Форум » Достопримечательности и посещаемые места » Вильнюсский университет » Ответить

Вильнюсский университет

Анатолий: Вильнюсский университет Вильнюсский университет, один из древнейших в Восточной и Центральной Европе, был основан в 1579 г. Являясь в течение долгого времени единственным высшим учебным заведением Литвы, университет имел непреходящее значение и для развития культур соседних народов. За более чем 400-летнюю историю он знал взлеты и падения, его закрывали и вновь открывали. Предлагаем познакомиться с богатым прошлым и сегодняшним днем Вильнюсского университета, с прекрасным архитектурным ансамблем его зданий. Снимки одного из университетских двориков можно также увидеть на странице нашего сайта vilnius.penki.lt/de5.html

Ответов - 63, стр: 1 2 All

Gedis: Olga пишет: Про вторую литографию уже нашла: это 2-я половина XIX в. В необрезанном варианте видим, что источник - альбом Н.Орды. Источник Poliart - ikonografia, там больше информации. Все другие рисунки Н.Орды Вильнюса датированы 1875 годом. Такое же состояние площади видим в снимке Чехавича 1877 года, см. в Vilniaus vaizdo kaita

Olga: Спасибо, Gedis. Эта литография, как оказалось, широко представлена в Интернете, но с разбросом датировки почти в век. См., к примеру, здесь - начало XIX века, и здесь - конец XIX века. Нижней хронологической планкой, очевидно, послужило отсутствие/наличие памятника Муравьеву. А вот первую иллюстрацию с подписью Дворец генерал-губернатора в Вильне. Литография 19 в. я нашла (пока!) только здесь.

Olga: Походив по подсказанному Gedis‘ом ресурсу, лишний раз убедилась, что датировка старинной литографии и временнАя привязанность изображенного на ней объекта – разные вещи. Литография может быть достаточно поздней, но сделанной по какому-то более раннему изображению. Иногда это обстоятельство отмечается в описании (типа Według Bronisława Podbielskiego na podstawie Abdona Korzona), но далеко не всегда. Вот датированная и подписанная литография Казимира Помяновского: Вроде бы, третья четверть 19 в. А башни Университетской обсерватории на ней – первозданные. А если сравнить эту литографию с размещенной в сообщении Gedis‘a выше литографией из "Виленского альбома" Вильчинского [1845-1875], можно обнаружить между ними прямую зависимость. Я, к примеру, разницу в более поздней (если не считать совсем мелких деталей вроде "потухшего" левого фонаря) вижу лишь в отсутствии второго - белоконного - экипажа. Хотите - верьте, хотите - проверьте: И еще одна мелкая деталь. Помните, меня заинтересовало изображение фонаря на старой литографии? А на литографии из "Виленского альбома" примерно в том же месте (у угла дворца) мне (только мне?) видятся три столбика, наподобие тех, какими в Вильне ограждали фонарные столбы. Правда, пошире расставленные. И еще фонари нередко включались в ограждение водоколонок, выполняя тем самым двойную миссию: ограждения и освещения. Вот выразительно показанное Kept'ом ограждение фонарного столба: Фото отсюда.


Olga: Еще немного не по теме, но в связи. Я всмотрелась еще раз в увеличенное фото (нажать + вверху слева несколько раз) Чеховича и мне показалось, что оградительные столбики при металлических фонарных столбах - деревянные. Тесанные же из камня или чугунные столбики, сохранившиеся при многих подворотнях, могли служить коновязью, о чем порой свидетельствует специфическая - для удобства обвязки - конфигурация их верхней части. Говорят, в качестве коновязи могли использоваться и фигуры львов, и сфинксы, и шары на подставках, и многое другое, что нам сейчас кажется сугубо декоративным элементом. Хотя классическая коновязь в сельской местности предназначалась для многих лошадей и выглядела, разумеется, иначе - чаще всего как горизонтальная перекладина на двух столбах, нередко с кольцами для продевания повода. В большом городе эту проблему решали по-своему. Впритык к углам дома столбики ставили специально для того, чтобы защитить угол от повреждений. Так, ломовые извозчики, по воспоминаниям современников, нередко перевозили грузы, выступавшие за габариты телег, и лихо разворачивались, не слишком беспокоясь о сохранности чьей-то недвижимости. Да и вообще телеги обдирали незащищенные углы зданий и подворотни. Реалии чужой эпохи мы чаще всего интерпретируем, исходя из жизненного опыта наших дней.

Olga: Ну, каюсь: про львов/сфинксов я наверняка переборщила, но про столбики-коновязи и защитные столбики по углам домов и проездов - святая правда. Оказывается, у этих надолб даже есть официальное название - колесоотбойные тумбы (проще - колесоотбойники). «Я как петербургская каменная тумба», — горько иронизировала Анна Ахматова. В то, тележно-подводное, время такие прочные тумбы стояли повсеместно: на углах домов, у ворот въездных арок… Это была общеевропейская практика защиты углов зданий от ударов колес экипажей. Отсюда и название — колесоотбойники. Отсюда. Защиту ставили от колес, хотя основной урон зданиям наносили оси карет и телег, выходящие за габариты транспортного средства. В седую старину такие надолбы не просто вкапывали в землю, а сразу вытесывали на краеугольном камне здания - монолитно. Как каменная тумба - значит, и все удары на себя примет, и защитит, и выстоит... Так вот непредсказуемо: от столбика на старинном рисунке - к поэзии.

Gedis: Olga Сообщение №: 2576 пишет: Вроде бы, третья четверть 19 в. А башни Университетской обсерватории на ней – первозданные. 26 grudnia 1876 - это дата пожара в обсерватории, а литография представляет как выглядели башни до пожара. Вид после пожара виден на гравюре Jan Krajewski, опубликованной в Kłosy nr 616 z 19.04.1877 s.245: Poliart-ikonografia Графика в те времена была единственным средством печатания видов, то ли копируя фрагмент литографии, то ли перенеся вид, запечатленный фотографом. Источник можно распознать сравнивая и видя точно тот самый угол вида, такие же тени, деревья такой же высоты. В Poliart-ikonografia видим таким образом размноженные снимки А.Корзона, Ю.Чехавича, гравюры К.Рачинского. К сожалению, указывать источник видимо не было в моде.

Olga: Об университетских зданиях, снесенных в связи с перестройкой генерал-губернаторского дворца, обычно пишут как о "корпусе" или "хозяйственных постройках". А вот и гибридный вариант: 1824-1832 m. Vilniaus senamiestyje perstačius buvusius Vyskupų rūmus, buvo sukurtas ištaigingas rusų ampyro (vėlyvojo klasicizmo) stiliaus Generalgubernatūros rūmų ansamblis (architektas Vasilijus Stasovas iš Peterburgo). Pastatas išreiškė didingą užmojį, įkvėptą senovės romėnų architektūros. Už rūmų buvo įrengtas ištęsto pusapskritimio formos paradinis kiemas. Deja, dėl architekto klaidingai išmatuoto situacijos plano, teko nugriauti universiteto korpusą ir ūkinius Alumnato pastatus. Здесь.

Gedis: Ещё о библиотечном дворе - 3 арки южного корпуса у угла с улицей Universiteto были вырублены в 1938 и в углу поставлен памятник работы К.Богданаса К.Донелайтису в 1964. Видимо, в том же 1938 году угол был усилен контрфорсами и повешен геральдический щит. Теперь он пуст, никакой геральдики в нём нет и нигде не видел ни в иконографии, ни упоминаний в литературе. Может кто знает, чему этот щит предназначался? Фрагмент снимка примерно 1960, показываемого в Vilniaus vaizdo kaita:

Olga: Вопрос, конечно, интересный. Если этот картуш был поздним (см. тут), то не мог он быть изначально пустым? Ответ если и найдется, то, по-видимому, в польской литературе и иконографии. К примеру, здесь: Аннотация.

Olga: На мемориальной доске памяти М. Почобута геральдику никто не тронул:

Olga: Разумеется, если на углу над арками был такой герб: (см. его же в сообщении Gedis'a № 688 на старинной гравюре) - вряд ли этот герб дожил бы до наших дней.

Olga: А у этого герба шансов пережить смены власти было еще меньше: Впрочем, для данного места он, по-моему, и не подошел бы - тяжеловат. Да и в целом, признаться, это даже не предположение: мне просто хотелось показать, как выглядели гербы университета "до того".

Olga: А вот герб М. Почобута (отсюда рука с мечом на картуше мемориальной таблицы): Отсюда.

Gedis: Olga пишет: На мемориальной доске памяти М. Почобута геральдику никто не тронул: Но текст доски до реставрации был намного отчетливее, легче читаемый... Снимок 2005-ого года, miestai.net

Olga: Gedis, наверное, Вы правы. Но геральдику всё же никто не тронул. Я видела этот снимок на сайте, но предпочла взять из "ничейного" источника. "Мой" снимок, если не ошибаюсь, 2009 г. Кстати, я разницу в читабельности текста, если и заметила бы, то приписала бы (по невежеству!) разнице то ли в освещенности, то ли в ракурсе. Про реставрацию мемориальной таблицы, ее дату, цели и задачи ничего не знаю. Если после реставрации что-то становится хуже - грош цена такой реставрации. И вообще тут, по-моему, должна действовать священная заповедь "Не навреди!". Но мне вот что интересно: а как узнать, что снимок на miestai. net - 2005 года? Заметка более поздняя, в свойствах снимка год если и указан, то не 2005-й. Инсайдерская информация ? Меня, кстати, давно интересует еще вот что: а старые гербы и прочие геральдически-идеологические знаки на виленских дворцах и храмах так и сохранились в водовороте эпох или восстанавливались позднее? К примеру, Орел и Погоня (Витис) в картуше костела: И сам факт, и снимок позаимствовала из текста своего коллеги.

Gedis: Olga пишет: а как узнать, что снимок на miestai. net - 2005 года? Заметка более поздняя, в свойствах снимка год если и указан, то не 2005-й. Инсайдерская информация? Дату этого снимка указал поместивший снимок в другом своём сообщении на 2-ой странице тот же участник Civis форума miestai той же темы Atminimo lentos, там сказано: "Taip pat tame kiemelyje įamžintas ir astronomo, rektoriaus Martyno Počobuto atminimas. (Šią lentą esu įdėjęs pradžioje, 2 poste, bet ten 2005 m. nuotrauka, o dabar po kiemo remonto atnaujintas jos rėmelis, tačiau matosi, kad raidės gerokai nubluko per penkerius metus...)." Netikėti neturiu pagrindo - neįžiūriu jokio motyvo teikti forume miestai.net neteisingą informaciją.

Gedis: Olga, Сообщение №: 2615, пишет: Разумеется, если на углу над арками был такой герб: ... (см. его же в сообщении Gedis'a № 688 на старинной гравюре) На старинной гравюре представлен герб не тот же, что в сообщении Olga - одно и то же, то всадник, но только в 1994 художник Petras Repšys создал новый вариант герба - поделил щит в две части и в нижней изобразил руку с книгой: На старинной гравюре изображён герб университета после упразднения в 1773 году ордена иезуитов и преобразования бывшей Академии и университета виленского Общества Иезуитов (Almae Academia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu) в Главную школу Великого княжества Литовского (Schola Princips Magni Ducatus Lithuaniae). Руку с мечом герба М. Почобута в теперешнем гербе университета Petras Repšys переменил в руку с книгой

Olga: Подпись: Observatorija ir Počobuto kiemas. С сайта Magnus Ducatus Lithuaniae

Olga: Меня всегда интриговало древнее каменное изваяние у подножия горы Гедиминаса. Немой свидетель давно минувших эпох. Фото с сайта Miestai.net, см. сообщение Civis'a от 2010.05.22 и следующее - ответ на загадку, где говорится о том, откуда взялась, где находится эта (половецкая?) каменная баба (слово баба в данном случае не стоит понимать буквально), о судьбе языческого идола. Читатель уже успел, вероятно, подумать: а причем тут Вильнюсский университет? Вот фрагмент недатированного (19...) изображения, наклеенного на картон (мне кажется, что и всю фотографию я раньше видела, но теперь не нахожу), из собрания Библиотеки Врублевских АН Литвы: Простенок университетского здания подпирает «половецкая баба». Как мне представляется, очень похожая на ту, что сидит/стоит у подножия горы Гедиминаса. Снимок не датирован, но, вероятно, скульптура была связана с Музеем древностей, некогда находившимся в университете. Ср.:Skulptūra ... atgabenta iš Ukrainos, Berdičevo apylinkių. Prieškariu ji buvo saugoma Vilniaus universiteto archeologijos muziejuje. Здесь.Остается вопрос: та ли баба?

Gintautas: "Баба" привезена в 1908 г. из Бердянского уезда (если правильно помню название). Источник : Миловодов А. 1909 – Случайные раскопки у подошвы замковой горы в г. Вильне // Отчет Виленской публичной библиотеки и музея за 1908 г. с. 43-52; Вильна 1909

Olga: Спасибо, Gintautas, за ценную ссылку. Из отчета Виленской публичной библиотеки и музея: см. здесь и окончание здесь. А "Путешествие в восточные страны Вильгельма де Рубрука в лето благости 1253" можно прочитать тут. Хотя о погребальных обычаях половцев (глава десятая) автор, к сожалению, повествует предельно кратко.

Gedis: Olga пишет:Вот фрагмент недатированного (19...) изображения Peržiūrėjau turimus vaizdus, kuriuose matosi tarpuvartė į Observatorijos kiemą, nei viename "Bobos" nematau. Tik vienoje J.Bulhako nuotraukoje radau Olgos pateiktame fragmente virš "Bobos" matomą kabančią koplytėlę (vėlesniuose vaizduose ir jos nebėra): Tekstas po Olgos pateiktu fragmentu kalba tik apie buvusio universiteto rūmus, bet matome jau atidengtą galeriją. Mano pateiktame vaizde dar tebėra tvoros, skyrusios buv. gimnazijos kiemą nuo bažnyčios šventoriaus, stulpai, kurie buvo pašalinti atidarant Batoro universitetą. Todėl spėju, kad nuotrauka, kurios fragmentą pateikė Olga, daryta apie 1917-1918 m.

Olga: Я была почти уверена, что видела еще какой-то снимок с каменной бабой у простенка университетского здания, потому что там в подписи к снимку (в отличие от представленного выше фрагмента) о ней ничего не говорилось. Но, скорее всего, это был однотипный фрагмент с более лаконичной подписью: И, наверное, каменная баба находилась во дворе университета до тех пор, пока там в Публичной библиотеке размещались экспонаты музея. Хотя судьба этого музея была, как и история города, весьма непростой.



полная версия страницы