Форум » Инфраструктура » Вокзал » Ответить

Вокзал

Анатолий: Железная дорога, вокзал. Новости, новые маршруты... Об истории железной дороги в городе есть отдельная тема: Железные дороги в черте города.

Ответов - 161, стр: 1 2 3 4 5 All

~ExPrompt~: План системы паркинга над платформами возле ж/д вокзала Через вокзал в Науйининкай - по-моему, здорово!

Анатолий: ~ExPrompt~ Грандиозный проект!

Анатолий: Модель старого паровоза установлена в Железнодорожном музее, который находится на ул. Миндауго в помещении, где некогда был магазин "Юный техник". Адрес музея: ул. Миндауго 15, Вильнюс Тел.: 269 37 41, эл. почта: muziejus@litrail.lt


Анатолий: Взрыв эшелона с боеприпасами Начало января 1945 года, в домах горожан еще стоят украшенные елки. Очень суровая зима, снег, метели, морозы до -30. Тогда это было обычным делом, дети даже в самые сильные морозы ходили в школу. В тот январский день, примерно в 16 часов, горожане увидели в уже темнеющем небе над городом огромный грибовидный столб пламени. Советский эшелон с боеприпасами, идущий на фронт, взорвался на железнодорожном вокзале. Ни одна бомбардировка города во время войны не оставила таких ужасающих разрушений, как этот взрыв. Эшелон не взорвался сразу – всю ночь взрывались одиночные вагоны, хотя солдаты, погибая, пытались оттаскивать их от эпицентра. Поезд, по-видимому, вез не простые боеприпасы – огненный смерч просто смел здание вокзала и окрестные дома. Все люди, находившиеся на вокзале, превратились в кучки пепла. Родные опознавали их по полурасплавленным часам, ключам и другим металлическим предметам. Почти весь город остался без окон, ударная волна вынесла стекла вместе с рамами. Стекла из окон лавиной сыпались на людей, проходящих по улицам. Даже на улице Мицкевича (нынешний проспект Гедемина) было много раненых. ...Взрыв эшелона зажигательных ракет для катюш, с чем-то вроде белого фосфора, был не на пассажирской станции, а на товарной - чуть дальше. Силу взрыва можно оценить по тому, что ось одного вагона валялась на улице Пилсудского (Альгигдо), а взрывная волна выбила окна даже на Снипишках. Отсюда...

Walles: Сообщение Анатолия №1097 Tak masz rację ten temat jest bardzo ciekawy. Jest mi znany z wielu wspomnień, które czytałem lecz nie zgadzam sie zupełnie z głównym wnioskiem shamana - Czyli: "dlatego, że był wybuch tego składu z amunicją, to plac przed dworcem kolejowym jest teraz taki pusty" - Oto moje pytania, na które trzeba odpowiedzieć aby takki wniosek udowodnić: 1/ Gdzie stał ten skład - na dworcu osobowym czy może towarowym? 2/ Czy istnieje jakiś wykaz uszkodzeń w zabudowie wokół dworca po wybuchach? 3/ Budynki na dawnej ulicy Gościnnej zostały zburzone po wojnie to fakt, lecz czy stało się to w wyniku tej eksplozji? Jak wiesz radzieckie służby specjalne, wpadły po tym wybuchu w szał - gdyż założono, że był to akt sabotażu - z tego co mi wiadomo jednak był to wypadek. Plac przed dworcem czyszczono w latach 50-tych i wtedy też zrobiono przebudowę budynku dworca - z tym, że jak wiesz dokładnie większość z jego "przybudówek" stoi dalej w prawie niezmienionej formie. Moim zdaniem budynki z Gościnnej nawet jeśli były zniszczone to mogły być jak wiele innych odbudowane. To moim zdaniem sprawa "koncepcji" architektów. Przed dworcem przecież postawiono pomnik Stalina - więc i jego otoczenie musiało być "godne" - Stalin "patrzący na miasto", wymagał odpowiedniego zagodpodarowania. To wokół niego (tego pomnika) organizowano potem różne "akademie" z tą najważniejszą - z okazji jego śmierci (znana jest fotografia z tego dnia). Перевод: Эта тема очень интересная. Знакома мне из многих воспоминаний, которые читал. Но я совершенно не согласен с главным выводом shaman, т.е. "из-за того, что был взрыв этого эшелона с боеприпасами, площадь перед вокзалом такая пустая". Вот мои вопросы, на которые надо ответить, чтобы доказать такой вывод: 1/ Где стоял этот эшелон - на вокзале или на товарной станции? 2/ Есть ли какой-нибудь список разрушений вокруг вокзала после взрывов? 3/ Здания на бывшей Гостиной улице были разрушены после войны - это факт, но произошло ли это в результате этого взрыва? Советские спецслужбы после этого взрыва пришли в бешенство - так как было решено, что это акт саботажа. Судя по тому, что известно мне, это был несчастный случай. Площадь перед вокзалом очищали в 50-х годах и тогда же была осуществлена перестройка здания вокзала, который и дальше стоит почти в неизмененном виде. По-моему, здания на Гостиной улице, даже, если и были разрушены, то могли быть, как и многие другие, отстроены. Думаю, что это была "концепция" архитекторов. Перед вокзалом ведь был поставлен памятник Сталину - и его окружение должно было быть соответственное. Сталин, смотрящий на город, требовал соответственного благоустройства. Это вокруг него (его памятника) организовывались торжественные мероприятия, в том числе, и по случаю его смерти, как на этом снимке.

VIKI: Очень интересно

Brachka: Всем интересующимся историей взрыва в январе 1945 - читать обязательно.

Brachka: Для удобочитаемости текста с предыдущей ссылки даю «перевод»: Сов. Секретно. СЕКРЕТАРЮ ЦК КП/б/ ЛИТОВСКОЙ ССР тов. СНЕЧКУС. С П Е Ц С О О Б Щ Е Н И Е "О результатах следствия по делу крушения поезда № 984" 12 января с.г. в 16 часов 35 минут на ст. Вильнюс-пассажирская произошло крушение товарного поезда № 984 с взрыв. грузом, следовавшего со ст. Тарнополь по направлению Шауляй. В результате крушения взрывами и пожаром уничтожен состав этого поезда в количестве 47 товарных вагонов, паровоз, электростанция, депо и ряд других служебных зданий. Разрушены пути и путевые сооружения, убито 94 человека и ранено 311. Убытки, причиненные пожаром, выражаются 6805336 руб. Как установлено следствием, крушение поезда произошло при следующих обстоятельствах: 12 января с.г. в 15 часов 30 минут поезд № 984 прибыл из Лиды на ст. Киртимай Литовской ж.д. Дежурный по Виленскому отделению службы движения - ГРУНИН, Зам. Военного коменданта участка майор ВАСИЛЬЦОВ и военный диспетчер старший лейтенант ИВЛЕВ, чтобы избежать переделки состава в Виленском жел. дор. узле, по согласованию между собой, в нарушении правил технической эксплоатации решили переформировать транспорт на ст. Киртимай, с чем было дано указание дежурному диспетчеру по Виленскому отделению службы движения САДОВСКОМУ. Последний не опротестовывая это незаконное распоряжение, передал его начальнику станции Киртимай ШЕРШИНСКОМУ, дежурившему в этот день по станции, для исполнения. Начальник станции Киртимай ШЕРШИНСКИЙ безоговорочно выполнил распоряжение диспетчера и предложил паровозной и поездной бригаде поезда переформировать состав, т.е. переставить головную его часть с автосцепкой в хвост, а хвостовую часть на винтовой стяжке в голову. В голову состава также были поставлены два вагона зенитчиков, ранее следовавших в хвостовой части. Как установлено следствием, эта преступная практика нарушения правил безопасности движения поездов на станции Киртимай и на Виленском отделении являлась системой, причем проводилась по "семейному" без письменных на то распоряжений. По окончании переделки поезда нач. станции Киртимай ШЕРШИНСКИЙ запросил разрешения дежурного по станции Вильнюс ШИДЛАУСКАС на отправку готового эшелона, однако в течении 2-х часов разрешение не получал. В 16 часов 05 минут ШИДЛАУСКАС, дав разрешение ШЕРШИНСКОМУ на отправку к нему эшелона, не обеспечил подготовки маршрута и свободного пути для приема поезда, заведомо расчитав продержать его у входного закрытого семафора. В связи с этим, ШИДЛАУСКАС продолжал производить маневровую работу на станции. Материалами следствия установлено, что передержка составов у закрытых семафоров станции Вильнюс практиковалась систематически, причем в данном случае во внимание не принимались имеющиеся специальные запрещения НКПС по этому вопросу и тяжелый профиль /большой уклон/ подходов к станции Вильнюс. Руководство дороги с этими безобразиями реальной борьбы не вело, ограничиваясь лишь изданием целого ряда предостерегающих распоряжений, исполнение которых не проверяло и виновных лиц в этих систематических нарушениях не наказывало. Получив согласие на отправку марштура на станцию Вильнюс, начальник станции Киртимай ШЕРШИНСКИЙ нарушил существующие правила безопасности движения, не сделал письменного предупреждения паровозной и поездной бригаде об осторожном следовании по перегону с профилем десятитысячного уклона неправильно сформированному составу. Больше того, лично сам не вышел даже проверить готовность состава к отправлению и отправить состав по назначению. Паровозный машинист БАЖЕНОВ, главный кондуктор ПОЗДНЯК /оба погибли/ и поездной вагонный мастер ПЕЛЯСА при переформировании состава нарушили всю систему торможения и, больше того, игнорируя предстоящее преодоление перегона с тяжелым профилем пути, не произвел при отправлении, полагающегося опробывания и проверки действия тормозов. В 16 часов 20 минут в таком состоянии поезд № 984 был отправлен со станции Киртимай на ст. Вильнюс. Следуя по десятитысячному уклону протяжением в 3900 метров, при радиусе кривой в 535 метров, машинист развил скорость свыше 60 км. в час, проследовал предупредительный диск и закрытый семафор. Принятые машинистом с опозданием меры к торможению состава и применением контр-пара эфекта не дали. В результате в горловине станции Вильнюс на стрелке № 501 поезд врезался в бок маневровому составу, произведя нагромождение вагонов. Спустя 10-15 минут после столкновения, в результате загорания зажигательных и осветительных авиабомб в поезде возник пожар, который воздейством на взрыватели, находившиеся вместе с фугасными и осколочными авиабомбами, вызвал ряд мощных взрывов последних, повлекших за собой разрушение железнодорожного узла, прилегавшей части города и большие человеческие жертвы. По делу арестованы и предаются суду Военного Трибунала: 1. Диспетчер Виленского Отделения службы движения САДОВСКИЙ Адольф Адольфович, по национальности литовец, находился на территории Литвы оккупированной немцами. 2. Дежурный по Виленскому отделению службы движения ГРУЗОВ Василий Алексеевич, русский. 3. Дежурный по станции Вильнюс ШИДЛАУСКАС Вацлав сын Вараксы литовец, при немцах работал на ж.д. транспорте. 4. Начальник станции Киртимай ШЕРШИНСКИЙ Генрик Стефанович, поляк, находился на территории оккупированной немцами. 5. Старший кондуктор поезда № 984 Лидского резерва Белостокской ж.д. ДЕВЯТЫЙ Михаил Антонович, белорус, находился на оккупированной территории немцами. 6. Поездной вагонный мастер того же резерва Белостокской ж.д. ПЕЛЯСА Константин Иванович, белорус, при немцах занимался с/хозяйством. 7. Начальник Виленского отделения службы движения ЗАМЯТИН Василий Иванович, русский, член ВКП/б/. 8. Участковый ревизор по безопасности ХРИЩАНОВИЧ Александр Николаевич, русский, член ВКП/б/, который вместо работы занимался пьянством, разлагая трудовую дисциплину работников отделения. В процессе следствия со стороны привлеченных к ответственности, диверсия не усматривается. Установлено грубое нарушение правил технической эксплоатации и правил формирования поездов. Дело следствием закончено и передано на рассмотрение Военного Трибунала Литовской ж.д. НАЧАЛЬНИК ТО Н Г Б ЛИТОВСКОЙ Ж.Д. ПОДПОЛКОВНИК ГОСБЕЗОПАСНОСТИ /САЛМИН/ 12 февраля 1945 года г. Вильнюс

Brachka: Теперь вопрос на засыпку. ...в 15 часов 30 минут поезд №.984 прибыл... ...в течении 2-х часов разрешение (на отправку) не получал... В 16 часов 05 минут ШИДЛАУСКАС дав разрешение ШЕРШИНСКОМУ на отправку... Что-то тут со временем не то???

edziunia: Brachka пишет: ...в течении 2-х часов разрешение (на отправку) не получал... Кстати, в этом месте документа я не особо вижу цифру 2, может и не в течение 2 часов, может быть, была какая-то другая фраза?

карлсон: В начале марта закончена реконструкция и приняты в эксплуатацию подземные тоннели, выходы из них и перроны. Кстати, я сегодня разжился одной книгой: VILNIUS 1900 – 2005 Naujosios architektūros gidas Кое-что о вокзале: В 1862 году построенный вокзал, сильно пострадал во время II Мировой войны. (Повидимому имеется ввиду, упоминавшийся на этом сайте, взрыв в феврале 1945 года) Поэтому в 1950 году решено перестроить весь комплекс. По проекту, приготовленному П. Ашаниным, было предусмотрено, не только построить новое здание вокзала, но и снести с лица земли все окружающие кварталы, и сформировать большую площадь и сквер перед зданием вокзала.

Анатолий: Сегодня вокзал красивый. Только ну уж очень пустой

vineja: А если хотите увидеть как ездят паровозики, вот действующий макет. Бросаете лит, и составы начинают ездить от станции к станции в течении 2-х минут.

карлсон: Анатолий А вокзал пустой. Так ведь просто так дороговато ездить. До Лентвариса 18 км Билет - два сорок. Проездной - около 80 лт. А раньше билет стоил 20 коп .,а проездной 1 руб. 20 коп В феврале пустили маршрутку за 2 лита. От Саванорю (бывший "Каунас") до переезда.

ALDU: Новая ж/д линия в городе. В аэропорт. http://ru.delfi.lt/news/live/article.php?id=17051818

Brachka: ALDU, так это смотря что под «новой линией» понимать... Рельсы-то давным-давно проложены. Поезда с пассажирами только теперь решили пустить.

ALDU: Естественно - не сами только рельсы. "Линия" - в целом...

карлсон: Я так понимаю, что линию хотят дотянуть до самого терминала аэропорта. transp.lt

карлсон: С понедельника курсируют поезда нового поколения DELFI 16 июня 2008 г. 18:03 С понедельника на маршрутах Вильнюс–Турмантас–Вильнюс и Вильнюс–Шяштокай–Вильнюс Lietuvos geležinkeliai запустили дизельные пассажирские поезда RA-2 нового поколения. Такой дизель-поезд может состоять, как только из двух головных секций, так и содержать в своем составе от одного до двух промежуточных вагонов соединенных переходами. Далее: ru.delfi.lt Раньше поезда были красно-жёлтые, побыли и хватит, теперь будут красно-серые.

карлсон:

карлсон: В Чехии уже готов к отправке в Литву новый двухэтажный поезд. vagonka.cz

Шева: карлсон Интересно, а до этого у нас существовали места 1-го и 2-го класса? Или появятся только с этим поездом?

Traveller: Если не брать в расчёт вагоны международного класса, то на внутренних пассажирских перевозках во времена СССР существовало как-бы 4 класса: общий, плацкартный, купейный и мягкий. Пригородные электрички я не упоминаю, они везде были одинаковы.

Шева: Traveller А я как раз о наших пригородных и спрашиваю, просто, очень давно на них не передвигался. С пассажирскими-то все понятно, в настоящее время нет, вроде бы, общих, а так все по-старому

карлсон: Шева Существовали, только на пригородных был 3-ий класс. А эта новая электричка будет ходить по маршруту Вильнюс - Каунас.

Шева: карлсон В смысле - все места на пригородных были 3-го класса?

карлсон: Шева

Шева: карлсон Спасибо Но, согласно статьи, места в новом поезде будут 1-го и 2-го класса. Это же отличный повод пересмотреть ценовую политику, т.е., попросту, "задрать" цены Или LG введет свою градацию определения уровня комфорта, отличную от средне-европейских норм

Ajax: карлсон, может уже довелось прокатиться?

карлсон: Ajax А на RA-2 я только по салону вагона прогулялся.

карлсон: Дизельное депо

semion63: Вильнюсской чугунке - 150 лет. Здесь - история Вильнюсской железной дороги.

AlexB: Поезд с вокзала в аэропорт будет пущен уже этой осенью ru.delfi.lt

карлсон: Поездом с ж/д вокзала в аэропорт – за 2 лита DELFI 12 сентября 2008 г. 14:22 ru.delfi.lt

Ajax: карлсон пишет: Поездом с ж/д вокзала в аэропорт – за 2 лита Интересно с каким промежутком времени он будет курсировать.

карлсон: Ajax Насколько мне известно, обещают что интервал будет 15 - 50 минут, около 30 рейсов в день.

Ajax: карлсон , но рейсов не 30, а около 50 (на вылет) и столько же прилетает.

карлсон: Ajax Так это не самолётов, а поездов столько рейсов будет. А поезд такой будет.

SerBari: Это транспортное средство называется "рельсовый автобус". В отличие от простого автобуса, у него будет две кабины "водителя" для езды в прямом и обратном направлении ( на рельсах разворачиваться тяжело) и не будет руля . Зато будет кондиционер, экологический туалет, обогрев салона и другие полезные прибамбасы типа видеокамер, выдвижных ступеней и т.д. И в отличие от автобуса - повышенные меры безопасности перевозки пассажиров. Ведутся последние приготовления к рейсу. А вот так выглядит кабина управления:

карлсон: Двухэтажная чешская электричка уже в Вильнюсском электродепо. miestai.net

Brachka: pika:Из книги И.Маковской "Моя сестра Елена Чудакова" pika, что-то мне на крыше вокзала какие-то буквы мерещатся?

pika: На фото в книге буквы видны чуть лучше, но не настолько, чтобы что-нибудь разобрать. Даже непонятно, русские они или литовские.

Brachka: Вроде, написано «TEGYVUOJA 1 GEGUŽĖS» (Да здравствует 1 мая). Единица, предположительно, прямо по центру, хотя должна бы быть после «gegužės».

мигун: Раньше на крыше была надпись на литовском "Geležinkelio stotis", которая светилась по ночам.

карлсон: Такая теперь надпись.

карлсон: Фото до 1987 г. Из книги "Вильнюс - столица Советской Литвы" (На крыше, наверно, виден громоотвод.)

Olga: Выходит, прав-таки был мигун насчет надписи на литовском: все дело в конкретном времени. Снимок отсюда.

Brachka: А вот раньше, если память мне не изменяет, было короче, но на двух языках: «stotis», «вокзал».

карлсон: Brachka, Фото до 1985 г. "Vilnius - mažasis vadovas"

Анатолий: Вокзал сегодня 1.

Анатолий: 2.

Анатолий: 3. Прибыл поезд из аэропорта. Почему-то совершенно пустой...

Анатолий: Макет внутри здания вокзала

Анатолий: Куда можно добраться поездом - расписание поездов международного сообщения.

карлсон: Анатолий А Вы такого знака на вокзале не заметили? А то надо поосторожнее с фотоаппаратом, "Gelsauga" может и неудовольствие выразить.

Brachka: карлсон, такие знаки, вроде, и на путях, и на пешеходном мостике есть, но реально под неудовольствие попадает съёмка работы персонала, а особенно касс.

карлсон: И на пешеходном виадуке есть такой знак.

ufas: А может кто нибудь знает или может представить документ, на основании которого запрещено фотографировать на и около ж.д.вокзала? Или может еще действует царский указ? Если руководствоваться целями г.безопасности, то в наше время это запрещение уже не может иметь никакого смысла.

карлсон: Насколько мне известно, то это внутриведомственное распоряжение, о запрете фотографирования железнодорожной инфраструктуры. Думаю, что врядли оно есть в интернете. Но на самом вокзале сильно не придираются, могут поинтересоватся зачем вы фотографируете, сказать что этого делать нельзя. Но если начнете перечить, то могут быть и неприятности.

Brachka: ufas, запрет на фотографирование внутри вокзала - это как и внутри любого магазина торгового центра, а снаружи, со стороны путей, думаю, из-за наличия там таможни.

карлсон: На miestai.net нашел официальный ответ, на запрос одного форумчанина, на разрешение фотографировать. Перевод: Информируем, что для фотографирования пассажирского дворца и в залах ожидания, на перронах и в других публичных местах, разрешение не обязательно. Для фотографирования на других объектах разрешение не будет выдано, так как железная дорога является зоной повышенной опасности и нахождение посторонних лиц на железнодорожных объектах представляет опасность для здоровья и жизни.

карлсон: Уборка снега на перроне.

карлсон: Несколько дней назад на вокзале появился макет вокзала и планируемой привокзальной площади. У макета подпись: "Макет Вильнюсского метро".

карлсон:

карлсон:

карлсон: Это уже не макет. Памятник паровозу и белорусский пассажирский тепловоз ТЭП60. Кстати, ТЭП 60 тоже уходят в историю. Несколько десятков их ходят еще в Белоруссии, несколько штук в России и в Литве осталось 5 из бывших 12. Да и тем недолго осталось.

Brachka: карлсон, третий снимок макета - это что там вся улица под землю уходит??? И ещё вопросик: там с мужиком на лавочке (на заднем плане) всё в порядке?

карлсон: Brachka пишет: это что там вся улица под землю уходит??? Да, так на макете. Перед этим местом движение разделяется, часть в сторону Шопено, а другая часть - под землю, под привокзальной площадью. А на счет мужика. Не присматривался я, но бывает люди кемарнут в ожидании поезда, а бывает и под хмельком. Но такие надолго не задерживаются, и полиция и апсауга достаточно часто патрулируют.

Олек 62: Эта группа тупиковых путей называется "ПОСПЕШНЫЙ ПАРК" или в простонародии "Поспешка". Багажная рампа. Когда-то на ней производили погрузку-разгрузку багажных вагонов с назначением по ст.Вильнюс. Когда-то через Вильнюс проходили две пары почтово-багажных поездов: №919/920 Москва - Калининград - Москва. №935/936 Ленинград - Львов - Ленинград. На крайнем правом пути (за багажной рампой) в советские времена отстаивались различные служебно-технические вагоны (лаборатории, путеизмерители, вагоны связи и.т.п.), а так-же вагоны-салоны начальника Вильнюского отделения Прибалтийской ж.д. и ЦК КП Литвы. С развалом СССР все служебно-технические вагоны постепенно "расползлись" на другие дороги или были списаны. Вагоны-салоны "переехали" на стоянку на другие пути станции... . Багажные перевозки резко сократились и можно сказать, что совсем "вышли из моды". Остался только один багажный вагон, который раз в неделю ездит на Москву. На путях "поспешки" собирались поставить натурные экспонаты музея Литовской ж.д. Но данный "проект" успешно "похоронен"... . . "Отделались" лишь установкой паровоза напротив...

Шева: А еще, на пути, который поближе к перрону, отстаивались вагоны с турЫстами

карлсон:

карлсон: Сегодня на вокзале повстречался такой вот пассажир.

карлсон: Оказывается было мероприятие: LNK „Pramogų traukinys“, которое я застал когда уже все расходились. http://www.lrytas.lt/-12487904511247843827-lnk-pramogų-traukinys-visu-greičiu-į-naująjį-sezoną-nuotraukos.htm

Olga: А у меня такой вопрос: что мы видим на этой старой открытке? Место очень даже известное. Но что за сооружение малой архитектуры находится на месте, позднее занятом (если я не ошибаюсь) памятником, дата сноса которого уже обсуждалась ранее? Оно запечатлено на многих старых снимках, в разных ракурсах, несколько различается в разное время, но мне все равно не понятно, что это такое? Что-нибудь мемориально-сакральное? Или его назначение более прагматично? Снимок отсюда... Открытка датирована периодом (а для открыток нередко использовались старые фото), но дату съемки помогает конкретизировать наличие конки.

semion63: Olga пишет: что мы видим на этой старой открытке? Olga, ну место-то понятно - центр виленской губернии (точнее - тепер. привокзальная площадь, за ней - ул. Соду и В.Шопена), время - Российская империя. А вот что за сооружение, стоящее на месте будущего памятника "отцу народов", можно только догадываться. Возможно на нём была памятная доска, напоминавшая о приезде царской особы в Вильно...

Olga: semion63, если б царской особе посвящалось, снесли бы "за польским часом". Или еще до того - немцы. Вот другой снимок того же места: Да и не ставила царская фамилия себе памятники на каждом шагу. Вон, великий князь скончался от ран в Антокольском госпитале, что об этом напоминает? И напоминало ли? А вот табличек о вожде мирового пролетариата, приезжавшем в 1895 г. в Вильнюс "для установления связей с местными марксистами" было аж 2 (надпись цитирую по памяти - не обессудьте). Может, это была фигурка какого-нибудь святого, покровительствующего путникам (версия не моя!). Или нечто вроде придорожного креста - коплитстульписа? Есть еще идеи? Кстати, на открытке надпись и по-немецки, но чей триколор развевается над зданием вокзала? ...Представителям династии Романовых довелось еще раз посетить Константино-Михайловскою церковь, но уже по печальному поводу. 1 октября 1914 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин) служил здесь панихиду по Великому князю Олегу Константиновичу. Корнет русской армии Олег Романов был смертельно ранен в боях с немцами под Ширвинтай и скончался в Виленском госпитале на Антоколе. Отсюда. Публикация Странника.

Olga: Мне очень хотелось опубликовать вот это специфическое ж/д приветствие любителям Вильнюса и "железа": Снимок отсюда...

Olga: А вот тут все то же, что и на первом снимке, вплоть до насаждений, хотя кадр другой. И надпись уже только на польском:

kept: Aš tai ten įžiūriu žmogaus (tarkim, moters) siluetą, su viena pakelta ir per alkūnę sulenkta ranka... Bet klausimas, Olga, labai geras! А я там вижу силуэт человека (предположим, женщины) с поднятой и в локте согнутой рукой... Olga, но вопрос - супер!

semion63: kept пишет: А я там вижу силуэт человека (предположим, женщины) с поднятой и через локоть согнутой рукою... Olga пишет: Может, это была фигурка какого-нибудь святого, покровительствующего путникамOlga, а что, очень даже интересная версия! Вполне возможно, что это смотрящая в трёх направлениях богиня Геката. Изображения Гекаты ставились на перекрестке трех дорог. В Римский период Гекату называли Тривией («трехликой»).

Olga: semion63, я согласна с Kept'ом, что при желании на верху сооружения вполне можно усмотреть фигурку женщины с простертой вверх рукой. Но трехголовая или трехликая Геката? Да, ее изображения ставились на перекрестках, но когда? В античные времена? Да и со временем богиня все больше принимала демонические черты... И потом - языческое божество на столь презентативном месте? Литовцы, последними в Европе принявшие христианство, долго сохраняли отголоски язычества в своей культуре, но ведь и языческие боги у балтов были свои... В Европе перекрестки рассматривали как места встречи ведьм, злых духов. Христиане воздвигали на перекрестках кресты, часовни, статуи Мадонны и т.п. <...> Древние греки посвящали перекрестки Гекате; там устанавливали ее трехликие статуи, приносили в жертву собак, помещали тела повешенных. Из Энциклопедии символов и знаков здесь.Одно из типичных изображений Гекаты: Ее атрибутами в разное время были факелы, ключи, кинжалы, плети, змеи... Сомневаюсь я насчет культа Гекаты на земле Марии... Но как одну из версий - в копилку!

мигун: Что-то не увязывается у меня, по памяти, с домом на дальнем плане улицы Шопено. Может у кого-то есть современный снимок с этой точки?

semion63: мигун, это здание по адресу В.Шопено 3 - Соду 17.

Анатолий: мигун пишет: Может у кого-то есть современный снимок с этой точки ? Привокзальная площадь. Сфотографировано со ступенек вокзала 15.08.2009.

мигун: semion63 Анатолий Спасибо, всё стало на свои места.

карлсон: Olga пишет: Кстати, на открытке надпись и по-немецки, но чей триколор развевается над зданием вокзала? Так немецкий и висит, т.е. Германской империи.

tadukb: Насчет памятной доски у меня есть две версии. В 1860 г., 4 сентября - день исторический для Виленской железной дороги. В этот день из Даугавпилса прибыл первый поезд, точнее паровоз с платформой под номером 10. Прибывших руководителей строительства ж/д от имени горожан приветствовал граф Евстахий Тышкевич. В этом же году 1 октября в Вильно прибыл царь Александр II. 3 октября он собственноручно вмуровал последний символический кирпич в арку туннеля в Панеряй (среди прочих гостей был эпископ тельшайский Мотей Валанчюс). Затем в честь этого события вся свита отправилась в Беловежскую пущу, где за два дня только царем были застрелены 10 зубров. Я думаю, одно из этих двух событий было упомянуты на памятной доске.

Olga: И мне кажется, что в привокзальном сквере вполне уместно было сооружение с памятной доской, посвященной именно закладке или открытию чего-то железнодорожного. И размеры пьедестала этого не опознанного пока объекта вполне допускают мысль, что там была мемориальная таблица. А вверху мог быть просто кованый крест типа "солнышка". Или вертикально расположенный на каменной стенке текст оказался бы слишком низко для чтения? В "одно из двух событий" царская охота на зубров не входит? Подробнее об истории нашей чугунки: здесь. Новые идеи по-прежнему приветствуются.

Анатолий: Кто прав? «Во время Второй мировой войны железнодорожный вокзал не пострадал, лишь после войны были убраны его "храмовые" украшения. В 1956 г. в центральной части здания был пристроен новый вестибюль, но сохранена первоначальная пространственная структура.» Отсюда...«В 1862 году построенный вокзал, сильно пострадал во время II Мировой войны. ( Повидимому имеется ввиду, упоминавшийся на этом сайте, взрыв в феврале 1945 года) Поэтому в 1950 году решено перестроить весь комплекс. По проекту, приготовленному П. Ашаниным, было предусмотрено, не только построить новое здание вокзала, но и снести с лица земли все окружающие кварталы, и сформировать большую площадь и сквер перед зданием вокзала. » Из книги VILNIUS 1900 – 2005. Naujosios architektūros gidas (Сообщение карлсона)

Walles: Анатолий A może powinno być tak: «В 1862 году построенный железнодорожный вокзал во время Второй мировой войны не пострадал. После войны были убраны его "храмовые" украшения. В 1950 году решено перестроить весь комплекс. По проекту, приготовленному П. Ашаниным, было предусмотрено, не только построить новое здание вокзала, но и снести с лица земли все окружающие кварталы, и сформировать большую площадь и сквер перед зданием вокзала. В 1956 г. в центральной части здания был пристроен новый вестибюль, но сохранена первоначальная пространственная структура.» Tak połączone dwie wersje są chyba bardziej bliższe prawdzie. Kiedy się zastanowić, to analizując literaturę opisującą odbudowę Wilna po wojnie, za każdym razem gdy omawiano sprawę realizacji "leningradskich" projektów dopisywano, że burzony obszar był "сильно пострадал во время II Мировой войны" . W ten sposób zniknęła połowa ulicy Niemieckiej, część ulicy Wielkiej (z Kardynalią-Pocztą), duża część ulic getta itp. Перевод: А может быть должно быть так: «В 1862 году построенный железнодорожный вокзал во время Второй мировой войны не пострадал. После войны были убраны его "храмовые" украшения. В 1950 году решено перестроить весь комплекс. По проекту, приготовленному П. Ашаниным, было предусмотрено, не только построить новое здание вокзала, но и снести с лица земли все окружающие кварталы, и сформировать большую площадь и сквер перед зданием вокзала. В 1956 г. в центральной части здания был пристроен новый вестибюль, но сохранена первоначальная пространственная структура.» Такое соединение двух версий, наверно, ближе к правде. Когда задумываешься, анализируя литературу, которая описывает восстановление Вильнюса после войны, видишь, что каждый раз, когда говорится о реализации "ленинградских" проектов, добавляется, что разрушаемая территория "сильно пострадала во время II Мировой войны". Таким образом исчезла половина Немецкой улицы, часть Большой улицы (с Кардиналией-почтой), большая доля улиц гетто и т.д.

Олек 62: tadukb пишет: В 1860 г., 4 сентября - день исторический для Виленской железной дороги. В этот день из Даугавпилса прибыл первый поезд, точнее паровоз с платформой под номером 10. Поправлю Вас немножко... . Не из Даугавпилса, а из Бездониса. Рабочий поезд с рельсами и шпалами на одной платформе. До этого момента материалы подвозили на платформах запряжёными лошадьми.

карлсон: Установка нового жд светофора в районе вокзала.

Brachka: Несколько снимков со стенда, посвящённого 150-летию железных дорог на территории Литвы. (Сам стенд в Йонаве, в детском лагере от Lietuvos Geležinkeliai.) А этот снимок для меня стал настоящим открытием! Ещё старый фасад вокзала, но уже с портретами вождей + герб Литовской ССР! Предполагаю, что это вторая половина 40-ых годов.

Brachka: В дополнительных комментариях, думаю, не нуждается. Красота, да и только!

Brachka: Сопроводительный текст: Первый электропоезд прибыл в Вильнюс 29 декабря 1975 года. Слабо видно, но маршрут, естественно, на Каунас. «Слава КПСС!», «Дружба советских народов - наша сила.» - перевожу надписи с литовского...

Brachka: Интерьер, надо думать, Вильнюсского вокзала. (Резкость так и не получилось навести...) Дата не указана.

Brachka: Тоже без даты, но понравилась фотка. Предположительно, конец 50-ых - начало 60-ых... Всё. (сам хотел бы больше)

Олек 62: Brachka пишет: В дополнительных комментариях, думаю, не нуждается. Красота, да и только! Строительство пешеходного тонеля к 4-у перону и 4-го перона на месте 8-го пути ст. Вильнюс-пасс. Большое СПАСИБО за размещение этого фото!

Олек 62: Brachka пишет: Первый электропоезд прибыл в Вильнюс 29 декабря 1975 года. Слабо видно, но маршрут, естественно, на Каунас. «Слава КПСС!», «Дружба советских народов - наша сила.» - перевожу надписи с литовского... 29 декабря 1975г около 13 час ОТПРАВИЛСЯ первый электропоезд из Вильнюса на Каунас. Торжественное открытие электрофицированного участка. Электропоезд ЭР9П-375 сейчас работает в Киеве.

Олек 62: Brachka пишет: Дата не указана. Вильнюсский вокзал. Сейчас в этом зале имеются эскалаторы в подземный переход. Стык 50 и 60-х годов ХХв. Достижение того времени - электрическая поломоечная машина.

Олек 62: Brachka пишет: Тоже без даты, но понравилась фотка. Предположительно, конец 50-ых - начало 60-ых... 7-я пятилетка (1961-1965гг)

Gedis: kept пишет: А я там вижу силуэт человека (предположим, женщины) с поднятой и в локте согнутой рукою... Pritariu tokiai nuomonei. Siluetas primena virš senosios elektrinės stovėjusią skulptūrą. O visas statinys, manau, yra skirtas apšvietimui - didelis kandeliabras su keturiomis šakomis, kurių galuose apvalūs gaubtai. Pridedu to paties atviruko, kurį publikavo Olga, išdidintą fragmentą.

карлсон: Вид со второго этажа вокзала.

карлсон: А это внутри... Я-то думал, что всё давно уже блестит.

карлсон: сентябрь 2009 Медленно продвигается ремонт, долгие годы заброшенного, здания бывших пригородных касс (и прочих служебных помещений).

карлсон: октябрь 2009

Gedis: Brachka в сообщении №: 3238 пишет:Ещё старый фасад вокзала, но уже с портретами вождей + герб Литовской ССР! Предполагаю, что это вторая половина 40-ых годов. Tikrai įdomi nuotrauka click here. Manau, kad ji pokarinė, kurioje užfiksuota realioji "nuo karo nukentėjusios" stoties būklė. Pagrindas - ši tinklapyje vilnaghetto rodoma karo metų nuotrauka, kurioje matosi senasis aikštės išplanavimas ir dar tebestovintis keistasis statinys, svarstytas forumo temoje (gal šviestuvas? kas bebūtų, Brachka patalpintoje nuotraukoje jis turėtų matytis):

tadukb: 1941 год.

tadukb:

Brachka: tadukb, этот снимок, похоже, сделан не позже 1939 года.

tadukb: До 1941 года (before 1941), а точнее 1939. Увеличив фото над крышей подземного перехода виден бело-красный флаг.

карлсон: tadukb, Так там ещё есть и надпись на перроне: Wilno, которое должно было быть заменено до конца 1939 года. Если ещё не в сентябре.

tadukb: 1911 год

карлсон: Остановка поезда (типа ) Вильнюс - Варшава. На самом деле это остановка автобуса, принадлежащего польским железным дорогам (PKP). И билет приобретается в железнодорожных кассах.

Walles: 1917 r. railwayz.info Plac przed Dworcem kolejowym został zagospodarowany przez Zarząd Kolejowy w V-VIII 1907 roku (to cenna informacja dla datowania pocztówek). Urządzono wówczas owalny skwer wysiany trawą i klomby kwiatowe. Środek owalu przeciął asfaltowy chodnik prowadzący od schodów budynku dworca do przystanku tramwajowego. Na samym środku ustawiony został lampion, z odlewu żeliwnego w stylu renesansowym. Na lampionie umieszczonych zostało osiem żarówek elektrycznych (za małych i za słabych aby dawały dość światła). O postaci na szczycie... nie wiadomo niczego więcej. Bardzo ważnym udogodnieniem praktycznym placu (oprócz walorów estetycznych) była regulacja jazdy dorożkarzy, którzy teraz musieli okrążać skwer w wolnym tempie. Wcześniej bywało różnie na co bardzo narzekali piesi, gdyż dorożkarze jeździli bardzo niebezpiecznie nie zachowując żadnego porządku.

Olga: А ближе всех к разгадке (что, впрочем, неудивительно) оказался Gedis, который, опубликовав в свое время увеличенный фрагмент открытки, писал: O visas statinys, manau, yra skirtas apšvietimui - didelis kandeliabras su keturiomis šakomis, kurių galuose apvalūs gaubtai. А все сооружение, полагаю, предназначено для освещения - большой канделябр с четырьмя разветвлениями, на концах которых находятся круглые плафоны.

tadukb: Вильно. Вокзал. Открытка 1912 года. 4.bp.blogspot.com

Эдвард:

наташа: Фото с аукциона "Allegro"

Юрий53: cgi.ebay.ca Вокзал. 1910

Анатолий: 1988 год. Отсюда: visualrian.ru

карлсон: Дирекция пассажирских перевозок наращивает этаж.

Gedis: На фотографии вокзала 1936 г. лучше чем на других снимках виден светильник, стоявший перед вокзалом: Источник. Фрагмент:

Klaus:

Анатолий: На первой странице этой темы рассказывалось о взрыве эшелона с боеприпасами на железнодорожном вокзале в 1945 г. и о разрушениях зданий, находившихся рядом с вокзалом. Как вы думаете, пустырь на фотографии - результат того взрыва? Фотография показана на сайте www.ekonomika.lt Для сравнения - старая открытка, которую в своем сообщении № 1494 поставила Olga.

Анатолий: Планы территории, примыкавшей к вокзалу в 1938-м и в 1950-м годах. С сайта www.ekonomika.lt

Gedis: Анатолий пишет: Планы территории, примыкавшей к вокзалу в 1938-м К сожалению, теперешние архитекторы ошиблись в интерпретации плана 1938 года. Малыми строениями показанные (обведены более жирной линией) прямоугольники в самом деле - это дворики бывшей застройки. Недвусмысленно бывшая застройка видна в плане бывшей застройки 1920-1940 (отсюда): Как выглядели эти "домики", хорошо видно на фотографии, предоставленной Walles для Vilniaus vaizdo kaita. Анатолий пишет: пустырь на фотографии - результат того взрыва? Вопрос на вопрос - как могло быть, что ближе к железной дороге здания (строения станции) уцелели (на Фотографии 1950 г. показанной Анатолием из сайта ekonomika.lt видим ещё не перестроенный вокзал, такой, каким был до войны и до взрыва), а из этих остался пустырь, видимый на фотографии? В этом вопросе я вполне поддерживаю мнение Wallesа, высказанное им в сообщении №: 297 "По-моему, здания на Гостиной улице, даже, если и были разрушены, то могли быть, как и многие другие, отстроены. Думаю, что это была "концепция" архитекторов. Перед вокзалом ведь был поставлен памятник Сталину - и его окружение должно было быть соответственное. Сталин, смотрящий на город, требовал соответственного благоустройства."

Olga: Гостинная улица - это Stoties?

Walles: Te zaznaczone na czerwono budynki w 1938 powinny być na planie

Gedis: Olga пишет: Гостинная улица - это Stoties?Чтобы удостовериться - фрагмент плана 1940 года:

Walles: Gedis, W tej samej chwili.....

Анатолий: Отсюда... Надпись под снимком: Ул. Гележинкелё, 1944 г. Я.Булгак Судя по всему, эти дома стояли напротив вокзала.

tadukb: Давным давно я слышал чьи-то воспоминания, что напротив вокзала ещё в первую мировую, стояло строение cо львами (возможно казино). Точно не могу сказать то ли у входа, то ли на крыше или на фасаде. wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8e/J.Bulhak._1944m._Geležinkelio_street_in_Vilnius_%281%29.jpg

tadukb: Очень уж хочется восстановить вид улицы Гележинкелё до Второй мировой. Вот несколько фотографий которые помогут нам (как мне кажется) воссоздать вид этой улицы. http://www.miestai.ne

tadukb: Вид с ул. Шкаплерная. (Pelesos g.) Нач 20 в. http://vilnius21.lt

tadukb: Это фото для сравнения. Нужна помощь форумчан.

Walles: tadukb, U Gedisa już od kilku miesięcy wszystko jest wyjaśnione http://www.heritage.lt/km/laik/000b.asp?view=1110260031 http://www.heritage.lt/km/laik/000b.asp?view=2F135 http://www.heritage.lt/km/laik/000b.asp?view=2F145 Numeracja z czasów międzywojennych

tadukb: Спасибо, Walles Я то думал,что открыл Америку, а тут бац.

Walles: tadukb, Jeśli chodzi o historię Wilna... to jeszcze tysiące Ameryk jest do odkrycia....

Gedis: tadukb пишет: Вид с ул. Шкаплерная. (Pelesos g.) Усомнился, соответствует ли написанное tadukb тому, что написано по французки на открытке: Место съемки мне пока не ясно. Может более смыслящие в языковых тонкостях пояснит/уточнит, что может в данном случае означать "la barrière"? Может ли быть это бывший переезд/переход на месте позже воздвигнутого Шкаплерного моста? -

Olga: Возможно, подпись надо понимать как переход Шкаплерный. Или переход на Шкаплерную [улицу]. Я, кстати, не знаю, почему мост назывался Шкаплерным. По улице? По костелу? По братству, члены которого носили в виде отличительного знака скапулярии (шкаплеры). Такого типа знаки (малые скапулярии) для распознавания своих потом использовали и нелегально действовавшие литовские книгоноши. Позор на мою седую голову, но как-то все руки не доходили выяснить.

Walles: Le Barriere - "przejście" na Szkaplerną, lub "ogrodzenie" Szkaplernej... może tak należy rozumieć? Tutaj i Olga i karlson podali te przykłady.

Walles: Na polskiej aukcji Allegro pojawiła się fotografia "Uczennice z Baranowicz w Wilnie 1933".. w tle widać narożny dom Kolejowa/Gościnna oraz bardzo niewyraźnie szczyt "lampionu" o którym już dyskutowaliśmy

Gedis: Olga пишет: Я, кстати, не знаю, почему мост назывался Шкаплерным. По улице? И улица, и весь пригород имел такое название. Там, где начало улицы Шкаплерной, издавна (до прокладки железной дороги) шла одна из основных дорог в Вильнюс - У той дороги, как и у других дорог в Вильнюс, стояла часовня (koplytstulpis, žr. Vilniaus vaizdo kaitoje): M.Sakalauskas, 1970 m.

Gedis: Walles пишет: Numeracja z czasów międzywojennych По этой нумерации угол дома номер 15 виден уже в правой части снимка железнодорожной станции Чеховича примерно 1875 года (см.в Vilniaus vaizdo kaita, судя по снимку Свейковского примерно в 1865 году по правой стороне улицы Гележинкелё ещё не было ни одного дома), увеличенный фрагмент: Этот снимок Чеховича интересен и тем, что только в нём запечатлен в Вильнюсе бывшая ветряная мельница - увеличенный фрагмент: Судя по направлению, эта мельница стояла на том месте (холме), где позже была построена церковь Александра Невского.

сержгол: Отсюда

Анатолий: Над зданием - флаг кайзеровской Германии www.delcampe.net

Анатолий: 1916 г. www.ebay.de

vineja: Интересно, а что там за башенки в верхнем правом углу?

карлсон: Церковь там, Св. Алексадра Невского.

Gedis: Анатолий пишет: 1916 г. Это может быть дата издания открытки, но запечатлен на ней более ранний вид, до 1-ой мировой - использован тот же снимок, как и на открытках Визуна ("Vilniaus vaizdų atvirukai 1897-1915",LNM,2005, sk."Davydas Vizūnas", nr. 68.2, apie 1912; 72.21, 1913-1914) - см. Vilniaus vaizdo kaita. На этих открытках отчётливее видна церковь - фрагмент:

Olga: Vilna: edition D. Visun, 1903.

Gedis: Olga пишет: Vilna: edition D. Visun, 1903. Fotografas S.F. Fleury, nuotrauka publikuota "Stanislaw Filibert Fleury", LNM, 2007, il.87 - žr. Vilniaus vaizdo kaita. Beveik iš tos pačios vietos fotografavo ir V. Zacharčik 1865 metais: Tolumoje matosi dar nenugriauta Šv. Juozapo bažnyčia ir pastoliais apstatyta rekonstruojama Šv. Kazimiero bažnyčia, fragmentas:

карлсон: Летний киновокзал.

карлсон: Кинозал в фойе вокзала.

наташа: 1938г. http://www.starejuchy.pl/kolej/z/stare-kolej/index2.html

Vidut: Взгляд с вокзала. Век прошлый и век нынешний

osp53: как же красиво было раньше.....

Vidut: Железнодорожная площадь. Год 1956 (вверху) и 1962 (внизу).

наташа: Строится вокзал. С сайта "Одноклассники"

Aquamarine: Засекреченная катастрофа. Как взрыв состава из Лиды в 1945-м разрушил Вильнюс больше, чем война. 28 сакавiка 2017 у 16:28 Ольга Комягина / TUT.BY Одна из самых крупных железнодорожных катастроф в СССР произошла в Вильнюсе 12 января 1945 года. О ней не писали в советских газетах и не говорили по радио. Информация о ней была сразу же засекречена. Сотрудники Литовского специального архива по просьбе TUT.BY нашли некоторые документы, рассказывающие о том, что тогда произошло в столице Литовской ССР. Есть докладные, листы опросов свидетелей и решения о том, кого признать виновным в произошедшем. Все документы — с грифом «Секретно». Основные же бумаги по катастрофе находятся в архивах России. Взрыв эшелона с боеприпасами - на первой странице темы.



полная версия страницы