в каком именно месте на Кафедральной пл. стоял памятник.

kept:

Анатолий: Кафедральная площадь ...В 1938 году была проведена реставрация площади и обустроены прилегающие территории. Для эффектного выделения величественной архитектуры собора были вырублены деревья, с поверхности площади снят слой земли глубиной в 3 м, при этом проведены контрольные археологические исследования. К 1940 году площадь приобрела вид, сохранявшийся до конца XX века, - мощённая бетонными плитами, лежащая ниже уровня собора приблизительно на метр, с трёх сторон опоясанная возвышениями в три-пять ступеней. С сайта yarowind.livejournal.com

Klaus: Кафедральная площадь около 1955 г.

карлсон: Июнь 2011.

natawa: Всем добрый день! Случайно заглянула в этот раздел сайта и получила истинное удовольствие от еще одной встречи (такой необычной!) с любимым городом! Этим летом была в Вильнюсе и, конечно же, приходила на Кафедральную площадь, поднималась на гору и фотографировала. А тут в семейном архиве обнаружила фото 1983 года, тоже снятое с горы.

natawa:

Хельга : Кафедральная площадь: 1955 г., 1956 г., 1969 г.

Marianna: www.litkvn.lt Кафедральный собор Святого Станислава http://jazz.openfun.org/wiki/Кафедральный_собор_Святого_Станислава_(Вильнюс) Cathedral Square in Vilnius commons.wikimedia.org Изображение на денежной купюре в 50 литов encycl.opentopia.com Кафедральный Костёл www.radzima.org Кафедральный собор в Вильнюсе - здание в стиле классицизма. www.stepandstep.com Кафедральная площадь www.geographicexplorer.ru www.vizi.lv

natawa:

наташа: Вильнюс 1941г. Фото с сайта eBay.

Анатолий: delcampe.net Интересный снимок с елями, растущими на площади. Интересно, когда он сделан?

Анатолий: 1983 г. miestai.net

Анатолий: Такой была площадь в 1920 году. Ссылка: www.audiovis.nac.gov.pl

Анатолий: Кафедральная пл. 1931 г. Ссылка: www.audiovis.nac.gov.pl

Анатолий: Еще одна фотография с того же сайта. Ссылка: www.audiovis.nac.gov.pl

Olga: В сообщении Анатолия №4082 на стр. 2 видим фрагмент этого фото? Здесь в источнике указан 1918 г.

Вальда: Olga, абсолютно правы - сравнил, в принципе 1:1

Olga: Анатолий пишет: Интересный снимок с елями, растущими на площади. Интересно, когда он сделан? И впрямь очень интересное фото. Думаю, что оборотная сторона открытки позволяет хоть как-то датировать снимок: Открытка отпечатана в каунасской типографии "Спиндулис" (была учреждена в 1928 г.) и издана Гедиминасом Орентасом. Вряд ли издатели стали бы тиражировать заведомо старый снимок, и это явно период межвоенной Литвы. В 1939 г. у типографии уже был филиал в Вильнюсе, а в войну она, если верить Википедии, именовалась „Kauen-Vilnaer (?) Verlag und Druckerei“. Таковы мои соображения относительно (в самом первом приближении) хронологических рамок снимка.

Walles:

Olga: Пора объявлять конкурс на самое необычное/неузнаваемое изображение Кафедральной площади. Претенденты уже определенно есть . А Кафедральная площадь с заснеженными елями из сообщения Анатолия № 6044 - это фото Яна Булгака, воспроизведенное на открытке 1922 г. Лицевая сторона: Оборотная:

Olga: Такой представлял себе Кафедральную площадь в прошлом Ю. Камараускас. Акварель, 1894 г. Из собрания ЛНМ.

Olga: А это, возможно, одна из самых ранних фотографий Кафедралки (фрагмент снимка без атрибуции помещен на стр. 4 в сообщении Marianny): Юзеф Чехович, Кафедральный собор в Вильне (около 1870 г.). С выставки: "Spojrzenia na Wilno", Muzeum Narodowe, Warszawa. См. здесь.

Gedis: Olga пишет: возможно, одна из самых ранних фотографий КафедралкиОдна из самых ранних, но есть и более старые. Раньше Чеховича фотографировал В.Захарчик (см. в Vilniaus vaizdo kaita), в Vilniaus fotografija 1858-1915, Lietuvos Nacionalinis muziejus 2001 psl. 15 и в Albumas Vilnius, R.Paknio leidykla, 2010, psl.6. есть фото неустановленного фотографа 1863 года: По фотографии А.Корзона 1860 г. исполнена гравюра:

Gedis: Olga пишет: Таковы мои соображения относительно (в самом первом приближении) хронологических рамок снимка. Spindulys существовал и после войны. Но я обратил внимание на употреблённые немецкие надписи в показанной Olga тыльной стороне открытки. В другой явно предвоенной аналогичной открытке Spidulysa записи есть на английском: После 1944 по немецки не могли печатать. Но нет гарантии, что до войны употребляли только английский.

карлсон: Gedis пишет: Но нет гарантии, что до войны употребляли только английский.А там только Отпечатано в Литве по-английски, а остальной текст по-французски. А здесь http://knygos.vgtu.lt/lt/general-reading/231-dienos-kuri-neskaiciavo-vgtu-garbs-mecenatas-gediminas-orentas.html пишут, что Гядиминас Орентас (издатель туристической литературы, открыток, художественных конвертов) после войны эмигрировал в Венесуэлу.

Olga: карлсон пишет: после войны эмигрировал в Венесуэлу. И даже не после войны, а к концу войны. Надо полагать, в 1944 г., с приближением советских войск. Да и в войну он, кажется, воевал, а не открытки издавал. Я пыталась об этом написать в том же сообщении, но мой час вышел, и добавление уже не было принято. Изданные же "Спиндулисом" открытки с литовско-немецким текстом явно довоенного (судя по почтовому штемпелю или датам в письмах) времени мне и раньше попадались. Если, разумеется, чего не путаю. Найду - тисну.

Olga: Поискала я датированные открытки Г. Орентаса, но, к сожалению, использованных – с датами на обороте – не нашла. Попадаются его открытки не только с литовско-немецкими, но и, помимо литовских на лицевой стороне, французско-английскими надписями на обороте. Вот образчик: Что же касается открыток Г. Орентаса с немецким текстом, то некоторые из них датированы, хотя на основании чего – не знаю. Это Гарнизонный собор - Garnizons Kathedrale 1928 г. (точнее, са – "около"), Татарская мечеть - Moschee der Tataren1932 г. и 2 открытки 1934 г.: Памятник Свободы - Freiheitsdenkmal и Каунас (общий вид) - Gesamtansicht. См., напр.: здесь и здесь. А во Вторую мировую войну издательство и типография назывались Kauen-Wilnaer Verlags- u. Druckerei GmbH (в Википедии тут, как я и предполагала, ошибка в написании!). Дублирование названия изображаемого объекта на иностранных – немецком или французском – языках, как я предполагаю, сделано в расчете на покупателя или адресата-иностранца, которому мало что скажет надпись Įgulos bažnyčia.

Gedis: Olga пишет: Что же касается открыток Г. Орентаса с немецким текстом, то некоторые из них датированы, хотя на основании чего – не знаю. Это Гарнизонный собор - Garnizons Kathedrale 1928 г. (точнее, са – "около") Сомнения насчёт датирования вполне основательны. В 1928 Г.Орентасу было всего 15 лет, вряд ли он уже выпускал открытки... Даты на обороте - это было бы уже документально, что выпущено до указанной даты.

Olga: И тут елки. Согласно источнику - 1918 год:

Olga: Фрагмент этой открытки/фотографии показан Walles‘ом на стр. 3 его темы Конка. По источнику – около 1925 г. Оборотная сторона чистая, надписи (общего характера) - на французском.

Gedis: Olga пишет: согласно источнику -1918 год Эта дата достоверна - у меня помечена тот же год согласно штемпелю. Olga пишет: По источнику – около 1925 г. Тут дело сложнее. Эту же фотографию употребил A.Фиалко для открытки из серии 1902-1903 годов (см. "Vilniaus vaizdų atvirukai 1897-1915",LNM,2005, sk."Abraamas Fialko", nr. 1.2, 1902-03).

Olga: Возможно, я не вполне корректно выразилась: на аукционе датируют выставленную открытку, а не воспроизводимое на ней фото. А фрагмент чего (открытки или "оригинального" более раннего фото) использовал Walles для своей публикации, мне неизвестно. Хотя не сомневаюсь, что он знает точную дату съемки своей иллюстрации. Около 1925 г. - предположительная дата выпуска выставленной на продажу открытки, не более того. Я же по-дилетантски могу сказать лишь следующее. Надписи на французском позволяют предположить довольно раннее происхождение открытки. С другой стороны, оборотная сторона уже разделена на две половины: для адреса и для письма - значит, открытка не из самых давних. Более точная привязка ко времени мне, увы, не под силу.. Любое уточнение приветствую.

Gedis: Olga пишет: выставленную открытку, а не воспроизводимое на ней фотоOlga, извините, если подумали, что я вас упрекаю. По открыткам мы мысленно воссоздаём бывший вид Вильнюса, всякие его нюансы, поэтому больше всего интересует отображаемое время - открытка всего лишь источник визуальной информации. К сожалению, в открытках не указывался год съёмки, очень редко - фотограф. Потому для датировки изображения приходится открытки сравнивать с известными фотографиями, выяснять самые ранние открытки, использовавшие конкретную фотографию. Во время 1 мировой выпустили много открыток, используя более старые фотографии. Например, для второго плана пропагандистской открытки 1915 года была использована фотография до 1890 года (см. тут).

Olga: Да нет, я вовсе не в претензии . Мне тоже мало просто посмотреть на любопытную картинку, а хочется знать, когда, где и кем это было снято. Недаром ведь говорят, что история - это то, что рассказали нам о прошлом историки. Визуальные источники крайне ценны, они материальны, но и они о многом умолчивают, пока их не заставят заговорить. А еще опаснее то, что и они могут вводить в заблуждение. Я понимаю, что истина всегда относительна, но когда не уверена в чьих-то данных (а я привыкла подвергать сомнению и проверять все, что в моих силах) - стараюсь это отметить. И всегда благодарна за поправки - если они аргументированы. А с такими профи, как Вы и Валлес, вообще спорить не посмела бы. Да меня, признаться, в прошлом больше интересуют люди и нравы, чем просто здания. Ведь и здания - для людей. Вот поэтому ниже приведу еще один снимок Кафедральной площади.

Olga: Снимок достаточно известный, но, тем не менее, характерный. Помните, еще совсем недавно нам пытались внушить, что рождественская елка и веселящаяся детвора рядом с Кафедральным собором нарушает благоговейный покой храма, что это чуть ли не святотатство? Но в прошлом на этой площади проходили сельхозвыставки, шумели многолюдные ярмарки. Об этом свидетельствует и фотография С. Ф. Флери, названная "Ярмарка "Казюкас" на Кафедральной площади" (около 1900 г.). Разглядеть там что-либо сложно, но видно, что вся площадь запружена народом. Из собрания ЛНМ.

Gedis: Olga пишет: Но в прошлом рядом с собором гудели многолюдные ярмарки. Добавил бы, что такое место годилось и для развлечений, выше в сообщении 30.11.11 выставленной мною фотографии 1863 года видим у кафедры американские горки,а Озембловски такие же зафиксировал в литографии 1840 года у костёла Петра и Павла. Olga пишет: Да меня, признаться, в прошлом больше интересуют люди и нравы, чем просто здания. Ведь и здания - для людей. Одно другому не мешает, а дополняет. Ведь здания не только для людей, но и сотворены людьми и даёт представление об эстетике, нравах и возможностях их строивших.

Olga: Да, я, глядя на эти выставленные Вами фотографии, подумала о том же. Церковная (в широком смысле слова) площадь, особенно находящаяся в центре города/городка, всегда ранее бывала многофункциональной, живой, а не сугубо сакральным местом.

Walles: Bardzo ciekawy temat: datowanie fotografii i datowanie pocztówek. Dla badaczy historii i jedna i druga data jest istotna, wciągająca. Nie ukrywam, że z punktu widzenia wartości zawartego widoku data fotografii jest o wiele, wiele ważniejsza. Data wtórnej emisji pocztówki mówi nam tylko to, że istniała w danym roku jakaś firma, która drukowała pocztówki w oparciu o posiadaną fotografię i tyle. Powiązanie daty fotografii (a jeszcze jak wspomniał Gedis... żal, że nie znamy często nazwiska artysty) z widokiem jest kluczowe i najcenniejsze. Ta pocztówka, którą Olga zamieściła jest z fotografią wykonaną nie dalej jak 1916 - gdyż wówczas tramwaje konne już nie kursowały. Pierwotna data, którą podał Gedis 1902-1903 jest bardzo realna. Tak przy okazji dodam.... ileż na tej fotografii informacji.. tramwaj, damskie i męskie ubiory, słupy telegraficzne, ogrodzenie skweru przy katedrze.

Gedis: Olga пишет: Церковная (в широком смысле слова) площадь, особенно находящаяся в центре города/городка, всегда ранее бывала многофункциональной, живойТакое мнение поддерживает Флёри своими снимками: Albumas Stanislaw Filibert Fleury Fotografijos, 2007, il. 105 "Žemės ūkio paroda Katedros aikštėje/ 1891-1897".

сержгол: Взял из "Одноклассников", поместил Валерий Кирпичников

Olga: Walles, меня интересует явно очень древний вид Вильнюса в Вашем сообщении №1164. Чем-то похожую колокольню можно увидеть на картине Панорама Вильнюса с ул. Тилто Ю. Пешки 1808 г. (см. в теме Вильнюс в живописи), но в целом представленное изображение напоминает мне гравюру Маттиаса Цюндта XVI в. Они как-то соотносятся? Отсюда

Gedis: Olga пишет: Чем-то похожую колокольню можно увидеть на картине Панорама Вильнюса с ул. Тилто Ю. Пешки 1808 г. ..., но в целом представленное изображение напоминает мне гравюру Маттиаса Цюндта XVI в. Они как-то соотносятся? Вопрос меня очень заинтересовал, жду не дождусь ответа Walles'a, который может бы пояснил изменения вида колокольни. По книге Paminklų sąvadas, 1988, psl. 170 над круглой частью оборонной башни первая восьмигранная часть сооружена в 1522 и в середине 16 века эта часть переделана в двухэтажную восьмигранную. 3 этаж восьмигранной части достроен в 1598, который перемурован в конце 18 века - начале 19. А крыша теперешний вид обрела в 1893. В рисунке 1785 года П.Смуглевичуса видим колокольню видимо во время перемурования (Vl.Drėma, Dingęs Vilnius, "Vaga" 1991 il. 55), фрагмент: Кафедра ещё без скульптур.

Walles: Olga, Gedis, Nie znam niestety autora grafiki, którą zamieściłem (сообщении №1164). Reprodukcja pochodzi z pisma emigracyjnego "Wilno i Lwów" (Londyn 1947 rok) ilustruje artykuł na temat przeszłości Wilna. Staram się ustalić kto był autorem. Ja również zwróciłem uwagę, że wizja rysownika jest zbliżona do grawiury z XVI wieku. Chociaż rysownik poszedł dużo dalej i podobnie jak czynił to Kamarauskas, stworzył na obrazku "kawałek przeszłego świata" z kramami i ludźmi.

карлсон: На днях на площади установили елочку.

карлсон:

карлсон: Кафедральная площадь в зеркальном отражении.

tadukb: Вид с ул. Šventaragio.

tadukb: На этом месте стояли ворота с двумя башнями. Визуальные границы оборонительной системы Нижнего замка.

tadukb: Кафедральная площадь 1740 года. План Фюрстэнхофа.

tadukb: Площадь сверху. Фото А.Катилюса.

tadukb: Место нахождение основных ворот в Нижний замок (Pilies vartai)

Анатолий: Ссылка: outdoors.webshots.com Мимо Кафедрального собора проходила улица.

tadukb: Реставрационные работы 1932-39 г.

tadukb: Из коллекции негативов Болеславы и Эдмунда Здановских. Точной даты нет ,но я думаю 1934 год. (www.epaveldas.lt)

Olga: А вот эта картина датирована: Юозапас Камараускас. Вильнюсский кафедральный собор. Акварель, гуашь, 1935 г. Из собрания ЛХМ.

tadukb: Gedis пишет: ...нашёл снимок, из которого видно, что замеченное изменение было осуществлено при реставрации дворца работников искусств (Meno darbuotojų rūmai) перед новосельем. На старых фотографиях видно, что колонны стояли на одном сплошном фундаменте (теперь каждая колонна стоит на своём основании), только для прохода сделан один промежуток. В фрагменте другого снимка М.Флигелиса это видно лучше: Аналогично были изменены боковые фасады кафедры во второй половине 30-х годов: Сплошной фундамент под колоннами в 1914 году (J.Bulhak): и в 1936 году (E. i B. Zdanowscy): Каждая колонна на своём основании в 1939 году (уже также, как и теперь - см.в Wikimedia): Реконструкция кафедры проводилась с 1932-39 г. Фото Э.Здановича датируется 1933 годом. Мы видим строительные леса и ограждение, казалось бы хорошее время исполнить чей-то замысел, заменить сплошной фундамент под колоннами. На фото 1935 г. - сплошной фундамент. Но нет, проходит несколько лет и под каждую колонну оставляют отдельный фундамент (фото 1939). А какой парад проходил возле Кафедры в 1935 году?

Gedis: tadukb пишет: А какой парад проходил возле Кафедры в 1935 году? Gedis пишет: в 1936 году (E. i B. Zdanowscy): В описании фотографии сказано, что это похороны сердца Пилсудского. Видимо, на фотографии рукой отметили "1935" - год смерти. Но сердце Vilnius достиг только в 1936 году и похоронили вместе с матерью 12 мая. tadukb пишет: чей- то замысел заменить сплошной фундамент под колоннами. Такой замысел отдельных фундаментов был самого Л.Гуцевича, рисунок его проекта: В рисунке М.Залеского (первая пол. 19 века) видим, что каждая колонна на отдельном фундаменте и были построены: Но уже в графике по фотографии А.Корзона примерно 1860 года видим сплошной фундамент:

tadukb: 1936 год. 12 мая

tadukb: Возможно сплошным фундаментом решили укрепить стены кафедры.

Gedis: tadukb пишет: Возможно сплошным фундаментом решили укрепить стены кафедры. Теперешнее решёточное ограждение между колонами поставлено по прозаичной причине - за колонами было удобно спрятавшись "облегчаться".

izchak: То что вы видите под колоннами, это подколоники, которые мало влияют на конструкцию здания и которые можно изменять без больших проблем. Сами фундаменты уходят под землю как я думаю метров на пять, в зависимости от глубины катакомб и выполнены в виде стены из каменных блоков.

Olga: Реставрационные работы (prace restauracyjne przy wzmacnianiu portyku), 1932 г.

Olga: Пьетро де Росси. Кафедральный собор. Акварель, 1796 г. (Итальянский архитектор Пьетро де Росси работал в Литве в 1785-1811 гг.) Отсюда.

Gedis: Olga пишет: Пьетро де Росси. Кафедральный собор. Акварель, 1796 г. Думаю, надо дополнить выводами В.Дремы об этой акварели. Дрема указывает, что это фальсификат М.Янушявичуса 1840 г. Якобы копия рисунка П.Росси - компиляция вида зданий разных времён. Кафедра изображена такой, как она выглядела до реконструкции 1750 года по проекту Глаубица, когда были по бокам фасада построены две башни. А башня - колокольня на рисунке отображённый вид приобрела только в 1801 г. после реконструкции, выполненной архитектором М.Шульцом. Подробнее с доводами В.Дремы познакомиться можно здесь Dingęs Vilnius psl.100. Сравнив с рисунком П.Смуглявичуса 1785 года, видим, что уже тогда кафедра стоит перестроенная в классическом стиле по проекту Гуцевичюса (фрагмент рисунка 55 в Dingęs Vilnius).

Olga: Спасибо, Gedis, - будем знать. Почти детективная история, хотя источник вполне солидный. А так представлял себе Кафедральную площадь в прошлом Ю. Камараускас: Тут тоже - что-то от художника-романтика, а что-то - от инженера -архитектора... Акварель 1894 г. Из собрания ЛНМ.

Чайка: Спасибо всем участникам Форума, представившим различные новые и старые виды здания Кафедрального Собора и площади! Всё очень красиво! Но вот на самой площади недавно появилась одна очень интересная точка. Обнаружить эту точку можно, понаблюдав за поведением людей. Необычное поведение людей проявляется недалеко от башни - колокольни и внешнего к площади угла Кафедры. Интенсивней это необычное поведение людей проявляется к вечеру: люди становятся двумя ногами на небольшие плитки со знаками и начинают кружится. Раскрою секрет: это место, где надо загадать желание, которое обязательно исполнится. Но будьте осторожны насчёт желаний, да и перекреститься перед этой процедурой не плохо бы!

tadukb: Чайка да и перекреститься перед этой процедурой не плохо бы! Перекреститься хорошо бы два раза. Плитки то двоятся.

tadukb: Кто знает почему такое раздвоение, и какая чудо-плитка настоящая?

Olga: Еще относительно недавно эта чудо-плитка выглядела вот так: И было их несколько. И их (или ее?) приходилось постоянно обновлять, потому что плитку любители чудес затирают. А удовольствие это недешевое. Когда-то я писала об этой плитке и создателе рукотворного чуда подробнее. См. здесь, сообщение 272. Может быть новая, менее красочная, будет долговечнее? Говорят, "чудотворности" плитки больше всех удивился автор идеи - Гитянис Умбрасас. И об этом я писала (там же. сообщ. № 295), но не могу отказать себе в удовольствии повторить дорогие моему сердцу слова о возможности самостоятельной жизни произведения, уже не зависящей от воли художника: ...Вот что художник рассказывает о себе и своих работах в интервью Татьяне Ясинской (журнал „Ieva“, перевод с литовского - мой): " …хотелось бы еще какие-то идеи воплотить в жизнь. Для примера расскажу одну историю. Скажем, от задумки «Щебечущего креста», что стоит на углу улиц Латвю и Блинджю в конце Жверинаса, до реализации прошло 22 года. Его идея родилась, когда мы жили в таком государстве, где произведения религиозной тематики были просто немыслимы, да я и сам не представлял себе, как продвинуть свой проект. И все же искал способы. Потом сменился строй, я стал понемногу воздвигать крест: продал мастерскую, у кого-то занял денег, кто-то сам предложил помочь. Итак, я его поставил. Вот только птички поселиться в нем никак не решались. Я был разочарован – ведь идея была, чтобы крест пел разными голосами и чтобы в скворечниках, из которых он сделан, завязывалась жизнь. Я думал: «Ну, и глупец! Столько сил положил на то лишь, чтобы доказать свою ложную правду…». А этим летом иду мимо креста, печально настроенный: «Эх, там, скорее всего, и снова никого нет", – и вдруг слышу: щебечут». Продолбили входные отверстия пошире и довершили работу художника. И история камня на Кафедральной площади с надписью «Чудо» похожа. Я сделал его, а однажды, пересекая площадь, увидел двух подростков. Один из них серьезно объяснял другому: «Если постоишь на этом камне, твои желания сбудутся». Но ведь когда ищешь спонсоров, ни в одном описании проекта не укажешь: «Реализация данной художественной идеи создаст в городе место, куда люди будут приходить, дабы свершились их желания». Это я, опять-таки, к тому, что художник породил произведение, а уж потом оно живет самостоятельно, своей жизнью, само порождая истории и становясь частью истории. В русской Википедии приводятся такие данные: уложена плитка была в 1999 г., реставрирована - в 2003 г.

tadukb: В 2010 году одна из чудо-плиток побывала на выставке EXPO 2010 в Шанхае. Может заказы посыпятся

Olga: История чудо-плитки, оказывается, еще сложнее. Всего их было 4 (не считая пятой - тбилисской), и первая, бетонная, была уложена еще в 1994 г. А гранитные появились, когда Кафедральную площадь мостили китайским гранитом. Таким образом, для китайцев эта плитка, некоторым образом, родная. Фото с Expo-2010 из lrytas.lt/ "Stebuklai" plinta Iš viso Lietuvoje dabar yra keturios "Stebuklo" plytelės – viena betoninė, padaryta dar 1994 m., ir trys granitinės. Pastarųjų prireikė tuomet, kai kinišku granitu buvo klojama visa Katedros aikštė. X Betoninę plytelę saugo leidyklos vadovas ir rašytojas Jeronimas Laucius. "Ačiū Dievui, kad jam šovė mintis ją pasiimti, kitaip turbūt būtų buvusi išvežta į sąvartyną su visomis kitomis Katedros grindinio plytomis", – džiaugėsi G.Umbrasas. X Antra šiek tiek nusidėvėjusi plytelė eksponuojama viešai. Ją galima išvysti Sausio 13-osios nukentėjusiųjų draugijos vitrinoje – Gedimino prospekte netoli Seimo rūmų. X Trečiasis "Stebuklas" po viešnagės Šanchajuje keliauja namo. Kur jis bus eksponuojamas, dar nenuspręsta. X Ketvirtoji plytelė kaip pakaitalas įmontuota Arkikatedros prieigose. X Penktasis G.Umbraso sukurtas "Stebuklas" vasarą atidengtas Gruzijos sostinės Tbilisio centre įsikūrusiame Vilniaus skvere, kuris birželio 23 d. minėjo vienų metų sukaktį. http://www.diena.lt/naujienos/miestas/plytele-taps-nacionaline-vertybe-312268

Чайка: Ольга, спасибо! Получилось так, что забытое старое - становится новым. Я теперь редко бываю в центре города, а тут шла как-то вечерком, смотрю, женщина воровато оглядывается на меня, выжидает, когда я пройду вперёд, становится на какое-то место на плитках площади двумя ногами и начинает вращаться. Я поинтересовалась у неё, что это значит. Она же ничего мне не сказала, только улыбнулась. Тогда я решила понаблюдать и встала поодаль. Наблюдение за прохожими дало свой результат: каждый пятый человек вращался на этом месте. Но ведь существует понятие "намоленное место", так происходит и здесь, наверное. И ещё раз, Ольга и Tadukb, благодарю за разъяснения.

Olga: Вот насчет намоленного и креститься - я как раз и не уверена. Церковь-то только божественные чудеса одобряет, почитая всякое суеверие за мракобесие. А я давненько наткнулась на эту мозаичную (еще очень красочную) гранитную плитку. Я о ней слыхом тогда не слыхала, пересекала заснеженную площадь - и вдруг прямо среди недавно выпавшего снега проглянуло это чудо. Я, правда, в чудеса не особенно верю, особенно в легко достижимые - по щучьему велению, а настоящим чудом считаю то, что есть такие творческие натуры, как Гитянис Умбрасас, способные подарить радость огромному количеству людей и сотворить в городе не одну достопримечательность. Поистине уникальный талант!

Walles: Firma "Łempicki SA", która prowadziła remont Katedry... zakładała na czas prac prowadzonych w zimie specjalne odeskowanie, która nazywano "cieplakiem"... dzięki temu roboty betoniarskie można było wykonywać przy temperaturach do - 25 stopni

Olga:

Olga: Фото представлено на сайте vilnaghetto.

Olga: Квадрига на Кафедральной площади. С сайта centrum.pogranicze.sejny.pl/pocztowki

Olga: 1930-е годы? Отсюда.

Gedis: Olga пишет: 1930-е годы?Признаюсь, когда так написано, я теряюсь, соответствует ли это промежутку от 1930 до 1939, или литовскому "trečias dešimtmetis" (1920-1929). А фотографию я датировал бы 1924-1930: на правом берегу можно различить макет памятника А.Мицкевичу - открытого в 1924 и снесённого новоднением 1931 года (весной, до распускания листьев).

Olga: Спасибо, Gedis, за уточнение. Про макет памятника А. Мицкевичу я помню, но его вдали не углядела. Я лишь высказала предположение о возможной датировке снимка, соотнося его с содержанием статьи, в которой он в виде иллюстрации был помещен: героиня побывала в Вильно в 1933 г. Этот снимок публиковался на целом ряде форумов, но везде - без даты. Мне показалось, что данный снимок - исходный (он снабжен каким-то идентификационным номером, свидетельствующим, на мой взгляд, о том, что снимок взят из некоего архивного собрания). А русские 1930-е годы - это действительно все тридцатые, т. е. именно промежуток 1930-1939 гг. Как поэтическое "сороковые роковые" - это 1940-1949 гг. Литовское же trečias dešimtmetis - это русские двадцатые годы. Различие образуется за счет того, что в русском практически нет "нулевых годов" (литовское первое десятилетие) - о них чаще всего пишут как о начале века. Наверное, это хорошо, что в литовском, не в пример русскому, примерную/обобщенную дату стали обозначать порядковыми десятилетиями, а не какими-то годами, потому что раньше в литовском из-за того, что у слова metai нет в этом значении единственного числа, порой нельзя было понять, об одном (круглом) годе или целом десятилетии идет речь. Вспомним хотя бы архив А. Ненишкиса: Vilnius. 60-ieji.

Walles: Gedis, Makieta/Pomnik nie został zniszczony całkowicie w 1931 roku. W swej zasadniczej postaci przetrwał aż do lipca 1939 roku. http://www.imnk.pl/gallerybox.php?dir=XX085 A fotografię Placu Katedralnego należy datować po 1929... bo na wieży zamkowej jest już nadbudowana druga kondygnacja

Olga: Рука Провидения... При всем почтении к великому поэту и его памяти, должна сказать, что этот макет из сосновых досок... ну, мягко выражаясь, не был украшением города.

Walles: Tutaj kilka "delikatnych" określeń na kubistyczne dzieło Pronaszki:

Gedis: Olga пишет: 1930-е годы? Gedis пишет: я датировал бы 1924-1930 Walles пишет: należy datować po 1929 Но не позже 1931: после наводнения в том же году приступили к спасательным кафедрального собора работам, и временные строения, леса видны в фотографиях даже 1938 года (см. фото 1936, см. фото 1938 из "Rapolas Mackonis Senoji vilniečių karta", Lietuvos rašytojų sąjungos leidykla,1999). А в 1939 году уже приступили к работам реконструкции площади - сначала очистили площадь (снесли деревья, см. фото 1939 года вхождения советской армии, фото 1939 года вхождения литовской армии на обложке журнала Kardas 1939 nr.22). А причал или какое то похожее строение, которое видим у правого берега обсуждаемого авиоснимка, нашёл только в открытке 1926 года:

Olga: Ежи (Юрий?) Федоров. Кафедральный собор в Вильно. 1938 г. Здесь. И еще много виленской графики межвоенного периода здесь.

карлсон: Jerzy - Георгий или Юрий.

Olga: карлсон, да, конечно, и еще Jurgis (ср. Jurgis Hopenas, он же Jerzy Hoppen), но ведь может быть и Ежи? Даже при фамилии Федоров. Мне кажется, в данном случае это наиболее вероятно... Хотя возможны варианты.

карлсон: Вероятно мог, если считал себя поляком. Или жил в Польше. По-польски например, Ленин - Влодзимеж, а Сталин - Юзеф.

Юрий53: Из альбома WILNO 20 widoków z fotografji J. Bułhaka. Wilno 1937. http://allegro.pl/

Gedis: Olga Сообщение №: 2097 (30.11.2011) пишет: Пора объявлять конкурс на самое необычное/неузнаваемое изображение Кафедральной площади.... Претенденты уже определенно есть А это в претенденты может тоже годится? Vilnius, Jogailos tvirtovė, Z. M. Čaikovskis, 1940, epaveldas.

Еленира: Уж не знаю в тему ли, но вот нашла реконструкцию XIV в. современных ученых. Из http://www.metaloforma.lt/index.php/lt/vertikalus/grafika. Описание изображения . “Нижний и верхний замки около XIV в. В левой части Кафедральный собор, построенный в 1387 г. в честь второго крещения Литвы, а перед ним - епископский дворец. Справа - Верхний замок. Между К.собором и Верхним замком – малое защитное заграждение (Малый нижний замок) с подземельем. На первом плане – левое русло Вильни. За рекой – Большая оборонительная стена, возведенная в начале XIV в. Реконструкция выполнена художниками А. Вайчекаускасом и В. Петраускасом на основании исследований местности Н. Киткаускаса. Д. Галинис выполнил 3D компьютерный макет.” Похоже,Gedis, на вашей открытке вид тех же времен. Рядом с Кафедральным собором - епископский дворец. Колокольни еще нет.

Gedis: Еленира пишет: Похоже, Gedis, на вашей открытке вид тех же времен. Рядом с Кафедральным собором - епископский дворец. Рисунок Чайковского назван "Крепость Ягело". Костёл Ягело отстроил в 1387, кафедра основана в 1388, и первому епископу Ягело отдал свой дворец ("крепость") при кафедре. Так что воссоздаваемое время примерно то же - 2-ая половина, конец 14 века. Еленира пишет: Колокольни еще нет. Для колокольни была использована оборонительная башня - нижняя круглая часть теперешней колокольни, её и видим в рисунке Чайковского. В 1940 результаты недавних исследований кафедры небыли известны и виды кафедры отличаются. Видимо Чайковский пользовался известными тогда видами (копиями рисунков из Ватикана, которые сделал И.Кнакфус) кафедры: 1387 года - и 1407 года - V.Drėma, Dingęs Vilnius, il. 133 ir 134 (112 pusl.).

Еленира: Еще несколько реконструкций современных ученых из то же сайта. Предполагается, что первая в ХIV в. Кафедра была построена с колокольней. А Кафедра без колокольни -XV-XVI в. Колокольней становится круглая башня рядом. А Кнакфус -это уже конец ХVIII в. Возможно, после стольких пожаров и перестроек первый вид был утерян. А когда исчезает епископский дворец?

Gedis: Еленира пишет: А когда исчезает епископский дворец? В сообщении №: 493 (05.01.2012) этой же темы я уже показывал фрагмент рисунка Смуглевича 1785 года, в котором виден разваливающийся епископский дворец: Еленира пишет: А Кнакфус -это уже конец ХVIII в. Возможно, после стольких пожаров и перестроек первый вид был утерян. Возможно, я неясно выразился - рисунки привезённые из архивов Ватикана старинные, Кнакфус только сделал копии этих рисунков.

Еленира: Gedis, Ваши познания просто удивительны! Возможно Вы что-нибудь знаете o дворцe Радзивиллов на территории Нижнего замка и имеете его виды. Он был разрушен самим Радзивиллом (точно не помню, кажется Рыжим), когда королева Бона попросила его позволения разместить там своих придворных. На что Радзивилл велел его разобрать и кирпичи раздать горожанам. Вот такие "верноподданнические" чувства.

Иштар: Изображение Кафедральной площади конечно же узнаваемо,но этой открытки ещё не было в теме.

Анатолий: Руины Верхнего замка. 1865. Хромолитография. Из альбома П. Батюшкова Ссылка...

Gedis: В epaveldas есть ещё и другой рисунок Чайковского 1940 г., представляющий вид кафедральной площади в 14 веке другим ракурсом: В это время были начаты работы реконструкции площади и были проведены исследования этой территории. Думаю, что художник обобщил результаты этих исследований.

Юрий53: Из альбома "Villnius" форума сайта REIBERT: 1942. Katedros aikštė (Кафедральная площадь) http://reibert.info/forum/album.php?albumid=6344

Olga: По-видимому, фото сделано 2 июля 1927 г. - в день коронации Остробрамской иконы Божией Матери. Торжественный акт коронации был осуществлен митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого. Открытка отсюда.

Olga:

Анатолий: Отсюда Подпись под снимком: B. Stadziewicz, 1907 m. (Breslau 2 : Teodor Piętka).

Еленира: Кафедральная площадь принимала демонстрации. Это 9 мая 1985 г. Комсомольцы лаборатории завода Электроизмерительной техники. Из семейного альбома.

Анатолий: 1. Снимок сделан перед II мировой войной www.genealogia.okiem.pl

Анатолий: 2. www.genealogia.okiem.pl/

Анатолий: www.audiovis.nac.gov.pl, 1926-03

Olga:

Olga: В ожидании кайзера? 12 декабря 1915 г. В фотоотчете из 35 снимков о двух визитах кайзера Вильгельма II в Вильну такого снимка, кажется, нет. См. здесь.

карлсон: декабрь 2012.

Vidut: Январь 2013.

Gedis: Во времена правления Александра Ягеллончика: (delfi, сказано, что снимок из архива организаторов, но кто фотографировал и что перефотографировал, не указано)

Olga: Vilniaus gotikinė katedra ir gotikiniai Valdovų rūmai (idėjos autorius A.Vaičekauskas, D.Galinio maketai pagal natūros tyrimais pagrįstą N.Kitkausko rekosntrukciją, 2009 m.)./ Leidinio "Vilniaus pilys" iliustracijaИллюстрация помещена в книге: Виртуальную книгу можно полистать здесь. Искомая иллюстрация - № 138.

Olga: Вот еще одна реконструкция - Нижний замок с северной стороны (перв. пол. XVI в.):

Olga: Кафедральная площадь во время наводнения в апреле 1931 г. (все фото с сайта Ghetto Fighters House Archives): Фото Б. Бруднера

Olga: Фото Б. Бруднера

Olga: Чем не Венеция?

Olga: Приплыли!

дядюшка: В инете попалась фотография (адрес не помню), но оказывается рядом с кафедральной даже заправка была. А это из личной коллекции Даты, ориентировочно 1915-1916 г.г.

наташа: 1940 год. Фото с сайта Allegro.

дядюшка: Еще из личной коллекции: Трудно точно сказать какой год это. Судя по всему, 50-е. Один из первых троллейбусов. 1942 г.

Olga: Парад 16 февраля 1940 г. Архивное фото Ю. Станишаускаса отсюда.

Еленира: Томаш Маковский 1562-1630 delaemvmeste.by

Gedis: Макет кафедральной площади, 4-ое десятилетие: rinkinys.ldm

Walles: O ile się nie mylę, ta makieta to przekształcona koncepcja architekta Romualda Gutta (jego biuro wykonało makietę), która przedstawiała koncepcję wraz z sugestiami Ludomira Slendzińskiego (całość 1938 rok). Naciskano wówczas , aby na Placu stanął pomnik Piłsudskiego (wcześniej miał tam stanąć pomnik Mickiewicza. Wyczerpujące informacje na temat projektów z konkursu w 1936 roku oraz następnych z 1938 przeczytać można tutaj: http://bcpw.bg.pw.edu.pl/dlibra/docmetadata?id=2471&from=publication&tab=1 Prace nad regulacją Placu Katedralnego rozpoczęto w 1938/39. Później nadzór nad robotami przejęli Litwini, kierownikiem był architekt Vytautas Landsbergis-Žemkalnis, który dokonał kilku zmian. Sprawował w tym czasie funkcję: Vilniaus miesto vyr. inžinierius ir architektas. (patrz: N. Kitkauskas, Vilniaus pilys. Statyba ir architektura, Vilnius1989, s. 75.) Tutaj trochę o Romualdzie Gutt: http://www.sztuka-architektury.pl/index.php?ID_PAGE=1421

videl: На одной из фотографии Чеховича 1870-1880 г. виден буфет на Кафедральной площади

Vidut: Фотография А. Суткуса. Начало 60-х.

Olga: Katedra Witoldowska z r. 1407

Olga:

Olga:

Olga: Все представленные выше разновременные реконструкции (?) Кафедрального собора - наклеенные на картон фотографии неатрибутированных иллюстраций. Из собрания Библиотеки АН им. Врублевских.

Olga: Оказалось, часть из представленных мною давних видов Кафедрального собора помещена Gedis'ом в его сообщении № 573 на 9-й стр. данной темы. Там же и разъяснение их происхождения. Прошу прощения, но отредактировать свое сообщение, увы, уже не могу . А вот так Кафедральная площадь несомненно выглядела в начале XX века. Изд. A. Fialko, 1909-1910 гг.

карлсон: Olga пишет:А вот так Кафедральная площадь несомненно выглядела в начале XX века. А так выглядит сегодня. На площади оборудуют временную сцену.

Vidut: 2014.07.10. Скоро полнолуние.

Olga: Старый памятник А. С. Пушкину. Вернее, то, что от него осталось. Бюст был вывезен в Россию.

Vidut: Что это такое? Смотрите по сноске.

Olga: Фото с ebay.it

Olga: Очевидно, приурочено к 500-летию со дня рождения покровителя Литвы св. Казимира (1458). Ebay.it. См. здесь.

Olga: Антанас Суткус. Площадь Гедимино (Кафедральная). 8-й маршрут: ул. Жальгирё - Калварию - Паупё. 1960-1962 (?) гг.

Olga: Антанас Суткус, 1962 г.

Vidut: Olga пишет:8-й маршрут: ул. Жальгирё - Калварию - Паупё. 1960-1962 (?) гг.Маршрут, номер 8, открыт в 1961-01: Завод электросчётчиков (позже Паупё) - пл. Черняховского. Просуществовал до 1961-04. Дальнейшее развитие маршрута номер 8 можно посмотреть тут click here.

Olga: Я датировала не троллейбусный маршрут, а (примерно - поэтому и указала "под вопросом") дату фотографии. Точной не нашла, но ориентировалась на фото, как мне показалось, из одного цикла. Вот эта фотография: опубликована в цикле 1960-1962 гг. здесь.

Vidut: Выходит совместными усилиями уточнили, что дата фотографии немного уточнена, с января 1961 и далее.

Olga: Спасибо! Только у меня не выходит с января 1961 г. По вашей ссылке я вижу следующую информацию: 1962-01/1962-04 – atidarytas maršrutas nr. 8 Elektros skaitiklių gamykla (vėliau: Paupys) – Černiachovskio a.. Maršruto trasa: st. Paupys/Aukštaičių st., Aukštaičių g., „Tiesos“ g. (Maironio g.), Pionierių g. (Barboros Radvilaitės g.), J. Janonio g. (Šventaragio g.), T. Vrublevskio g., Tilto g., Černiachovskio a. (Žaliojo tilto transporto mazgas). В любом случае, если в моей приблизительной датировке (съемки? публикации фото?)и есть погрешность, то не слишком большая. Отыскала бы где-то точную дату - непременно поставила бы ее. А вот маршрут подробно излагать, наверное, не стоило: непосредственного отношения к снимку это не имеет. Хотя и аутентичной подписи к этому фото я тоже не нашла: оно не относится к самым популярным и широко тиражируемым снимкам А. Суткуса. См. об этом, в частности, здесь: ...šie seniai pamiršti ankstyvieji atspaudai taip ir liko mažai kieno matyti. Tai ciklai „Vilnius. Gedimino (Katedros) aikštė“ ir „Naujosios statybos Antakalnyje". Но мне нравится, что Вы цените точность. Вот и Вам (в виде благодарности) ссылка - вдруг будет интересно...

Vidut: Olga пишет: Спасибо! Только у меня не выходит с января 1961 г. Ночь.Усталость.Невнимательность. Вместо 1962 написал 1961. А исправить уже не успел. Извините.Маршрут подробно не описывал, сноску дал, для любопытных.Всегда интересно бывает узнать что то новое (для себя), а кому то вспомнить. Благодарю Вас, уважаемая Ольга, за сноску. Обязательно воспользуюсь. И Вам за труды.

Vidut: И Вам сносочка click here, только надо в Фейсбуке иметь анкету, но "овчинка стоит выделки"!!!

Olga: Olga пишет: А вот маршрут подробно излагать, наверное, не стоило: непосредственного отношения к снимку это не имеет. Это я о себе, а не о Вас. Я только потом (когда править было уже поздно!) сообразила, что про маршрут наверняка написал не автор художественного фото, а публикаторы снимка. Но я этот снимок видела в паре мест, и он везде был с идентичной подписью о 8-м троллейбусе. Источник называть не стала намеренно: трудно понять, кто у кого позаимствовал. В источнике, явно имеющем отношение к общественному транспорту, дата публикации была более поздняя, чем в другом, хотя и там тема была связана с транспортом. Это мой ляп. Надо было указать: из цикла таких-то годов или дать более общее: начало 1960-х гг. Хотя и про цикл я выяснила не сразу. Еще раз обращаю внимание заинтересованных читателей: литовское "4-е десятилетие" - это 30-е годы по-русски. На всякий случай.

Gedis: Olga rašėt: 8-й маршрут: ул. Жальгирё - Калварию - Паупё. 1960-1962 (?) гг. Akivaizdu, kad tuo metu buvo "ул. Жальгирё - Калварию". Gaila, neryškiai įskaityt ir nuotraukoje, bet atrodo, kad ten ne Černiachovskio a., bet Dzeržinskio g. Tokiu atveju nuotrauka to meto, kai 8-as maršrutas buvo iki Tėvynės kino teatro Dzeržinskio g. (1962/1963). Olga rašėt: Вот интересное фото А. Суткуса Datą išduoda afiša "LTSR 20 metų" - 1960 m. Gatvė dar trinkelių, tik gaila, neįžiūriu, ar yra salelė už sankryžos, dar matoma apie 1953 metų nuotraukoje, kurią forumo temoje Улицы, дороги и другие общественные пространства города buvo patalpinęs Анатолий, žr.čia. Atkreipiau dėmesį į Olgos pateiktos A. Sutkaus nuotraukos dešinėje matomą turbūt autobusų stotelę (neatsimenu tokių, gal neilgai naudotos):

Olga: Здесь не лучше видно? Увы, я даже не разбираю, на каком языке текст.

andres:

Эдвард: Реконструкция Кафедральной площади. 1999 год.

Vidut: 2016.01.12



полная версия страницы