Форум » Инфраструктура » Конка - Виленский трамвай » Ответить

Конка - Виленский трамвай

Walles: Конка - Виленский трамвай 1907-1918 Tramwaje Wilno

Ответов - 84, стр: 1 2 3 4 5 All

Walles:

Walles:

Walles:


Walles:

Walles:

Walles: No i koniec naszej podróży - dojechaliśmy TRASĄ 3 Do remizy tramwajowej - mam nadzieję, że się podoba Szczególne pozdrowienia dla BRACHKI (za podobne zainteresowania )

Анатолий: Walles, Вы проделали большую работу. Спасибо. Про трамвай, или конку, как раньше назывался этот общественный транспорт, особенно актуально сегодня, когда городские власти решают вопрос о пуске в городе скоростного трамвая. На форуме раньше кое-что писалось о трамваях, повторяю одно сообщение: ТРАМВАЙ В ЛИТВЕ. В Вильнюсе общая длина трех трамвайных линий была чуть более 10 км. До 1915 года трамвайные вагоны тащили лошади, а потом двигатели внутреннего сгорания. В 1926 году вильнюсский трамвай закрыли. В чем провинился трамвай? Шутники говорили, что слишком грохотал и мешал горожанам слушать радио. В Клайпеде трамвай был открыт в августе 1904 года и просуществовал до 1934. Почему его закрыли не ясно. На трамвае можно было проехать до самого маяка, который был уже за чертой города. В 30-е годы в Клайпеде была самая протяженная трамвайная сеть в Литве - 11 км. Для сравнения в Каунасе, который тогда был столицей, чуть больше 3 км. В Клайпеде вагоны были на электрической тяге, а в Каунасе до 1929 года на конной. Потом на паровой. В 1936 году трамвай прикрыли и там. В Лиепае электрический трамвай появился в 1899 году - на пять лет раньше, чем в Клайпеде и благополучно существует до сих пор. В Риге и Даугавпилсе трамваи также были бережно сохранены. Видимо, в Латвии их любят больше. Renatas новичок Отправлено: 02.03.06 23:25.

Анатолий: О ПОРЯДКЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКОЙ 12 мая 1893 года городское Управление издало обязательное постановление о порядке содержания в Вильне конно-железных дорог и пользовании ими, также о взаимных правах и обязанностях общества конно-железных дорог и публики. В этом постановлении, которое было опубликовано в "Виленских Губернских Ведомостях" от 9 июня 1893 года, в частности говорится: 1.Воспрещается движение по рельсам конно-железных дорог всякого рода экипажей с неприспособленными для езды по рельсам колесам. 2.Экипажи и возы, двигающиеся по путям конно-железных дорог и параллельно с ними, должны, при приближении вагона, сворачивать в сторону, причем выезд из колеи, а также переезд через рельсы следует выполнять медленно. Возы и экипажи всегда должны уступать путь вагону, но последний не избавляется от обязанности остановиться в случае необходимости. 3.На полотно и рельсы конно-железной дороги воспрещается бросать или сваливать мусор, грязь и снег, а также запрещается останавливаться, загромождать или портить путь конно-железной дороги. Равным образом, запрещается сваливать мусор и грязь с полотна конно-железных дорог на прилегающие к рельсовому пути боковые места, а также в рейнштоки и на тротуары, а накопляемый на полотне мусор и проч. предприниматель конно-железных дорог должен сметать в кучи около полотна и вывозить за город. в указанные для этого городскою управою места, не менее 3-х раз в день. Кроме того, предприниматель обязан, в предотвращение пыли, поливать все полотно конно-железного пути чистою водою, согласно с обязательным постановлением Виленской Городской Думы, изданным 25 февраля 1885 года. 4.Для входа и выхода из вагона, последний, если того потребует пассажир, должен быть остановлен на всяком месте движения, за исключением закруглений, стрелок и подъемов. 5.На перекрестках улиц, при съездах с мостов и других спусков, а также в узких местах и при мощении улиц, движение вагонов должно производиться шагом. 6.Прислуга конно-железной дороги, сопровождающая вагон, должна быть трезвая, опрятно одетая и в обращении с публикой вежлива. 7.Входить в вагон и выходить из него с передней площадки воспрещается. 8.Лица, находящиеся в нетрезвом виде, а также лица, имеющие на себе слишком загрязненную одежду, как-то: трубочисты, угольщики и другие, в вагоны не допускаются. 9.Вводить с собою в вагон собак не дозволяется. 10.Пассажиры могут иметь с собою лишь такой багаж, который удобно держать в руках, причем он не должен стеснять своим объемом и качеством соседей. 11.Курить в вагонах конно-железной дороги воспрещается;курение разрешается только на площадках и в открытых вагонах. 12.В случае схода вагона с рельсов, или поломки его, уплаченные пассажирами деньги обратно не возвращаются, но им представляется, для продолжения пути, садиться в другой вагон, без взятия новых билетов. 13.Предпринимателю конно-железных дорог запрещается запрягать в вагон жеребцов. Выдержка из интересной статьи о виленской конке с сайта: http://szhaman.livejournal.com/73572.html

Olga: И стоило бы уточнить, что конкой в просторечии (неофициально) именовалась именно эта конно-железная городская дорога, прообраз более позднего трамвая (парового, электрического...), а не вообще трамвай как таковой.Про трамвай, или конку, как раньше назывался этот общественный транспорт, особенно актуально сегодня, когда городские власти решают вопрос о пуске в городе скоростного трамвая. А вообще все это - слишком ценный материал для форума. Его бы надо на сайт. А поместить такой материал на сайт целесообразно еще и потому, что там он может идти (вполне заслуженно) как авторский, а не под ником: этим атрибутированным материалом смогут воспользоваться другие исследователи.

Анатолий: Olga пишет: слишком ценный материал для форума. Его бы надо на сайт. На форуме все сказанное - бесценно. Полностью с Вами согласен, многие темы являются почти готовыми страницами для сайта. Спасибо всем участникам, мы творим вместе. Walles, проделал огромную работу. Она достойна высшей похвалы.

Gedis: Walles i drugie znatoki В связи с трамваем в Вильнюсе имею 2 вопроса-замечания. В Антоколе осталась незамеченной ветвь колеи по улице Сапегос. В одной немецкой открытке ворот дворца Сапегов колеи нету, в другой - есть. Именно тогда появились с обеих сторон ворот проходы пешим. В открытке внутри тогдашнего госпиталя тоже можно разглядеть колею. Но об этой ветке нигде упоминаний не видел. И давно мучащий вопрос - ни на одной открытке или фото не заметил, как выглядел трамвай с моторной тягой. Конной тяги отказались во время Первой мировой войны. А трамвай просуществовал до 1926. Может кто знает?

Brachka: Ещё разок «проехал» по маршрутам бесплатно за спасибо. Walles ! А теперь есть что показать по поводу более позднего трамвая: Точно не знаю, а на глаз - где-то 20-ые годы... Увеличить... (отсюда) Две ветки видны: 1. Со стороны вокзала по ул. Соду - ул.Завальной, почему-то только до костёла евангели... (э, не, лучше не так ) до будущей Хроники. 2. От Кафедральной площади по ул. Арсенальной - ул. Косцюшки на Антоколь.

Walles: Brachka Pomocna byłaby data wykonania przez Juozapasa Kamarauskasa tej panoramy. Autor przybył na stałe do Wilna w 1922 roku (na podwórku Magistratu narysował jeszcze wieżę Straży Pożarnej). Tory tramwajowe były rozbierane częściowo już w czasie I wojny światowej, a kolejne etapy likwidacji torów znalazły się w planach Magistratu na kolejne lata (m.in. 1924-29). Tramwaj z silnikiem diesla uruchomiony był w 1926 i szybko z niego zrezygnowano (trasa spod katedry na Antokol) - tory na tej trasie utrzymały się najdłużej (ich rozbiórka zaplanowana była na lata 1929-30). Więc to co widać na Panoramie Kamarauskasa - to prawdopodobnie taki stan gdzie część torów już nie istniała. Np. remont części ulicy Zawalnej prowadzony był w latach 1926-28. Z tego wynika, że torowiska nie były likwidowane jednorazowo. Перевод: Помощью могла бы стать дата выполнения Ёзапасом Камараускасом этой панорамы. Автор поселился в Вильнюсе в 1922 году (в дворике Магистрата нарисовал еще башню Пожарной Команды). Трамвайные пути разбирались частично уже во время Первой мировой войны, а очередные этапы разборки путей были включены в планы Магистрата на 1924-1929 годы. Трамвай с дизельным двигателем был введен в строй в 1926 г., и быстро от него отказались (трасса от Кафедры на Антоколь) - рельсы на этой трассе сохранились дольше всего (их разборка была запланирована на 1929-1930 годы). Следовательно, на панораме Камараускаса, вероятно, показано состояние, когда часть путей уже не существовала. Например, ремонт части улицы Завальной производился в 1926-1928 годах. Из этого следует, что рельсы не были разобраны одновременно.

Walles: Ostatnia odsłona tramwaju w Wilnie: Interesujący fragment relacji z pobytu w Wilnie, dziennikarza Stanisława Dzikowskiego (TI, nr 25, Warszawa 1925). „Oto z brzękiem i chrzęstem niebywałym mija nas tak zwany popularnie „pigutek”* czyli tramwaj podmiejski. Należy podziwiać pomysłowość magistratu wileńskiego, który tak świetnie potrafił skonstruować ten wehikuł, będący połączeniem starych wozów konnych i niemniej archaicznych motorków benzynowych, pierwszych, jakie w ogóle pojawiły się na świecie. Ta dowcipna maszynka dygoce zapamiętale, chrzęści, sapie i podryguje, pasażerowie szczękają zębami, uderzają głowami o powałę, poczem trącają się bezwstydnie łokciami, a „pigutek” wbrew złośliwym przewidywaniom pesymistów posuwa się naprzód z szybkością czterech kilometrów na godzinę. Ten okaz niemal muzealny ma niewątpliwie znaczenie kształcące, skłania, bowiem przechodniów do głębokich rozważań na temat rozwoju komunikacji w ogóle”. *"Pigutek" od nazwiska inżyniera Ludwika Pigutkowskiego - radnego miejskiego, mieszkającego w Kolonii Wileńskiej. Dowcipną ilustrację do artykułu wykonał Kamil Mackiewicz. Перевод: Последняя гастроль трамвая в Вильнюсе: Интересный фрагмент из отчета о пребывании в Вильнюсе журналиста Станислава Дзиковского (TI, № 25, Варшава 1925). „Вот с бренчанием и небывалым хрустом проезжает мимо нас так называемый „пигутек”*, то есть пригородный трамвай. Нужно удивляться изобретательности вильнюсского магистрата, который сумел так замечательно сконструировать это транспортное средство, объединившее конку и архаичный, похоже, первый в мире бензиновый мотор. Остроумно задуманная машина дрожит, хрустит, сопит и дергается, пассажиры щелкают зубами, ударяются головами о потолок, неуклюже толкаются локтями, но „пигутек” вопреки злобным прогнозам пессимистов движется вперед со скоростью 4 километра в час. Этот экземпляр, почти музейный, имеет несомненно просветительское значение, склоняет к глубоким размышлениям на тему развития коммуникации в целом”. *"Пигутек" - от фамилии инженера Людвика Пигутковского - городского депутата, проживающего в Вильно.

Walles: Rysunek wcale nie odbiega bardzo od oryginału, gdyż dzięki archiwum Ilustrowanego Kuriera Codziennego możemy zobaczyć "pigutka" na fotografii (warto zwrócić też uwagę na trzy autobusy komunikacji miejskiej, które stoją za tramwajem): Перевод: Рисунок не сильно отличается от оригинала. Благодаря архиву "Ilustrowanego Kuriera Codziennego" мы можем увидеть "пигутек" на фотографии (стоит обратить также внимание на три автобуса городской коммуникации, которые стоят за трамваем):Обозначение маршрута трамвая: Кафедральная пл. - Антоколь - Поспешка

Walles: Miejsce wykonania fotografii jest chyba wszystkim znane - wyjaśnię dla mniej "wtajemniczonych" - róg Gedimino pr./Tilto g.. Fotografia wykonana prawdopodobnie w 1925 roku (i nie dalej jak w 1926) - ulice Mickiewicza/Mostowa. Na budynku widoczny fragment szyldu Banku Spółek Zarobkowych. Перевод: Место, где сделана фотография, всем известно, я поясню для менее "посвященных" - угол Гедимино пр./Тилто г. Фотография сделана, вероятно, в 1925 году (и не далее, чем в 1926) - улицы Mickiewicza/Mostowa. На здании виден фрагмент вывески Банка Заработных Союзов.

глязер: Я смотрю на старый Вильнюс, на трамвайные пути Вывески на польском, от себя мне не уйти Даже старый он волнует, тихо душу теребит Я его люблю так сильно, что писать рука дрожит.

Olga: Мстислав Добужинский. Омнибус в Вильне. 1907. Пастель, графитный карандаш Отсюда. Репродукция есть в теме "М. Добужинский", но мне кажется, что она и тут к месту. Тем более что вагон конки "на ходу" в цвете можно увидеть лишь в живописи.

Olga: Уточнение: Омнибус - конная общественная карета с платными местами для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам. Таким образом, с КОНКОЙ омнибус сближает то, что это: 1) общественный транспорт, курсирующий по определеннму маршруту; 2) транспорт на конной тяге. Но, в отличие от подлинной конки, - этому виду транспорта не требовались рельсы. Отсюда и колеса, как у кареты. Вывод: изображенное на рисунке - не конный трамвай (конка), а, скорее, конный автобус. Наверное, этот рисунок (он мне по-прежнему нравится!) можно оставить в этой теме с такой надписью: Предшественник и ближайший родственник конки. И спасибо Walles'у за консультацию .

tadukb: Рельсы конно-железной дороги возле Хоральной синагоги. 1908 год. Улица Пилимо (Zawalna).



полная версия страницы