Форум » Инфраструктура » Улицы, дороги и другие общественные пространства города (Планировка и изменения в разные времена) » Ответить

Улицы, дороги и другие общественные пространства города (Планировка и изменения в разные времена)

Анатолий: В этой теме речь идет об общественных пространствах, об их планировке и изменениях в разные времена: об улично-дорожной сети, площадях и скверах, пешеходных зонах и остановках, о развязках и переходах.

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 All

andres: 1979 г.

Анатолий: Интересно, почему четные номера домов располагаются по правой стороне улицы Озо? Это единственная улица в городе, где дома расположены "не по правилам"?

карлсон: Может быть, потому что к улице Озо в этом районе прилегают четные дома (184 - 200), относящиеся к улице Калварию? Что бы эти многоэтажки не перенумеровывать, решили четные дать для Озо по другой стороне. Во избежание путаницы. Да вроде еще как-то одну улицу имел на подозрении, но сейчас не вспомню. А может и ошибаюсь. И кстати Maxima bazė, со своим 247-ым номером, почему-то не по правильной стороне проспекта


Анатолий: На фотографиях, сделанных 29 июля 1917 г., видно, что проезжая часть улицы не имеет твердого покрытия: Фотографии с сайта fotocollectie.huisdoorn.nl На других открытках 1917 года показано, что улица вымощена булыжником: Фотография с сайта www.heritage.lt. Надпись под снимком: Aušros Vartų g., 1917m., atvirukas. Может быть песочка насыпали, чтобы кайзера не трясло при езде?

Вальда: А нельзя допустить, что к этому времени проезжая часть улицы за аркой, просто еще не была вымощена булыжником? Или все же есть склонность предполагать, что песочка именно насыпали, чтобы кайзера не трясло при езде по булыжной мостовой? Обратите внимание на фотографии размещенные Анатолием в сообщении № 6204 и № 6206.

Gedis: Анатолий пишет: На открытках 1917 года показано, что улица вымощена булыжником Вальда пишет: А нельзя допустить, что к этому времени проезжая часть улицы за аркой, просто еще не была вымощена булыжником?Булыжник видим уже в снимке А.Корзона (до 1864): В снимке сообщеника Анатолия 1917 года видим уже бетонные бордюры тротуара по обе стороны улицы. У городского зала такие были уже примерно в 1899 (см.тут), но у костёла св.Тересы в открытке 1912 видим бордюр только в одной стороне улицы: Может были начаты какие то работы по укладке/ремонту? На одной открытке 1916 года видим работающую за Остробрамой какую-то технику (см.тут).

Gedis: Gedis пишет: Булыжник видим уже в снимке А.Корзона (до 1864) А в ещё на более ранней картине начала 19 века З.Фогеля (Zygmunt Vogel) видим покрытие улицы в том же месте из тёсанных каменных брусков. (отсюда): Вопрос - куда брусчатка исчезла, кто ее поменял на обычные камни?

Walles: Był czas kiedy ten fragment ulicy Ostrobramskiej był wyłożony kostką DREWNIANĄ (z dębu), potem wymieniono ją na "kocie łby" czyli kamień polny. Przed pierwszą wojną światową prowadzono w Wilnie roboty kanalizacyjno-wodociągowe (I etap) i wówczas na kilku ulicach dokonano po wykopach wymiany nawierzchni. Ulica Ostrobramska była również rozkopana (kanalizacja) i przygotowano ją do wymiany kostki. W czasie okupacji niemieckiej częściowo prace prowadzono nadal (do wyczerpania się zgromadzonych materiałów). Na fotografii zamieszczonej przez Anatolija nawierzchnia wygląda, jak przygotowana do układania nowej kostki. Nie ma już charakterystycznych rynsztoków, bo ulica jest skanalizowana (głównie chodziło o kanalizacje deszczową).

Анатолий: На снимках 1936 г. на проспекте Гедимино видна булыжная мостовая, а в 1939 г. она уже покрыта брусчаткой. Интересно, когда заменили покрытие проезжей части, уложили ту добротную гранитную брусчатку, что долежала до начала этого века? Может быть, кто читал, откуда ее привезли, кто ее обтесал? 1936 1939 Снимки показаны на сайте www.heritage.lt

Gedis: Анатолий пишет: На снимках 1936 г. на проспекте Гедимино видна булыжная мостовая, а в 1939 г. она уже покрыта брусчаткой. Интересно, когда заменили покрытие проезжей части По датировке в audiovis.nac в 1938-03 ещё был, видимо, булыжник, снимок: В "Vilniaus balsas" за 1940 09 8 упоминается кладка новых покрытий улиц M.Magdalenos (Šventaragio), Pylimo, Basanavičiaus, Aušros vartų, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų и Jakšto.

Анатолий: Анатолий пишет: проезжая часть улицы не имеет твердого покрытия... 29 июля 1917 г.По-моему, здесь уже видна брусчатка: Октябрь 1917 г. Фотография с сайта www.delcampe.net

Gedis: Вспомнилась в детстве мне странно выглядевшая площадка - автобусная остановка у угла Пилимо/Траку: чтобы на неё попасть, надо было пересечь проезжую полосу, похоже как трамвайные остановки в городах, где трамваи ездят. Проверил на старых снимках - видна она на фотографии Булгака 1944 года и на снимке 1950 года - фрагменты: Ещё нашёл похожую площадку на довоенном снимке улицы Вокечю - фрагмент: Какой смысл таких площадок для пеших, не понимаю, но они были и это часть прошлого нашего города.

Анатолий: Я предположил бы, что это престижный подъезд к богатым гостиницам, ресторанам, частным домам. Здесь мог постоянно дежурить экипаж, в него было удобно садиться с обеих сторон, не боясь проезжающего транспорта. Вряд ли это были места остановки маршрутного транспорта. С детства я помню еще один такой "островок" на ул. Басанавичяус, недалеко от Романовской церкви. На этих фотографиях, хоть с трудом, но можно его рассмотреть. Снимок показан на сайте www.oldtimers.lt Снимок показан на сайте www.vilnaghetto.com

Gedis: Анатолий пишет: престижный подъезд к богатым гостиницам, ресторанам, частным домам.Manau, kad abejotina. Matau bendrą bruožą - išnaudoti praplatėjimai prie sankryžų. Bet ne prie prabangių viešbučių ar restoranų. Gatvės klotos prieš pat 2-ą pasaulinį karą, jau plačiai naudojant susisiekimą autobusais. Vargu ar tuo laiku architektai derintųsi prie arklinio "taksi". Praplatėjimai tose vietose buvo nuo seno, bet be salelių. Gal dar kam kils kokių minčių, gal ir kitų panašių vietų prisimins?

Gedis: Анатолий пишет: помню еще один такой "островок" на ул. Басанавичяус А что там стоит на этом островке? Оно лучше видно на снимке из vilnaghetto.com, фрагмент: Мне похоже на бензоколонку. Такую помню на углу Тилто/Врублевскио и, по моему, она тоже была на островке. К сожалению, подтверждающих архивных снимков не нахожу.

Анатолий: Gedis пишет: ...похоже на бензоколонкуОчень интересный поворот. А где, интересно, могла располагаться емкость с бензином, и кому надо было платить деньги?

Gedis: Анатолий пишет: располагаться емкость с бензином, и кому надо было платить деньги? Это смутные воспоминания из детства - запечатлелось только что была колонка (одна стойка) и что качали вручную. На углу Тилто стояло небольшое строение, видно тут; там и могла быть конторка. А ёмкости хватало наверно малой - относительно численности автомобилей. Анатолий пишет: Очень интересный поворот. Я не отнёс бы такое обьяснение ко всем бывшим "островкам", могли быть разные предназначения.

Еленира: В сообщении 671 Gedis пишет:Какой смысл таких площадок для пешихЯ думаю, эти островки выложили в качестве разметки автобусных «карманов» для обеспечения безопасности пассажиров. Красок тогда ведь не было. Мама подтверждает, что на первом фото запечатлено место автобусной остановки. Автобусы заезжали в «карман», там и подбирали пассажиров и, в то же время, не мешали движению транспорта по улице. Видимо можно предположить, что так начиналась забота о безопасном движении транспорта на дорогах.

Gedis: "Vilniaus vaizdų atvirukai 1897-1915",LNM,2005, paminklo Jekaterinai aprašyme yra tokie du mane sudominę teiginiai: "1903 metais aplink skverą buvo pakloti granito šaligatviai." "1909 metais Katedros aikštėje aplink skverą buvo pakloti asfalto šaligatviai." Kodėl, paklojus granitinius šaligatvius, po 6 metų buvo pakloti asfalto šaligatviai, nelabai aišku. Turimuose vaizduose granitinių šaligatvių identifikuoti nepavyko. 1911 m. nuotraukoje iš varpinės tikriausiai matome minėtą asfaltinę šaligatvio dangą, fragmentas: Tokią pat dangą tikriausiai matome ir apie 1913 metų atviruko fragmente: Tačiau šaligatvis palei Katedrą per 1-ą pasaulinį karą tebebuvo dengtas lentomis: Gal ir anais laikais tikrą granitinę dangą pakeitė į asfaltinę išpardavimui - išvogė pasipelnymui, analogiškai kaip ir šiais laikais atsitiko su granitinėmis Gedimino prospekto trinkelėmis - esant galimybei gudruolių atsiranda visada.

Gedis: Ankstyvuosiuose Vilniaus vaizduose matomus lentomis dengtus šaligatvius, pvz. Čechavičiaus 1877 metų Pilies gatvės nuotraukos fragmente apie 1900 metus pagrindinėse gatvėse pradėta keisti kietos dangos šaligatviais - Fleury nuotr. su šaligatvio fragmentu ties Didžioji 36 (buv. Gorkio g. 76) M. Abramavičienės rūmais:

Walles: Asfalt zaczęto stosować faktycznie w 1909 roku... Zawierał on jednak tak dużo parafiny, że już po kilku miesiącach był "zrujnowany". Komisja techniczna Magistratu broniła się, że wciąż nie może trafić na "dobrego producenta tego wynalazku". Budżet Wilna, miał wyjątkowo małe fundusze na utrzymanie, remonty i kładzenie nowych nawierzchni. Miasto bardzo chętnie korzystało z tego, że właściciele domów na własny koszt układali bruk, ale później zgodnie z umowami, Magistrat miał poniesione koszty właścicielom zwrócić. Bardzo dużo takich spraw kończyło się w sądach, gdyż właściciele pieniędzy nie mogli się doprosić w uzgodnionym terminie. Magistrat dokonywał czasem kuriozalnych "wyczynów". Oto przykład... kiedy zaczęto w 1910 roku pierwszy raz "doprowadzać do stanu używalności" ulicę Kaukazką (Mindaugo), proponowano, aby brukować tylko środkowy pas jezdni szerokości niecałych 3 sążni (około 6 metrów), a resztę zostawić na "lepsze czasy".

Gedis: Walles пишет: właściciele domów na własny koszt układali bruk, ale później zgodnie z umowami, Magistrat miał poniesione koszty właścicielom zwrócić Gal čia pavyzdys, kaip savininkai kiekvienas savaip (nevienodai) klojo jau be lentų klojinio šaligatvius: Fleury apie 1900, Gedimino prospektas, nuotraukos, rodomos Vilniaus vaizdo kaitoje, fragmentas.

Walles: Inicjatywa prywatnych właścicieli dotyczyła najczęściej ulic bocznych, kiedy nie można się było doczekać wykonania nawierzchni przez Magistrat. Główne ulice miały oczywiście priorytet i te brukowano w pierwszej kolejności. Szczególnie dużo tego typu prac wykonano od 1912 roku, kiedy realizowano I etap strategicznego zadania, jakim było zakładanie sieci wodociągów i kanalizacji. Rozkopane ulice po wymurowaniu kanałów i położeniu rur, doprowadzano do użytku kładąc nowe bruki, najczęściej z kostki.

Gedis: Анатолий пишет: об общественных пространствах, об их планировке и изменениях в разные времена: об улично-дорожной сети, площадях и скверах Apie tuomet vykdytą aikščių tvarkymą rašoma Vilniaus balso 1940 m. balandžio mėn. 25 d. 2 psl bei 1940 rugsėjo 8 3 psl. (su nuotraukomis). Katedros, Ožeškienės (dabar Kudirkos), Napoleono aikščių sutvarkyti iki karo nebuvo spėta, baigtų tvarkyti pastarųjų dviejų aikščių vaizdai buvo publikuoti tik 1943 spalio 14 d. laikraštyje "Ateitis": (nuotraukos iš facebook). Minėtame 1940 rugsėjo 8 straipsnyje kalbama ir apie Pylimo, Basanavičiaus, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų gatvių grindimą. Pastarosios trys gatvės buvo grindžiamos raudonomis plytomis (grindinys išlikęs). Tačiau anksčiau Vilniuje nenaudotų bituko trinkelių (gamintų ir naudotų Kaune), kuriomis buvo tęsiamas Pylimo gatvės grindimas, grindinio neliko. Tik 1949 m. nuotraukoje galima įžiūrėti toje vietoje buvus trinkeles, fragmentas: 1952 m. nuotraukoje matosi, kad ties Evangelikų reformatų bažnyčia (buv. Kronika) gatvė buvo užlieta asfaltu, trinkeles paliekant po asfaltu - jos matosi ištrupėjusio asfalto dalyje:

Gedis: Gedis пишет: Minėtame 1940 rugsėjo 8 straipsnyje kalbama ir apie Pylimo, Basanavičiaus, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų gatvių grindimą Pylimo g. grindžiama jau buvo 1938m.: Wilno kwartalnik posviecony sprawom miasta Wilna narzec 1939 nr.1 p.59 Praplatėjime ties sankryža su Sodų g. buvo suformuota aikštė su želdynų sala, matoma 1949 m. nuotraukoje: Vilniaus vaizdo kaita

Gedis: Gedis пишет: 1940 rugsėjo 8 straipsnyje kalbama ir apie Pylimo, Basanavičiaus, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų gatvių grindimą. To meto spaudoje (1939-1941) neminimas grindimas kitų gatvių, kuriose tebėra išlikęs raudonų plytų grindinys - Universiteto, Skapo, Jonų, Dominikonų, Šv. Mikolo, Bernardinų, Šiltadaržio. Bandau rasti atsakymą pagal žinomas nuotraukas. Universiteto gatvė karo pradžioje buvo grįsta, žr. pvz. nuotrauką iš vilnaghetto, tuo tarpu 1936 - 06 nuotraukoje iš zbiory NAC matome akmenų grindinį - fragmentas: Todėl darau išvadą, kad Universiteto g. raudonomis plytelėmis išgrįsta buvo 1936-1939 metais. Tuo tarpu Liejyklos g. ties S.Daukanto aikšte prasidėjus karui buvo dar ir nesuformuota, ir negrįsta - žr. vilnaghetto, 1942 m. ir aikštė, ir Liejyklos g. ties aikšte buvo suformuotos ir išgrįstos: Kad buvo grįsta trinkelėmis, matosi 1947 m. nuotr. (Vilniaus vaizdo kaita) fragmente: Išvada - išgrįsta 1942 metais, o darbus vykdė vilniečiai iš Vilniaus geto. Įdomumo dėlei - pastarosios nuotraukos dešinėje matome akmeninį rutulį/sviedinį.

Walles: Ulica Ostrobramska w 1937 roku. Część między Wielką, a Kaplicą z gładkim asfaltem: i część od ulicy Piwnej z nawierzchnią z kostki:

Gedis: Walles пишет: Część między Wielką, a Kaplicą z gładkim asfaltem Drogi Walles, известно ли вам, что в 1937 асфальтировано было до каплицы от самой ул. Большой? Так как мне известен снимок, где, похоже, асфальт только от угла костёла Св.Тересы до каплицы, но, к сожалению, дата снимка не известна: В 1936 году участок от Большой ул. до костёла был не асфальтирован, видно по снимкам похорон сердца Пилсудского и его матери, см., например, тут. Walles пишет: i część od ulicy Piwnej z nawierzchnią z kostki: От городских ворот в сторону ул. Лепкалнё мостовая из гранитных кубов видна на снимке, опубликованном в книге 1960 года Vilnius, Valstybinė politinės ir mokslinės literatūros leidykla, Vilnius, стр. 176: Видна ещё и на снимке 1978 года, фрагмент: (iš Vilniaus apskrities archyvo Virtualios parodos Pasivaikščiojimas po Vilnių). Помню, что после реконструкции этого перекрёстка в тогдашней прессе появилось критики с упрёками, что такая реконструкция ухудшила вид городских ворот, которые стали похожи на очередную подворотню. В каком точно году это было, не помню.

Walles: Gedis пишет: известно ли вам, что в 1937 асфальтировано было до каплицы от самой ул. Большой?Wynika z tego, że asfaltowanie robiono etapami i kto wie czy zakończyło się do 1939 roku. Napisałem, że "od Wielkiej" gdyż zakładał plan Magistratu. Szkoda, że nie wiadomo z którego roku pochodzi fotografia, którą zamieściłeś, wtedy mielibyśmy szansę coś ustalić precyzyjniej. Na powyższej (lewa) fotografii widać (według mnie), że ulica Ostrobramska na tym odcinku jest po położeniu kanalizacji i nawierzchnia nie jest zbyt dobra, ale nie ma już rynsztoków przy chodnikach. Data tej fotografii nie jest znana, ale z pewnością pochodzi sprzed grudnia 1933, kiedy na kaplicy wymieniono złocone litery z łacińskich na polskie (to ważna data dla określania również innych fotografii). Prawa fotografia jest już zrobiona po 1933 roku.

Walles: I jeszcze ciekawostka: na przełomie lat 20-tych, 30-tych XX wieku niektóre tartaki w Wilnie realizowały intratny kontrakt na wysyłkę do Anglii drzewa sosnowego. Na miejscu robiono z niego kostkę i wyłożono nią niektóre fragmenty ulic w Londynie. W Wilnie, niektórzy z inżynierów zastanawiali się, dlaczego tego rozwiązania nie przyjmuje się w przypadku ulic wileńskich.

Olga: Data wydarzenia: 1934-10 А этот снимок там же датирован 1925 г. Насколько можно верить датировкам - не знаю.

Walles: Oto właśnie przykład datowania o którym pisałem. Fotografia jak najbardziej może być wykonana w X 1934. Na kaplicy są już polskie litery (były złocone bardzo jasno i na większości fotografii robionych pod słońce praktycznie ich nie widać). Ulica brukowana.

Olga: Data wydarzenia: 1927-03

Olga: Data wydarzenia: 1935-06

Olga: Data wydarzenia: 1935-06Я просто выбрала датированные снимки отрезков улицы с разными покрытиями (в одном случае, если не ошибаюсь, в пределах одного снимка). Пара фотографий соответствует или аналогична приведенным выше недатированным.

Olga: Если б я была городская власть, то тоже прежде всего (ну, может после приведения в порядок проспекта) вымостила бы или заасфальтировала Острую Браму. Там же паломники на коленях стояли и передвигались - каково это по булыжнику! А старую брусчатку на нашем проспекте мне до сих пор жаль. Начало ХХ века.

Gedis: Walles пишет: kiedy na kaplicy wymieniono złocone litery z łacińskich na polskie (to ważna data dla określania również innych fotografii). Prawa fotografia jest już zrobiona po 1933 roku. Указанная дата смены надписи меня очень заинтересовала для датировки. Но, по моему, смена тоже проходила поэтапно - сперва исчезла по латински и много фотографов зафиксировали каплицу без надписи, через некоторое время буквы появились. Тат как существует заметное число снимков с каплицей без надписи (один - представленный справа в сообщении Walles), можно думать, что без надписи каплица была продолжительное время, больше нежели один декабрь месяц 1933 года. Но вот на что ещё я обратил внимание при изучении снимков каплицы: изменилось оформление ока бога (глаз провидения - символ святой тройцы - Dievo apvaizdos akis) - в хронологическом порядке:

Walles: Gedis, Jak myślę, litery łacińskie zdjęto wiosną lub latem i kaplica była malowana (naprawa tynku itp.), z tego czasu mogą pochodzić fotografie, gdzie napisu nie ma (ale widoczne są drzewa pełne liści). Złocone litery polskie zamocowane na bardzo jasnym tle farby powodowały później słabą widoczność liter (fotografie robione w pełnym słońcu). Faktycznie według Twojej dokumentacji widać, że przerobiono nieco Oko Opatrzności. Muszę też jednak skorygować datę wymiany liter : nie grudzień a wrzesień 1933. Odwołuję się do informacji stąd: Maria Kałamajska-Saeed: Ostra Brama w Wilnie. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990, s. 41. To źródło podano również tutaj http://pl.wikipedia.org/wiki/Ostra_Brama_w_Wilnie

Walles: Uzupełnię jeszcze poprzednie informacje o kanalizacji na Ostrobramskiej. Roboty prowadzono w trakcie okupacji niemieckiej i na odcinku od Hetmańskiej do Bazyliańskiej wykonywano je wiosną i latem 1916 roku (zakończono pod koniec lipca).

Walles: Poniższa fotografia datowana jest n X 1935 (pamiętajmy o wielu niedociągnięciach jakie są w opisach NAC). Ukazuje ona słabą widoczność pozłacanych liter na fotografiach czarno-białych. i jeszcze jedna fotografia również z 1935 i bardzo słabą widocznością liter: Anatolij zamieścił na początku tego tematu fotografię z lipca 1917, kiedy Ostrobramska nie ma nawierzchni kamiennej, a to koresponduję z moim postem o zakończeniu kładzenia kanalizacji w lipcu 1916. Zamiast o nawierzchni ulicy piszemy o Kaplicy Ostrobramskiej :-), no ale przecież staramy się pewne rzeczy ustalić - datowanie itp. Więc mam nadzieję, że wszyscy czytelnicy będą wyrozumiali.



полная версия страницы