Форум » Инфраструктура » Железные дороги в черте города 1 » Ответить

Железные дороги в черте города 1

Анатолий: О железных дорогах, существовавших в городе. Также в этом разделе есть тема Железнодорожный вокзал.

Ответов - 216, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Анатолий: Под снимком написано: "Район Вилкпедес преображается..." На месте пустыря перед домами теперь строится южная объездная дорога.

Wanderer: Brachka пишет: Костёльчик не разобрать... Sakyciau baznycia kaip tik labai gerai matyt

ufas: Я тоже нашла бабушкину открытку. Там написано 1914 год


Brachka: Wanderer, kai aišku iš kur ir į kurią pusę fotografuota, tai bažnyčia matosi puikiai, o kai nieko nežinai, belieka tik spelioti ar ten bažnyčia, ar statoma kas nors, ar griaunama... Когда известно откуда и в каком неправлении снимок сделан, тогда костёл виден прекрасно, а когда ничего не известно, остаётся только предполагать костёл там или что-то строят, или сносят...

Brachka: ufas, это рельсы конки.

ufas: Я так и думала. Просто хотелось внести свой скромный вклад в кладезь информации для будующей статьи на главной странице об истории ЖД в Вильнюсе. Она получится очень хороша , судя по картам, фотографиям и умению сообща выяснять разные интересные мелочи (и не мелочи).

сержгол: Уважаемый Brachka(из железных) и др. кто интересуется этой темой В журнале ''Экспресс неделя'' Nr13 27 марта 2008 г. опубликована большая статья ''Из истории Вильнюсской железной дороги'' журналист Э.В.Марганавичене и рядом еще одна об узкоколейке.

карлсон: ufas А о трамваях и конке на форуме очень хорошо написал Walles. Конка - Виленский трамвай

ufas: карлсон Большое спасибо! Это действительно прекрасная работа! Прошу извинить за дубль- оказывается, что не все еще просмотрела. Да..." Учиться, учиться и еще раз учиться...", как говорил.... Хотя, ведь если не дубль, могла и не увидеть! Еще раз спасибо!

Olga: На сайте общины Жверинаса помещены статьи о прошлом данного района. Среди прочего здесь упоминаются виленские форты, узкоколейка, старый мосте в Закрет... 1926 m. Lenkija nutarė sustiprinti Vilniaus gynybą: vis tik pasienio miestas, o ir Rusija pakankamai pavojingas kaimynas, ypač po Raudonosios armijos pralaimėjimo prie Vislos. Antakalnio Šilo gatvės kalvose įrengtus fortus siaurasis geležinkelis per Šilo tiltą (karo metu susprogdintą, o dabar atstatytą) jungė su fortais Šeškinės kalvose. Toliau siaurukas vingiavo per Žvėryną Blindžių gatve, pasukdavo jau išnykusia Lauko gatve, kirsdavo Dzielnaja (Latvių) ir per medinį tiltą pasiekdavo Vingio parką ir Panerius. Aš jau nemačiau važinėjančio siauruko, bet tiltas dar ilgai po karo buvo saugomas ginkluoto geležinkelio apsaugos kareivio, net vaikams neleisdavusio prieiti prie tilto. Blindžių gatvėje dar buvo likusios pabėgių žymės, o prie Šeškinės fortų prisirinkdavome vokiško cilindrinio parako. Neišardytą siauruko atkarpą Vingio parke pritaikė vaikų geležinkeliui. Žvėryno vaikigaliai persikeldavo į Vingio parką valtimi, o didesnieji net perplaukdavo Nerį, kad juo pasivažinėtų. Tegul tik tris stoteles, bet pirmyn ir atgal! 1958 metų potvynis smarkiai apgriovė tilto ledlaučius, o dar po poros metų buvo išardytas ir pats tiltas. Karoliniškių kalvų rėvose buvo užbetonuoti.ir jo tuneliai. Iki šių dienų teišliko vienas, o antrąjį, buvusį šalia Karoliniškių kelio, išlygino statydami Latvių g. svečių namus ir galutinai panaikino, plėsdami sklypą Š.Marčiulionio namui. http://www.zverynas.lt/pages/musu-zverynas/zveryno-studija.php?lang=EN

Brachka: Žvėryno vaikigaliai persikeldavo į Vingio parką valtimi, o didesnieji net perplaukdavo Nerį, kad juo pasivažinėtųВообще, конечно, до боли знакомые фразы/термины. Чуть ли не слово в слово я это читал в письме из железнодорожного музея. И что я могу сказать по этому поводу? Увы, написано ещё большим дилетантом, чем я сам. Склады называют фортами; железнодорожный мост Шило, оказывается, восстановлен; узкоколейка у них доходила до Панеряй... Извиняюсь, но, как говорится, слышали звон, да не знают где он......išardytas ir pats tiltas. Karoliniškių kalvų rėvose buvo užbetonuoti.ir jo tuneliai.Забетонированы ТЧК и туннели моста??? Olga, лично к Вам вопрос: что, правда мост охранялся «вооружённым солдатом охраны железной дороги, не позволявшим даже детям подойти к мосту»?

Olga: Brachka, в детстве я множество раз ходила по этому мосту: никакой охраны не было и переход не возбранялся. Это было, я думаю, в начале 50-х годов. Насколько я понимаю, мы с автором цитируемой статьи ровесники, так что собственные воспоминания у нас должны были бы быть одного порядка. Правда, по сведениям Интернета, он живет в Вильнюсе с 1948 года, а я - с 1944. Мы жили неподалеку от реки, на ул. Трайдяне. Когда я была совсем маленькой, мы действительно переправлялись с родителями в Закрет на лодке, но скорее всего не потому, что нельзя было пройти по мосту, а потому что до него надо были пройти порядочный (для детей) кусок: он был за поворотом реки. Когда подросли, ходили уже сами через мост. Потом (поочередно) появились паром и понтонный мост - практически на месте теперешнего, старый ж/д мост утратил свою актуальность. Старожилы Вильнюса мне сказали, что мост как стратегический объект охранялся "в польское время".

SerBari: Кое-что по истории железных дорог Литвы можно почитать тут: http://www.litrail.lt/ А вот и "живой" свидетель истории, который работает на железной дороге ( в Вильнюсе) до сих пор c 1889 года!

Brachka: Ну, сегодня просто праздник какой-то!

Walles: ALDU Bardzo dziękuję za link do Petersburskiego archiwum - po pierwszym pozytywnym wrażeniu trochę pomyślałem i mam przeczucie, że pierwszy z budynków zachował się do dzisiaj - dobudowano później do niego piętro (to jeden z obiektów pod adresem Paneriu g. 56)

Walles: Brachka (из железных) Wracam do starszego tematu: (walles: Сообщение №: 580 i brachka Сообщение №: 1782) A co sądzisz o takiej koncepcji? Wagoniki amunicyjne były stosowane w wielu polskich przedwojennych fortach i magazynach. Na tej fotografii przykładowy wagonik ocalały do dzisiaj z umocnień na Helu.

Brachka: Walles, тут нужно подготовиться к ответу. Займёт какое-то время, может быть даже до завтра.

Brachka: Итак, два вопроса на повестке дня: 1. Подвижной состав внутрискладского применения 2. Путевой вопрос На сегодняшний день с внешней стороны складов нет никаких следов рельсового пути. Всё, что рассматривается ниже - сплошная догадка на основе остатков путей, сохранившихся внутри складов. В коридорах (шириною около 1 м) прямо в бетонном полу проложены рельсы (без всяких шпал), с шириной колеи примерно 400-500 мм (насколько я помню, до 500 мм всё-таки не дотягивает). Ещё одна деталь, на которую как-то не обращали внимания: на всём протяжении между рельсами идёт жёлоб/канавка, назначение которой, скорее всего, в отводе случайно попадающей внутрь воды. От главного коридора идут ветки в боковые помещения. Для перевода вагонеток на эти ветки использовались разворотные круги, следы которых тоже видны до сих пор. Анализ позволяет сделать предположение, что максимально возможный габарит вагонеток (отмечен тонкой белой линией на рисунке ниже) не намного превышает габарит разворотных кругов, а поскольку скорее всего вагонетки были прямоугольные, то самые вероятные их габариты примерно 800х500 мм. Это довольно маленькие размеры, так что изображённая выше в сообщении Wallesa вагонетка (насколько я представляю её размеры) не могла использоваться в этих условиях. Теперь вопрос о том, как груз с вагонеток перегружался на железнодорожные вагоны/платформы. Остаётся только догадываться, был ли параллельный железной дороге путь для вагонеток, но если он всё-таки был, то очень маловероятно, чтобы для выезда на этот путь использовались разворотные треугольники. Для каждого такого треугольника необходимы три стрелки, а это очень усложнило бы всю систему. Гораздо проще было бы использовать такие же разворотные круги, что и внутри складов. С другой стороны, вполне можно было обойтись без всего этого, если из каждого выхода к главной железной дороге подвести небольшой участок пути, не соединяя его с остальными. Это было бы самое простое решение. И, возвращаясь к вопросу о вагонетках. Я не знаю как они выглядели, но вот пример небольшой вагонетки, используемой на рудниках: Опрокидывающийся кузов, конечно, в случае со складами совершенно не нужен, но ходовая часть очень даже подходящая. Walles, надеюсь я не зря заставил Вас ждать ответ целые сутки?

Walles: Brachka Dziękuję bardzo za analizę. 1/ Jak się domyślasz na tym etapie dociekań - proporcje (rozmiary 400 czy 500 mm) wagonetek, czy platform kolejki wąskotorowej nie były brane przeze mnie pod uwagę - więc na schematach nie mają one żadnego odniesienia do rzeczywistości - pozostając jedynie teoretycznym zagadnieniem (na razie ) 2/ Wycofuję się z rozwiązania "skrętnych wjazdów" do poszczególnych magazynów na rzecz OBROTNICY (разворотные круги) - co oczywiście jest przy tak małych rozmiarach korytarzy jest logiczne *Спасибо за анализ. 1/ Как догадываешься, на этом этапе исследований, пропорции (размеры 400 или 500 мм) вагонеток или платформ узкоколейки не брались мной в расчет, так что на схемах нет их соотношения с действительностью – оставаясь только теоретической загадкой (пока) 2/ отойти от решения «крутых въездов» в отдельные склады в пользу разворотных кругов – конечно, это - при таких маленьких коридорах – логично 3/ (из каждого выхода к главной железной дороге подвести небольшой участок пути) - zeskanowałem ze swojego planu (1942) ten fragment - bo na nim (moim zdaniem) jest narysowana osobna linia, która służyła wyłącznie do rozładunku nie blokując głównej trasy kolejki. *3/… отсканировал со своего плана (1942) этот фрагмент потому, что на нем (по моему) нарисована отдельная линия, которая служила исключительно для разгрузки без блокирования главной трассы дороги. Tyle na szybką reakcję. надеюсь я не зря заставил Вас ждать ответ целые сутки? Jeśli kolejne rozważania mają nas przybliżyć do prawdy - mogę czekać i rok

Brachka: Walles, насчёт ширины колеи могу сказать, что мерил её мобильным телефоном, получалось примерно 4 длины телефона. Длина самого телефона 110 мм => ширина колеи получается ~440 мм. Две колеи вдоль складов - это, конечно, очень интересный случай. Но странно, что ничего похожего возле аналогичных складов по ул. Шило не было / не обозначено на карте. К тому же нельзя не заметить, что от ул. Укмергес (Ukmergės) до ул Шяудинес (Šiaudinės) идёт аж три колеи. Так что при загрузке/разгрузке состава оставался ещё один свободный и более короткий объездной путь. Даже не представляю как это можно объяснить. Возможно, что именно на этом месте были не просто склады, а нечто большее, вроде небольшой железнодорожной станции.

Walles: Brachka Żadnej stacji tam nie było - chyba, że ów punkt rozładunkowy uznamy za wojskową stację towarową. Moim zdaniem mogło to być i tak, że jak wojsko oddało kolej wąskotorową w zarząd PKP - to owe dwie nitki do składów zostawiły jako swoje, a PKP nie miał powodu do interwencji, że blokowana jest trasa. *Там не было никакой станции - разве что этот пункт и разгрузочный примем за военную товарную станцию. По моему, могло и так быть - когда армия отдала узкоколейку в ведение Польских Железных Дорог, то эти две линии к складам оставили как свои, и Железные Дороги не имели повода для вмешательства, что блокируется трасса.

Brachka: Walles, что-то я не включился, PKP - это что?

Olga: Polskie Koleje Państwowe (Polish State Railways), PKP Это я пока Walles не пришел.

Walles: Olga

Wanderer: 1922 m. gruodžio 10 d. 12 valadą dienos iškilmingai atidarytas siaurasis geležinkelis, jungiantis D. Pohuliankos gatvę su stotimi ir prekių stotimi. Šis geležinkelis ėjo Slovackio gatve ir Panerių gatve. 1924 m. Vivulskio 2 atidaryta miesto stotis priimanti krovinius, kad žmnėms ir bendrovėms nereiktų važiuoti į prekių stotį. Gal kas gali nurodyti nors vieną tikrą šaltinį patvirtinantį šiuos mano teiginius. Перевод: 10 декабря 1922 года в 12 час. торжественно открыта узкоколейка, соединяющаяя ул. Большая Погулянка с вокзалом и товарной станцией. Узкоколейка шла по ул. Словацкого и по ул. Понарской. В 1922 г. на ул. Вивульского, 2 открыта городская станция, принимающая грузы, чтобы людям не приходилось ездить за ними на товарную станцию. Может кто-нибудь указать хоть один достоверный источник, подтверждающий сказанное мною?

Gedis: Aquamarine (Сообщение №: 35, 19.03.08) писала:где она сделана?Кажется, давно заданный вопрос так и остался без ясного ответа. В аукционе есть и открытка с тем же фото, но запись отличается:

Шева: Gedis И эта запись, наверное, соответствует истине

Brachka: О, какая... из галереи

карлсон: То же самое место.

карлсон: И та же башня на parovoz.com.

Brachka: Хорошая новость, друзья мои! Обнаружен снимок, подтверждающий, что не позже 20 марта 1931 года уже существовала узкоколейная железная дорога из Закрета на Жверинас. Вот этот снимок: Mūsų Vilnius. 1931, Nr.8 Жаль, точная дата съёмки не известна, а то ведь ж.д. насыпь очень уж свеженькой выглядит, будто только что насыпана. И вот ещё интересно, что за домики у самой речки стоят? Эх, хорошую Gedis ссылку дал!

Olga: Не знаю, в эту ли тему надо было помещать свой пост и стоило ли вообще, но мне показался любопытным такой факт. Оказывается, с 1897 г. по распоряжению виленского губернатора (с подачи начальника штаба виленского военного округа) виды Вильнюса можно было снимать лишь там, где не было железной дороги, а в окрестностях города – там, где железная дорога расположена на расстоянии не менее двух верст. И это ограничение с тех пор вписывалось в выдаваемые разрешения на фотосъемку. Po to, kai 1899 m. liepos 28 d. Adomas Daukša, remdamasis tuo, kad “fotografijų mėgėjai nuolatos teiraujasi Vilniaus ir jo apylinkių nuotraukų”, paprašė atitinkamo leidimo, Vilniaus gubernatorius kreipėsi į Vilniaus karinės apygardos štabo viršininką, norėdamas sužinoti, kokie yra fotografavimo Vilniaus gubernijoje apribojimai. Iš atsakymo paaiškėja, kad “kariuomenės vadas, pristačius jam 1897 m. fotografavimo Vilniaus karinės apygardos ribose reikalą, nusprendė esant reikalinga Vilniaus gubernijoje uždrausti fotografuoti: 1. Visas geležinkelio linijas su visais juose esančiais statiniais ir vietovę dviejų varstų atstumu nuo jų; 2. Nemuno upę su krantais 5 varstų atstumu. Dėl to, Vilniaus vaizdus galima fotografuoti tik ten, kur nėra geležinkelio, o miesto apylinkėse ten, kur geležinkelis yra toliau, kaip už dviejų varstų." Šitas apribojimas nuo šiol visą laiką būdavo įrašomas į išduodamus leidimus. В тексте содержатся ссылки на конкретные документы, хранящиеся в Литовском государственном историческом архиве (LVIA). здесь Надо полагать, запрет касался лишь профессиональных фотографов и снимков, которые предполагалось тиражировать, но все равно подобное распоряжение не могло не сказаться на численности дошедших до нас снимков с излюбленным Brachkoj сюжетом. Поздравляю с находкой!

Brachka: Я же сам спрашивал: интересно, что за домики у самой речки стоят?Всё в порядке, на нескольких картах в наличии имеются. Вот, например, на карте 1941 года:

Walles: Oj, oj, Brachka leniwy z Ciebie badacz - na plany, które masz nie zaglądasz - tylko zaraz pytasz Перевод: Ой, ой, Brachka, плохой из тебя исследователь - на планы, которые сам имеешь, не заглядываешь - только сейчас выяснил

Brachka: Walles, я просто спешил поделиться ценной фотографией, а хорошая мысль посмотреть на планы, увы, пришла только потом...

kept: Brachka пишет: По крайней мере это никак не позже, чем 1956 год, поскольку, как мы уже выяснили, в 1956-ом участок от Гяросёс Вильтес до станции Спортивная (возле нынешней Эстрады) был разобран, следовательно после этого использовать УЖД для перевозок угля не было возможно. А вот почему это, допустим, не 1947? Вполне мог бы быть... Manau, kad tai negali būti 1947 metai, todėl, kad 1946 lapkričio 21 d. "Главцентроэнерго МЭС" vyriausio inžinieriaus Лошак nutarime Nr. ПР-341 parašyta, kad "kuras iš перевалочной bazės tiekiamas garvežiais, 750 mm siauruoju geležinkeliu, keturių vagonų (po 12,5 t talpos kiekvienas), sąstatu." Kaip matome, vagonų nuotraukoje yra gerokai daugiau. Jei nuotraukoje visgi Vilnius, tai manau, kad tai gerokai vėlesni metai nei 1947, o vagonų skaičius gali būti susijęs su jau visiškai atstatytos elektrinės gamybiniu pajėgumu. Žinoma, visada galima būtų mėginti aiškintis elektrinės pajėgumą, kuro suvartojimą tam tikrais metais, traukinio kursavimo dažnumą ir pan. Gal pagal tai galima būtų išsiaiškinti ir apytikrius nuotraukos paveikslavimo metus, nors 1956 metai man atrodo tikėtini... Dar vienas klausimas forumo dalyviams. Skaitydamas šį forumą pastebėjau minint tai, kad lenkmečiu elektrinėn kuras buvo gabenamas siauruoju geležinkeliu? Iš kur toks faktas? Asmeniškai aš nesu su tuo susidūręs... --------------------------------------------------------------------------- Я думаю, что это не может быть 1947 г., так как по решению номер ПР-341 главного инженера Главцентрэнерго МЭС Лошак (11 ноября 1946 г.) "с перевалочной базы топливо подается паровозами по ж/д узкой колее 750 м/м составами из 4-х вагонеток грузоподъёмностью 12,5 тн каждый". Как видно на снимке, вагонеток на снимке намного больше. Если на снимке Вильнюс, то год, думаю, гораздо позже 1947, а количество вагонеток может зависеть от мощности вполне реконструированной электростанции. Конечно, всегда можно пробовать выяснить мощность электростанции, расход топлива в разные годы, частоты курсирования поезда и т.д. Может быть это помогло бы нам выяснить примерную дату снимка. Но 1956 год мне кажется правдоподобным. И ещё один вопрос. Читая эту тему я наткнулся на мысль, что якобы во времена Wilna топливо на электростанцию тоже перевозили узкоколейкой? Откуда этот факт? Я лично об этом не слышал...

карлсон: www.irekw.internetdsl.p

карлсон: Проспект Саванорю. 1953 г. Начинают строить дом на пр. Саванорю 49/ Гяросёс Вильтес 12. Видны рельсы широкой колеи и прересекающие, узкой. Vilniaus vaizdų kaita

карлсон: То же место, 1954 г. Vilniaus vaizdų kaita и... (см. следующую страницу)

карлсон: ...сегодняшний вид.



полная версия страницы