Форум » Достопримечательности и посещаемые места » Кафедральная площадь » Ответить

Кафедральная площадь

Анатолий: Снимки и сообщения, рассказывающие об истории и нынешних днях Кафедральной площади и части территории, прилегающей к подножию горы Гедиминаса.

Ответов - 221, стр: 1 2 3 4 5 6 All

tadukb: Место нахождение основных ворот в Нижний замок (Pilies vartai)

Анатолий: Ссылка: outdoors.webshots.com Мимо Кафедрального собора проходила улица.

tadukb: Реставрационные работы 1932-39 г.


tadukb: Из коллекции негативов Болеславы и Эдмунда Здановских. Точной даты нет ,но я думаю 1934 год. (www.epaveldas.lt)

Olga: А вот эта картина датирована: Юозапас Камараускас. Вильнюсский кафедральный собор. Акварель, гуашь, 1935 г. Из собрания ЛХМ.

tadukb: Gedis пишет: ...нашёл снимок, из которого видно, что замеченное изменение было осуществлено при реставрации дворца работников искусств (Meno darbuotojų rūmai) перед новосельем. На старых фотографиях видно, что колонны стояли на одном сплошном фундаменте (теперь каждая колонна стоит на своём основании), только для прохода сделан один промежуток. В фрагменте другого снимка М.Флигелиса это видно лучше: Аналогично были изменены боковые фасады кафедры во второй половине 30-х годов: Сплошной фундамент под колоннами в 1914 году (J.Bulhak): и в 1936 году (E. i B. Zdanowscy): Каждая колонна на своём основании в 1939 году (уже также, как и теперь - см.в Wikimedia): Реконструкция кафедры проводилась с 1932-39 г. Фото Э.Здановича датируется 1933 годом. Мы видим строительные леса и ограждение, казалось бы хорошее время исполнить чей-то замысел, заменить сплошной фундамент под колоннами. На фото 1935 г. - сплошной фундамент. Но нет, проходит несколько лет и под каждую колонну оставляют отдельный фундамент (фото 1939). А какой парад проходил возле Кафедры в 1935 году?

Gedis: tadukb пишет: А какой парад проходил возле Кафедры в 1935 году? Gedis пишет: в 1936 году (E. i B. Zdanowscy): В описании фотографии сказано, что это похороны сердца Пилсудского. Видимо, на фотографии рукой отметили "1935" - год смерти. Но сердце Vilnius достиг только в 1936 году и похоронили вместе с матерью 12 мая. tadukb пишет: чей- то замысел заменить сплошной фундамент под колоннами. Такой замысел отдельных фундаментов был самого Л.Гуцевича, рисунок его проекта: В рисунке М.Залеского (первая пол. 19 века) видим, что каждая колонна на отдельном фундаменте и были построены: Но уже в графике по фотографии А.Корзона примерно 1860 года видим сплошной фундамент:

tadukb: 1936 год. 12 мая

tadukb: Возможно сплошным фундаментом решили укрепить стены кафедры.

Gedis: tadukb пишет: Возможно сплошным фундаментом решили укрепить стены кафедры. Теперешнее решёточное ограждение между колонами поставлено по прозаичной причине - за колонами было удобно спрятавшись "облегчаться".

izchak: То что вы видите под колоннами, это подколоники, которые мало влияют на конструкцию здания и которые можно изменять без больших проблем. Сами фундаменты уходят под землю как я думаю метров на пять, в зависимости от глубины катакомб и выполнены в виде стены из каменных блоков.

Olga: Реставрационные работы (prace restauracyjne przy wzmacnianiu portyku), 1932 г.

Olga: Пьетро де Росси. Кафедральный собор. Акварель, 1796 г. (Итальянский архитектор Пьетро де Росси работал в Литве в 1785-1811 гг.) Отсюда.

Gedis: Olga пишет: Пьетро де Росси. Кафедральный собор. Акварель, 1796 г. Думаю, надо дополнить выводами В.Дремы об этой акварели. Дрема указывает, что это фальсификат М.Янушявичуса 1840 г. Якобы копия рисунка П.Росси - компиляция вида зданий разных времён. Кафедра изображена такой, как она выглядела до реконструкции 1750 года по проекту Глаубица, когда были по бокам фасада построены две башни. А башня - колокольня на рисунке отображённый вид приобрела только в 1801 г. после реконструкции, выполненной архитектором М.Шульцом. Подробнее с доводами В.Дремы познакомиться можно здесь Dingęs Vilnius psl.100. Сравнив с рисунком П.Смуглявичуса 1785 года, видим, что уже тогда кафедра стоит перестроенная в классическом стиле по проекту Гуцевичюса (фрагмент рисунка 55 в Dingęs Vilnius).

Olga: Спасибо, Gedis, - будем знать. Почти детективная история, хотя источник вполне солидный. А так представлял себе Кафедральную площадь в прошлом Ю. Камараускас: Тут тоже - что-то от художника-романтика, а что-то - от инженера -архитектора... Акварель 1894 г. Из собрания ЛНМ.

Чайка: Спасибо всем участникам Форума, представившим различные новые и старые виды здания Кафедрального Собора и площади! Всё очень красиво! Но вот на самой площади недавно появилась одна очень интересная точка. Обнаружить эту точку можно, понаблюдав за поведением людей. Необычное поведение людей проявляется недалеко от башни - колокольни и внешнего к площади угла Кафедры. Интенсивней это необычное поведение людей проявляется к вечеру: люди становятся двумя ногами на небольшие плитки со знаками и начинают кружится. Раскрою секрет: это место, где надо загадать желание, которое обязательно исполнится. Но будьте осторожны насчёт желаний, да и перекреститься перед этой процедурой не плохо бы!

tadukb: Чайка да и перекреститься перед этой процедурой не плохо бы! Перекреститься хорошо бы два раза. Плитки то двоятся.

tadukb: Кто знает почему такое раздвоение, и какая чудо-плитка настоящая?

Olga: Еще относительно недавно эта чудо-плитка выглядела вот так: И было их несколько. И их (или ее?) приходилось постоянно обновлять, потому что плитку любители чудес затирают. А удовольствие это недешевое. Когда-то я писала об этой плитке и создателе рукотворного чуда подробнее. См. здесь, сообщение 272. Может быть новая, менее красочная, будет долговечнее? Говорят, "чудотворности" плитки больше всех удивился автор идеи - Гитянис Умбрасас. И об этом я писала (там же. сообщ. № 295), но не могу отказать себе в удовольствии повторить дорогие моему сердцу слова о возможности самостоятельной жизни произведения, уже не зависящей от воли художника: ...Вот что художник рассказывает о себе и своих работах в интервью Татьяне Ясинской (журнал „Ieva“, перевод с литовского - мой): " …хотелось бы еще какие-то идеи воплотить в жизнь. Для примера расскажу одну историю. Скажем, от задумки «Щебечущего креста», что стоит на углу улиц Латвю и Блинджю в конце Жверинаса, до реализации прошло 22 года. Его идея родилась, когда мы жили в таком государстве, где произведения религиозной тематики были просто немыслимы, да я и сам не представлял себе, как продвинуть свой проект. И все же искал способы. Потом сменился строй, я стал понемногу воздвигать крест: продал мастерскую, у кого-то занял денег, кто-то сам предложил помочь. Итак, я его поставил. Вот только птички поселиться в нем никак не решались. Я был разочарован – ведь идея была, чтобы крест пел разными голосами и чтобы в скворечниках, из которых он сделан, завязывалась жизнь. Я думал: «Ну, и глупец! Столько сил положил на то лишь, чтобы доказать свою ложную правду…». А этим летом иду мимо креста, печально настроенный: «Эх, там, скорее всего, и снова никого нет", – и вдруг слышу: щебечут». Продолбили входные отверстия пошире и довершили работу художника. И история камня на Кафедральной площади с надписью «Чудо» похожа. Я сделал его, а однажды, пересекая площадь, увидел двух подростков. Один из них серьезно объяснял другому: «Если постоишь на этом камне, твои желания сбудутся». Но ведь когда ищешь спонсоров, ни в одном описании проекта не укажешь: «Реализация данной художественной идеи создаст в городе место, куда люди будут приходить, дабы свершились их желания». Это я, опять-таки, к тому, что художник породил произведение, а уж потом оно живет самостоятельно, своей жизнью, само порождая истории и становясь частью истории. В русской Википедии приводятся такие данные: уложена плитка была в 1999 г., реставрирована - в 2003 г.

tadukb: В 2010 году одна из чудо-плиток побывала на выставке EXPO 2010 в Шанхае. Может заказы посыпятся

Olga: История чудо-плитки, оказывается, еще сложнее. Всего их было 4 (не считая пятой - тбилисской), и первая, бетонная, была уложена еще в 1994 г. А гранитные появились, когда Кафедральную площадь мостили китайским гранитом. Таким образом, для китайцев эта плитка, некоторым образом, родная. Фото с Expo-2010 из lrytas.lt/ "Stebuklai" plinta Iš viso Lietuvoje dabar yra keturios "Stebuklo" plytelės – viena betoninė, padaryta dar 1994 m., ir trys granitinės. Pastarųjų prireikė tuomet, kai kinišku granitu buvo klojama visa Katedros aikštė. X Betoninę plytelę saugo leidyklos vadovas ir rašytojas Jeronimas Laucius. "Ačiū Dievui, kad jam šovė mintis ją pasiimti, kitaip turbūt būtų buvusi išvežta į sąvartyną su visomis kitomis Katedros grindinio plytomis", – džiaugėsi G.Umbrasas. X Antra šiek tiek nusidėvėjusi plytelė eksponuojama viešai. Ją galima išvysti Sausio 13-osios nukentėjusiųjų draugijos vitrinoje – Gedimino prospekte netoli Seimo rūmų. X Trečiasis "Stebuklas" po viešnagės Šanchajuje keliauja namo. Kur jis bus eksponuojamas, dar nenuspręsta. X Ketvirtoji plytelė kaip pakaitalas įmontuota Arkikatedros prieigose. X Penktasis G.Umbraso sukurtas "Stebuklas" vasarą atidengtas Gruzijos sostinės Tbilisio centre įsikūrusiame Vilniaus skvere, kuris birželio 23 d. minėjo vienų metų sukaktį. http://www.diena.lt/naujienos/miestas/plytele-taps-nacionaline-vertybe-312268

Чайка: Ольга, спасибо! Получилось так, что забытое старое - становится новым. Я теперь редко бываю в центре города, а тут шла как-то вечерком, смотрю, женщина воровато оглядывается на меня, выжидает, когда я пройду вперёд, становится на какое-то место на плитках площади двумя ногами и начинает вращаться. Я поинтересовалась у неё, что это значит. Она же ничего мне не сказала, только улыбнулась. Тогда я решила понаблюдать и встала поодаль. Наблюдение за прохожими дало свой результат: каждый пятый человек вращался на этом месте. Но ведь существует понятие "намоленное место", так происходит и здесь, наверное. И ещё раз, Ольга и Tadukb, благодарю за разъяснения.

Olga: Вот насчет намоленного и креститься - я как раз и не уверена. Церковь-то только божественные чудеса одобряет, почитая всякое суеверие за мракобесие. А я давненько наткнулась на эту мозаичную (еще очень красочную) гранитную плитку. Я о ней слыхом тогда не слыхала, пересекала заснеженную площадь - и вдруг прямо среди недавно выпавшего снега проглянуло это чудо. Я, правда, в чудеса не особенно верю, особенно в легко достижимые - по щучьему велению, а настоящим чудом считаю то, что есть такие творческие натуры, как Гитянис Умбрасас, способные подарить радость огромному количеству людей и сотворить в городе не одну достопримечательность. Поистине уникальный талант!

Walles: Firma "Łempicki SA", która prowadziła remont Katedry... zakładała na czas prac prowadzonych w zimie specjalne odeskowanie, która nazywano "cieplakiem"... dzięki temu roboty betoniarskie można było wykonywać przy temperaturach do - 25 stopni

Olga:

Olga: Фото представлено на сайте vilnaghetto.

Olga: Квадрига на Кафедральной площади. С сайта centrum.pogranicze.sejny.pl/pocztowki

Olga: 1930-е годы? Отсюда.

Gedis: Olga пишет: 1930-е годы?Признаюсь, когда так написано, я теряюсь, соответствует ли это промежутку от 1930 до 1939, или литовскому "trečias dešimtmetis" (1920-1929). А фотографию я датировал бы 1924-1930: на правом берегу можно различить макет памятника А.Мицкевичу - открытого в 1924 и снесённого новоднением 1931 года (весной, до распускания листьев).

Olga: Спасибо, Gedis, за уточнение. Про макет памятника А. Мицкевичу я помню, но его вдали не углядела. Я лишь высказала предположение о возможной датировке снимка, соотнося его с содержанием статьи, в которой он в виде иллюстрации был помещен: героиня побывала в Вильно в 1933 г. Этот снимок публиковался на целом ряде форумов, но везде - без даты. Мне показалось, что данный снимок - исходный (он снабжен каким-то идентификационным номером, свидетельствующим, на мой взгляд, о том, что снимок взят из некоего архивного собрания). А русские 1930-е годы - это действительно все тридцатые, т. е. именно промежуток 1930-1939 гг. Как поэтическое "сороковые роковые" - это 1940-1949 гг. Литовское же trečias dešimtmetis - это русские двадцатые годы. Различие образуется за счет того, что в русском практически нет "нулевых годов" (литовское первое десятилетие) - о них чаще всего пишут как о начале века. Наверное, это хорошо, что в литовском, не в пример русскому, примерную/обобщенную дату стали обозначать порядковыми десятилетиями, а не какими-то годами, потому что раньше в литовском из-за того, что у слова metai нет в этом значении единственного числа, порой нельзя было понять, об одном (круглом) годе или целом десятилетии идет речь. Вспомним хотя бы архив А. Ненишкиса: Vilnius. 60-ieji.

Walles: Gedis, Makieta/Pomnik nie został zniszczony całkowicie w 1931 roku. W swej zasadniczej postaci przetrwał aż do lipca 1939 roku. http://www.imnk.pl/gallerybox.php?dir=XX085 A fotografię Placu Katedralnego należy datować po 1929... bo na wieży zamkowej jest już nadbudowana druga kondygnacja

Olga: Рука Провидения... При всем почтении к великому поэту и его памяти, должна сказать, что этот макет из сосновых досок... ну, мягко выражаясь, не был украшением города.

Walles: Tutaj kilka "delikatnych" określeń na kubistyczne dzieło Pronaszki:

Gedis: Olga пишет: 1930-е годы? Gedis пишет: я датировал бы 1924-1930 Walles пишет: należy datować po 1929 Но не позже 1931: после наводнения в том же году приступили к спасательным кафедрального собора работам, и временные строения, леса видны в фотографиях даже 1938 года (см. фото 1936, см. фото 1938 из "Rapolas Mackonis Senoji vilniečių karta", Lietuvos rašytojų sąjungos leidykla,1999). А в 1939 году уже приступили к работам реконструкции площади - сначала очистили площадь (снесли деревья, см. фото 1939 года вхождения советской армии, фото 1939 года вхождения литовской армии на обложке журнала Kardas 1939 nr.22). А причал или какое то похожее строение, которое видим у правого берега обсуждаемого авиоснимка, нашёл только в открытке 1926 года:

Olga: Ежи (Юрий?) Федоров. Кафедральный собор в Вильно. 1938 г. Здесь. И еще много виленской графики межвоенного периода здесь.

карлсон: Jerzy - Георгий или Юрий.

Olga: карлсон, да, конечно, и еще Jurgis (ср. Jurgis Hopenas, он же Jerzy Hoppen), но ведь может быть и Ежи? Даже при фамилии Федоров. Мне кажется, в данном случае это наиболее вероятно... Хотя возможны варианты.

карлсон: Вероятно мог, если считал себя поляком. Или жил в Польше. По-польски например, Ленин - Влодзимеж, а Сталин - Юзеф.

Юрий53: Из альбома WILNO 20 widoków z fotografji J. Bułhaka. Wilno 1937. http://allegro.pl/

Gedis: Olga Сообщение №: 2097 (30.11.2011) пишет: Пора объявлять конкурс на самое необычное/неузнаваемое изображение Кафедральной площади.... Претенденты уже определенно есть А это в претенденты может тоже годится? Vilnius, Jogailos tvirtovė, Z. M. Čaikovskis, 1940, epaveldas.



полная версия страницы