Форум » Инфраструктура » Улицы, дороги и другие общественные пространства города (Планировка и изменения в разные времена) » Ответить

Улицы, дороги и другие общественные пространства города (Планировка и изменения в разные времена)

Анатолий: В этой теме речь идет об общественных пространствах, об их планировке и изменениях в разные времена: об улично-дорожной сети, площадях и скверах, пешеходных зонах и остановках, о развязках и переходах.

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

andres: 1979 г.

Анатолий: Интересно, почему четные номера домов располагаются по правой стороне улицы Озо? Это единственная улица в городе, где дома расположены "не по правилам"?

карлсон: Может быть, потому что к улице Озо в этом районе прилегают четные дома (184 - 200), относящиеся к улице Калварию? Что бы эти многоэтажки не перенумеровывать, решили четные дать для Озо по другой стороне. Во избежание путаницы. Да вроде еще как-то одну улицу имел на подозрении, но сейчас не вспомню. А может и ошибаюсь. И кстати Maxima bazė, со своим 247-ым номером, почему-то не по правильной стороне проспекта


Анатолий: На фотографиях, сделанных 29 июля 1917 г., видно, что проезжая часть улицы не имеет твердого покрытия: Фотографии с сайта fotocollectie.huisdoorn.nl На других открытках 1917 года показано, что улица вымощена булыжником: Фотография с сайта www.heritage.lt. Надпись под снимком: Aušros Vartų g., 1917m., atvirukas. Может быть песочка насыпали, чтобы кайзера не трясло при езде?

Вальда: А нельзя допустить, что к этому времени проезжая часть улицы за аркой, просто еще не была вымощена булыжником? Или все же есть склонность предполагать, что песочка именно насыпали, чтобы кайзера не трясло при езде по булыжной мостовой? Обратите внимание на фотографии размещенные Анатолием в сообщении № 6204 и № 6206.

Gedis: Анатолий пишет: На открытках 1917 года показано, что улица вымощена булыжником Вальда пишет: А нельзя допустить, что к этому времени проезжая часть улицы за аркой, просто еще не была вымощена булыжником?Булыжник видим уже в снимке А.Корзона (до 1864): В снимке сообщеника Анатолия 1917 года видим уже бетонные бордюры тротуара по обе стороны улицы. У городского зала такие были уже примерно в 1899 (см.тут), но у костёла св.Тересы в открытке 1912 видим бордюр только в одной стороне улицы: Может были начаты какие то работы по укладке/ремонту? На одной открытке 1916 года видим работающую за Остробрамой какую-то технику (см.тут).

Gedis: Gedis пишет: Булыжник видим уже в снимке А.Корзона (до 1864) А в ещё на более ранней картине начала 19 века З.Фогеля (Zygmunt Vogel) видим покрытие улицы в том же месте из тёсанных каменных брусков. (отсюда): Вопрос - куда брусчатка исчезла, кто ее поменял на обычные камни?

Walles: Był czas kiedy ten fragment ulicy Ostrobramskiej był wyłożony kostką DREWNIANĄ (z dębu), potem wymieniono ją na "kocie łby" czyli kamień polny. Przed pierwszą wojną światową prowadzono w Wilnie roboty kanalizacyjno-wodociągowe (I etap) i wówczas na kilku ulicach dokonano po wykopach wymiany nawierzchni. Ulica Ostrobramska była również rozkopana (kanalizacja) i przygotowano ją do wymiany kostki. W czasie okupacji niemieckiej częściowo prace prowadzono nadal (do wyczerpania się zgromadzonych materiałów). Na fotografii zamieszczonej przez Anatolija nawierzchnia wygląda, jak przygotowana do układania nowej kostki. Nie ma już charakterystycznych rynsztoków, bo ulica jest skanalizowana (głównie chodziło o kanalizacje deszczową).

Анатолий: На снимках 1936 г. на проспекте Гедимино видна булыжная мостовая, а в 1939 г. она уже покрыта брусчаткой. Интересно, когда заменили покрытие проезжей части, уложили ту добротную гранитную брусчатку, что долежала до начала этого века? Может быть, кто читал, откуда ее привезли, кто ее обтесал? 1936 1939 Снимки показаны на сайте www.heritage.lt

Gedis: Анатолий пишет: На снимках 1936 г. на проспекте Гедимино видна булыжная мостовая, а в 1939 г. она уже покрыта брусчаткой. Интересно, когда заменили покрытие проезжей части По датировке в audiovis.nac в 1938-03 ещё был, видимо, булыжник, снимок: В "Vilniaus balsas" за 1940 09 8 упоминается кладка новых покрытий улиц M.Magdalenos (Šventaragio), Pylimo, Basanavičiaus, Aušros vartų, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų и Jakšto.

Анатолий: Анатолий пишет: проезжая часть улицы не имеет твердого покрытия... 29 июля 1917 г.По-моему, здесь уже видна брусчатка: Октябрь 1917 г. Фотография с сайта www.delcampe.net

Gedis: Вспомнилась в детстве мне странно выглядевшая площадка - автобусная остановка у угла Пилимо/Траку: чтобы на неё попасть, надо было пересечь проезжую полосу, похоже как трамвайные остановки в городах, где трамваи ездят. Проверил на старых снимках - видна она на фотографии Булгака 1944 года и на снимке 1950 года - фрагменты: Ещё нашёл похожую площадку на довоенном снимке улицы Вокечю - фрагмент: Какой смысл таких площадок для пеших, не понимаю, но они были и это часть прошлого нашего города.

Анатолий: Я предположил бы, что это престижный подъезд к богатым гостиницам, ресторанам, частным домам. Здесь мог постоянно дежурить экипаж, в него было удобно садиться с обеих сторон, не боясь проезжающего транспорта. Вряд ли это были места остановки маршрутного транспорта. С детства я помню еще один такой "островок" на ул. Басанавичяус, недалеко от Романовской церкви. На этих фотографиях, хоть с трудом, но можно его рассмотреть. Снимок показан на сайте www.oldtimers.lt Снимок показан на сайте www.vilnaghetto.com

Gedis: Анатолий пишет: престижный подъезд к богатым гостиницам, ресторанам, частным домам.Manau, kad abejotina. Matau bendrą bruožą - išnaudoti praplatėjimai prie sankryžų. Bet ne prie prabangių viešbučių ar restoranų. Gatvės klotos prieš pat 2-ą pasaulinį karą, jau plačiai naudojant susisiekimą autobusais. Vargu ar tuo laiku architektai derintųsi prie arklinio "taksi". Praplatėjimai tose vietose buvo nuo seno, bet be salelių. Gal dar kam kils kokių minčių, gal ir kitų panašių vietų prisimins?

Gedis: Анатолий пишет: помню еще один такой "островок" на ул. Басанавичяус А что там стоит на этом островке? Оно лучше видно на снимке из vilnaghetto.com, фрагмент: Мне похоже на бензоколонку. Такую помню на углу Тилто/Врублевскио и, по моему, она тоже была на островке. К сожалению, подтверждающих архивных снимков не нахожу.

Анатолий: Gedis пишет: ...похоже на бензоколонкуОчень интересный поворот. А где, интересно, могла располагаться емкость с бензином, и кому надо было платить деньги?

Gedis: Анатолий пишет: располагаться емкость с бензином, и кому надо было платить деньги? Это смутные воспоминания из детства - запечатлелось только что была колонка (одна стойка) и что качали вручную. На углу Тилто стояло небольшое строение, видно тут; там и могла быть конторка. А ёмкости хватало наверно малой - относительно численности автомобилей. Анатолий пишет: Очень интересный поворот. Я не отнёс бы такое обьяснение ко всем бывшим "островкам", могли быть разные предназначения.

Еленира: В сообщении 671 Gedis пишет:Какой смысл таких площадок для пешихЯ думаю, эти островки выложили в качестве разметки автобусных «карманов» для обеспечения безопасности пассажиров. Красок тогда ведь не было. Мама подтверждает, что на первом фото запечатлено место автобусной остановки. Автобусы заезжали в «карман», там и подбирали пассажиров и, в то же время, не мешали движению транспорта по улице. Видимо можно предположить, что так начиналась забота о безопасном движении транспорта на дорогах.

Gedis: "Vilniaus vaizdų atvirukai 1897-1915",LNM,2005, paminklo Jekaterinai aprašyme yra tokie du mane sudominę teiginiai: "1903 metais aplink skverą buvo pakloti granito šaligatviai." "1909 metais Katedros aikštėje aplink skverą buvo pakloti asfalto šaligatviai." Kodėl, paklojus granitinius šaligatvius, po 6 metų buvo pakloti asfalto šaligatviai, nelabai aišku. Turimuose vaizduose granitinių šaligatvių identifikuoti nepavyko. 1911 m. nuotraukoje iš varpinės tikriausiai matome minėtą asfaltinę šaligatvio dangą, fragmentas: Tokią pat dangą tikriausiai matome ir apie 1913 metų atviruko fragmente: Tačiau šaligatvis palei Katedrą per 1-ą pasaulinį karą tebebuvo dengtas lentomis: Gal ir anais laikais tikrą granitinę dangą pakeitė į asfaltinę išpardavimui - išvogė pasipelnymui, analogiškai kaip ir šiais laikais atsitiko su granitinėmis Gedimino prospekto trinkelėmis - esant galimybei gudruolių atsiranda visada.

Gedis: Ankstyvuosiuose Vilniaus vaizduose matomus lentomis dengtus šaligatvius, pvz. Čechavičiaus 1877 metų Pilies gatvės nuotraukos fragmente apie 1900 metus pagrindinėse gatvėse pradėta keisti kietos dangos šaligatviais - Fleury nuotr. su šaligatvio fragmentu ties Didžioji 36 (buv. Gorkio g. 76) M. Abramavičienės rūmais:

Walles: Asfalt zaczęto stosować faktycznie w 1909 roku... Zawierał on jednak tak dużo parafiny, że już po kilku miesiącach był "zrujnowany". Komisja techniczna Magistratu broniła się, że wciąż nie może trafić na "dobrego producenta tego wynalazku". Budżet Wilna, miał wyjątkowo małe fundusze na utrzymanie, remonty i kładzenie nowych nawierzchni. Miasto bardzo chętnie korzystało z tego, że właściciele domów na własny koszt układali bruk, ale później zgodnie z umowami, Magistrat miał poniesione koszty właścicielom zwrócić. Bardzo dużo takich spraw kończyło się w sądach, gdyż właściciele pieniędzy nie mogli się doprosić w uzgodnionym terminie. Magistrat dokonywał czasem kuriozalnych "wyczynów". Oto przykład... kiedy zaczęto w 1910 roku pierwszy raz "doprowadzać do stanu używalności" ulicę Kaukazką (Mindaugo), proponowano, aby brukować tylko środkowy pas jezdni szerokości niecałych 3 sążni (około 6 metrów), a resztę zostawić na "lepsze czasy".

Gedis: Walles пишет: właściciele domów na własny koszt układali bruk, ale później zgodnie z umowami, Magistrat miał poniesione koszty właścicielom zwrócić Gal čia pavyzdys, kaip savininkai kiekvienas savaip (nevienodai) klojo jau be lentų klojinio šaligatvius: Fleury apie 1900, Gedimino prospektas, nuotraukos, rodomos Vilniaus vaizdo kaitoje, fragmentas.

Walles: Inicjatywa prywatnych właścicieli dotyczyła najczęściej ulic bocznych, kiedy nie można się było doczekać wykonania nawierzchni przez Magistrat. Główne ulice miały oczywiście priorytet i te brukowano w pierwszej kolejności. Szczególnie dużo tego typu prac wykonano od 1912 roku, kiedy realizowano I etap strategicznego zadania, jakim było zakładanie sieci wodociągów i kanalizacji. Rozkopane ulice po wymurowaniu kanałów i położeniu rur, doprowadzano do użytku kładąc nowe bruki, najczęściej z kostki.

Gedis: Анатолий пишет: об общественных пространствах, об их планировке и изменениях в разные времена: об улично-дорожной сети, площадях и скверах Apie tuomet vykdytą aikščių tvarkymą rašoma Vilniaus balso 1940 m. balandžio mėn. 25 d. 2 psl bei 1940 rugsėjo 8 3 psl. (su nuotraukomis). Katedros, Ožeškienės (dabar Kudirkos), Napoleono aikščių sutvarkyti iki karo nebuvo spėta, baigtų tvarkyti pastarųjų dviejų aikščių vaizdai buvo publikuoti tik 1943 spalio 14 d. laikraštyje "Ateitis": (nuotraukos iš facebook). Minėtame 1940 rugsėjo 8 straipsnyje kalbama ir apie Pylimo, Basanavičiaus, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų gatvių grindimą. Pastarosios trys gatvės buvo grindžiamos raudonomis plytomis (grindinys išlikęs). Tačiau anksčiau Vilniuje nenaudotų bituko trinkelių (gamintų ir naudotų Kaune), kuriomis buvo tęsiamas Pylimo gatvės grindimas, grindinio neliko. Tik 1949 m. nuotraukoje galima įžiūrėti toje vietoje buvus trinkeles, fragmentas: 1952 m. nuotraukoje matosi, kad ties Evangelikų reformatų bažnyčia (buv. Kronika) gatvė buvo užlieta asfaltu, trinkeles paliekant po asfaltu - jos matosi ištrupėjusio asfalto dalyje:

Gedis: Gedis пишет: Minėtame 1940 rugsėjo 8 straipsnyje kalbama ir apie Pylimo, Basanavičiaus, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų gatvių grindimą Pylimo g. grindžiama jau buvo 1938m.: Wilno kwartalnik posviecony sprawom miasta Wilna narzec 1939 nr.1 p.59 Praplatėjime ties sankryža su Sodų g. buvo suformuota aikštė su želdynų sala, matoma 1949 m. nuotraukoje: Vilniaus vaizdo kaita

Gedis: Gedis пишет: 1940 rugsėjo 8 straipsnyje kalbama ir apie Pylimo, Basanavičiaus, Lydos, Mikalojaus, Pranciškonų gatvių grindimą. To meto spaudoje (1939-1941) neminimas grindimas kitų gatvių, kuriose tebėra išlikęs raudonų plytų grindinys - Universiteto, Skapo, Jonų, Dominikonų, Šv. Mikolo, Bernardinų, Šiltadaržio. Bandau rasti atsakymą pagal žinomas nuotraukas. Universiteto gatvė karo pradžioje buvo grįsta, žr. pvz. nuotrauką iš vilnaghetto, tuo tarpu 1936 - 06 nuotraukoje iš zbiory NAC matome akmenų grindinį - fragmentas: Todėl darau išvadą, kad Universiteto g. raudonomis plytelėmis išgrįsta buvo 1936-1939 metais. Tuo tarpu Liejyklos g. ties S.Daukanto aikšte prasidėjus karui buvo dar ir nesuformuota, ir negrįsta - žr. vilnaghetto, 1942 m. ir aikštė, ir Liejyklos g. ties aikšte buvo suformuotos ir išgrįstos: Kad buvo grįsta trinkelėmis, matosi 1947 m. nuotr. (Vilniaus vaizdo kaita) fragmente: Išvada - išgrįsta 1942 metais, o darbus vykdė vilniečiai iš Vilniaus geto. Įdomumo dėlei - pastarosios nuotraukos dešinėje matome akmeninį rutulį/sviedinį.

Walles: Ulica Ostrobramska w 1937 roku. Część między Wielką, a Kaplicą z gładkim asfaltem: i część od ulicy Piwnej z nawierzchnią z kostki:

Gedis: Walles пишет: Część między Wielką, a Kaplicą z gładkim asfaltem Drogi Walles, известно ли вам, что в 1937 асфальтировано было до каплицы от самой ул. Большой? Так как мне известен снимок, где, похоже, асфальт только от угла костёла Св.Тересы до каплицы, но, к сожалению, дата снимка не известна: В 1936 году участок от Большой ул. до костёла был не асфальтирован, видно по снимкам похорон сердца Пилсудского и его матери, см., например, тут. Walles пишет: i część od ulicy Piwnej z nawierzchnią z kostki: От городских ворот в сторону ул. Лепкалнё мостовая из гранитных кубов видна на снимке, опубликованном в книге 1960 года Vilnius, Valstybinė politinės ir mokslinės literatūros leidykla, Vilnius, стр. 176: Видна ещё и на снимке 1978 года, фрагмент: (iš Vilniaus apskrities archyvo Virtualios parodos Pasivaikščiojimas po Vilnių). Помню, что после реконструкции этого перекрёстка в тогдашней прессе появилось критики с упрёками, что такая реконструкция ухудшила вид городских ворот, которые стали похожи на очередную подворотню. В каком точно году это было, не помню.

Walles: Gedis пишет: известно ли вам, что в 1937 асфальтировано было до каплицы от самой ул. Большой?Wynika z tego, że asfaltowanie robiono etapami i kto wie czy zakończyło się do 1939 roku. Napisałem, że "od Wielkiej" gdyż zakładał plan Magistratu. Szkoda, że nie wiadomo z którego roku pochodzi fotografia, którą zamieściłeś, wtedy mielibyśmy szansę coś ustalić precyzyjniej. Na powyższej (lewa) fotografii widać (według mnie), że ulica Ostrobramska na tym odcinku jest po położeniu kanalizacji i nawierzchnia nie jest zbyt dobra, ale nie ma już rynsztoków przy chodnikach. Data tej fotografii nie jest znana, ale z pewnością pochodzi sprzed grudnia 1933, kiedy na kaplicy wymieniono złocone litery z łacińskich na polskie (to ważna data dla określania również innych fotografii). Prawa fotografia jest już zrobiona po 1933 roku.

Walles: I jeszcze ciekawostka: na przełomie lat 20-tych, 30-tych XX wieku niektóre tartaki w Wilnie realizowały intratny kontrakt na wysyłkę do Anglii drzewa sosnowego. Na miejscu robiono z niego kostkę i wyłożono nią niektóre fragmenty ulic w Londynie. W Wilnie, niektórzy z inżynierów zastanawiali się, dlaczego tego rozwiązania nie przyjmuje się w przypadku ulic wileńskich.

Olga: Data wydarzenia: 1934-10 А этот снимок там же датирован 1925 г. Насколько можно верить датировкам - не знаю.

Walles: Oto właśnie przykład datowania o którym pisałem. Fotografia jak najbardziej może być wykonana w X 1934. Na kaplicy są już polskie litery (były złocone bardzo jasno i na większości fotografii robionych pod słońce praktycznie ich nie widać). Ulica brukowana.

Olga: Data wydarzenia: 1927-03

Olga: Data wydarzenia: 1935-06

Olga: Data wydarzenia: 1935-06Я просто выбрала датированные снимки отрезков улицы с разными покрытиями (в одном случае, если не ошибаюсь, в пределах одного снимка). Пара фотографий соответствует или аналогична приведенным выше недатированным.

Olga: Если б я была городская власть, то тоже прежде всего (ну, может после приведения в порядок проспекта) вымостила бы или заасфальтировала Острую Браму. Там же паломники на коленях стояли и передвигались - каково это по булыжнику! А старую брусчатку на нашем проспекте мне до сих пор жаль. Начало ХХ века.

Gedis: Walles пишет: kiedy na kaplicy wymieniono złocone litery z łacińskich na polskie (to ważna data dla określania również innych fotografii). Prawa fotografia jest już zrobiona po 1933 roku. Указанная дата смены надписи меня очень заинтересовала для датировки. Но, по моему, смена тоже проходила поэтапно - сперва исчезла по латински и много фотографов зафиксировали каплицу без надписи, через некоторое время буквы появились. Тат как существует заметное число снимков с каплицей без надписи (один - представленный справа в сообщении Walles), можно думать, что без надписи каплица была продолжительное время, больше нежели один декабрь месяц 1933 года. Но вот на что ещё я обратил внимание при изучении снимков каплицы: изменилось оформление ока бога (глаз провидения - символ святой тройцы - Dievo apvaizdos akis) - в хронологическом порядке:

Walles: Gedis, Jak myślę, litery łacińskie zdjęto wiosną lub latem i kaplica była malowana (naprawa tynku itp.), z tego czasu mogą pochodzić fotografie, gdzie napisu nie ma (ale widoczne są drzewa pełne liści). Złocone litery polskie zamocowane na bardzo jasnym tle farby powodowały później słabą widoczność liter (fotografie robione w pełnym słońcu). Faktycznie według Twojej dokumentacji widać, że przerobiono nieco Oko Opatrzności. Muszę też jednak skorygować datę wymiany liter : nie grudzień a wrzesień 1933. Odwołuję się do informacji stąd: Maria Kałamajska-Saeed: Ostra Brama w Wilnie. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990, s. 41. To źródło podano również tutaj http://pl.wikipedia.org/wiki/Ostra_Brama_w_Wilnie

Walles: Uzupełnię jeszcze poprzednie informacje o kanalizacji na Ostrobramskiej. Roboty prowadzono w trakcie okupacji niemieckiej i na odcinku od Hetmańskiej do Bazyliańskiej wykonywano je wiosną i latem 1916 roku (zakończono pod koniec lipca).

Walles: Poniższa fotografia datowana jest n X 1935 (pamiętajmy o wielu niedociągnięciach jakie są w opisach NAC). Ukazuje ona słabą widoczność pozłacanych liter na fotografiach czarno-białych. i jeszcze jedna fotografia również z 1935 i bardzo słabą widocznością liter: Anatolij zamieścił na początku tego tematu fotografię z lipca 1917, kiedy Ostrobramska nie ma nawierzchni kamiennej, a to koresponduję z moim postem o zakończeniu kładzenia kanalizacji w lipcu 1916. Zamiast o nawierzchni ulicy piszemy o Kaplicy Ostrobramskiej :-), no ale przecież staramy się pewne rzeczy ustalić - datowanie itp. Więc mam nadzieję, że wszyscy czytelnicy będą wyrozumiali.

Gedis: Gedis Сообщение №: 672 (стр. 1 этой темы) пишет: Gal čia pavyzdys, kaip savininkai kiekvienas savaip (nevienodai) klojo jau be lentų klojinio šaligatvius: По моему, на снимке, ранее показанном Наташей, сообщение №: 704, виден тротуар, уникально выстланный керамическими плитками?: (Nuotraukos iš Markučių muziejaus puslapio fragmentas) Это тротуар у бывшей гостиницы "Метрополь" и бывшей цукерни.

Olga: ЗдОрово! Я думала, такое бывает только в вестибюлях и на лестничных площадках шикарных домов. А можно мне сюда написать про оградительные столбики? Думаю, они тоже связаны с планировкой и благоустройством улиц, дорог, площадей, отделением проезжей части от пешеходной и пр. На старых фото хорошо видно, что в «бойких» местах защита фонарей от вездесущего гужевого транспорта была необходима. Приведу хорошо известные фото (многие из них были ранее представлены на форуме) без указания источников. А вот более поздний снимок того же собора (обратите внимание на фонарь слева, который в моем представлении выглядит как электрический, а не газовый): Чему служат фигурные столбики в левом углу фото – могу только гадать. Для коновязи, вроде, низковаты, а что именно ограждают или для чего иного предназначены – не понять. Мне не понять .

Olga: Ограждались фонарные столбы, деревья, – все, что требовало защиты от вездесущего гужевого транспорта. Порой столбиками разгораживались целые зоны: Вот здесь хорошо видно, что даже более массивные столбы электрического освещения в некоторых местах нуждались в ограждении. И что оси телег действительно были «выдающимися»:

Olga: А теперь про каменные (колесоотбойные, как их теперь называют) тумбы. Думаю, что если их вынужденно ставили во вех европейских городах, то и в Вильнюсе они должны были где-то сохраниться. Поискала я их на фото межвоенного Вильнюса – в этом случае есть надежда отыскать их в натуре и вот нашла пару снимков с каменными столбиками, вполне подходящими, на мой взгляд, в качестве претендентов на роль защитных тумб. В арке слева: У угла въездного проема справа. Ну, и еще этот, наших дней: В порядке версии.

Gedis: Olga Сообщение №: 2591 пишет: Чему служат фигурные столбики в левом углу фото ... – не понять. Такие же столбики тоже у ратуши видны в открытке 1910 года, но тут яснее видно, что оберегали стволы посаженных деревьев, фрагмент: Низкими столбиками оберегали пеших на тротуарах, были такие на Аушрос варту, фрагмент снимка Захарчика 1865 года: На ул. Аушрос варту от них скоро отказались, на снимках Чеховича их не видим (год 1875), но у ратуши о такой защите вспомнили и их видим в правой части открытки примерно 1935 года:

Olga: Думаю, облик города (то, что мы сейчас называем инфраструктурой) во многом определялся видом транспорта. Гужевой - это тоже транспорт. Причем это ведь были не только пролетки, дрожки, экипажи, в которых ездили господа. Грузы перевозили ломовые извозчики, дрова для отопления, продукты на продажу и проч. - все это в больших количествах доставлялось в город на возах и подводах. И, надо полагать, движение этого транспорта также регламентировалось какими-то правилами, которые для Российскй империи могли быть общими или весьма похожими для крупных городов. А Вильна была третьим по величине городом Российской империи. Извозчики - такси того времени - также обязаны были соблюдать постановления городских властей. Вот, в подтверждение, отрывок из специальных правил для извозчиков, которые были разработаны в 80-х годах XIX века Московской городской думой:При отправлении промысла извозчики всех видов извоза должны быть трезвы, не дозволять себе грубого обращения с седоками и нанимателями и не употреблять непристойных слов. По требованию полиции извозчики обязаны возить: а) поднятых на улице заболевших, ушибленных, находящихся в бесчувственном состоянии и скоропостижно умерших; б) полицейских чиновников, преследующих лиц, укрывающихся от них. Извозчикам запрещается привязывать лошадей к тумбам, фонарным и другим столбам, перилам и решеткам. При езде по улицам… не ездить наперегонки… предупреждать окликом проезжающих и проходящих; уступать дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям… Отсюда. Ездить по городу разрешалось со скоростью не более 10 км в час. А вот это огороженное пространство слева, по-моему, весьма похоже на место для "парковки" лошадей. Антокольский военный госпиталь, фото с сайта vilnaghetto

Gedis: Olga пишет: весьма похоже на место для "парковки" лошадей. Čia buvo Antakalnio turgaus vieta-aikštė.

Olga: Думаю, вопрос о том, как в городе оставить лошадь (верховую или ездовую), должен был быть насущным и как-то решался. Не знаю подобных документов по Вильне, но вот сведения о соседних Троках - на интересующую меня тему. В 1873 г г. настоятель Трокской церкви просит выделить ему два расположенных рядом с церковью земельных участка, принадлежащие вольнонаемному землемеру города Бельска Гродненской губернии К. Струсевичу (бывшему землемеру Трокского уезда), чтобы прибывшим в праздничные дни в город православным было где привязать лошадей. /Перевод с литовского мой./ См.: здесь.На старых фотографиях Вильны полно всяких ограждений, барьеров, столбиков, но чаще всего это именно меры защиты - от тех же дрожек и подвод. Стобики (по виду - деревянные) ставились не только у столбов освещения и зеленых насаждений, но и возле скамеек, предназначенных для отдыха людей. Каменные же столбики (часто стандартные по виду - очевидно, изготовлялись централизованно) у углов домов и подворотен, вопреки тому, что обычно пишут, вряд ли, на мой взгляд, могли служить коновязью: они обычно ставились впритирку к углу. А ничего такого, что однозначно могло быть идентифицировано как коновязь, мне, увы, так и не удалось обнаружить. Вот, к примеру, снимок со стящими лошадьми: Они что - просто стреножены? Или приучены стоять, где поставили? Или все же привязаны к чему-то? Или они под присмотром (если я там не разглядела людей)? В любом случае, было множество мест в городе, где требовалось оставить лошадь - у тех же церквей и костелов, и такая возможность должна была городскими благоустроителями обеспечиваться. Ну, участники форума (мужеска полу прежде всего!), помогите углядеть именно коновязь!

Gedis: Olga пишет: где требовалось оставить лошадь - у тех же церквей и костелов, и такая возможность должна была городскими благоустроителями обеспечиваться. У костёла Петра и Павла было - фрагмент снимка Флери 1900 года: Но в случае храмового праздника все лошади и повозки в отведённом месте не поместились бы и крестьянские лошадки видимо были мирные и умели терпеливо дождаться своих хозяев, будучи привязанными к своим телегам: J.Čechavičius 1877, Vilniaus vaizdo kaita.

Olga: Спасибо, Gedis! Петровскую ярмарку мне доводилось видеть, а снимок Флери с коновязью и площадкой - нет. Кстати, коновязь там практически такая же, как и на снимке с рыночной площадью у Антокольского военного лазарета. От обычного ограждающего барьера коновязь отличалась наличием лишь одной - по самому верху - горизонтальной перекладины. (Во всяком случае, мне так кажется.) А если на каком-нибудь фрагменте снимка из Вашего обширного собрания попадется еще столбик-коновязь, опубликуйте и его, пожалуйста.

Gedis: Olga пишет: если ... попадется еще столбик-коновязь, опубликуйте и его, пожалуйста. Таких не помню, попадётся - непременно выполню ваше пожелание. Olga пишет: От обычного ограждающего барьера коновязь отличалась наличием лишь одной - по самому верху - горизонтальной перекладиныДля "парковки" скота нужно было более крепкое сооружение и с прикреплёнными кольцами, видно на снимке площади при скотобойне: epaveldas

Olga: Спасибо, Gedis! Знаю, что на Вас можно положиться! Да, на скотобойне и коновязь "промышленная". Кстати, именно от этих снимков понарской скотобойни я и отталкивалась в своих неотвязных-коновязных поисках, которые начала еще в теме Вильнюсский университет: Olga пишет: ...классическая коновязь в сельской местности предназначалась для многих лошадей и выглядела, разумеется, иначе - чаще всего как горизонтальная перекладина на ... столбах, нередко с кольцами для продевания повода. В большом городе эту проблему решали по-своему. Я вполне согласна с тем, что коновязь одновременно могла служить и оградительным барьером, отделяя место скопления лошадей, но предполагаю, что по внешнему виду все же должна была чем-то выделяться из собственно ограждений. Как иначе извозчик распознал бы, к чему можно привязывать лошадь, а к чему - нет? Это только я (сдуру!) могла вначале предположить, что привязывать лошадь можно было к чему угодно. Теперь убеждена: и это регламентировалось в крупном городе. Думаю, и коновязные столбики, у которых тоже есть свои функциональные приметы, отыщутся.

Olga: Вот еще кусочек "островного" тротуара: Отсюда. Восточная сторона улицы Вокечю и часть еврейского квартала после сноса зданий в 1949 г.

Gedis: Это тот самый островок, который виден на довоенном снимке, показанный в моем сообщении на первой странице данной темы - Сообщение №: 671, отправлено: 25.11.12. Оригинал, с которого я сканировал, из моей собственной коллекции.

Olga: Я бы рискнула предположить, что мужчины в тулупах - городовые. Хотя те являлись низшими чинами полиции, а у запечатленных на снимке - ни знаков отличия, ни оружия при них. Правда, на голове нечто наподобие шлема. Кто же они? Дорожные рабочие? Пожарные? Но уж больно важные... А что у них в руках? Знаки для остановки / регулирования дорожного движения? Никогда прежде не встречала ничего подобного. Фото отсюда.

карлсон: Olga пишет:мужчины в тулупах - городовые. Уже война, скорее немецкая жандармерия или что-то наподобие.

Olga: Мысль, конечно, интересная... Но, по мне, жандармерия - это тоже полиция, только военная. А где тут знаки отличия (даже роды войск указывались), где оружие? Хороша открытка военного времени. В любом случае - любопытная картинка.

Olga: Gedis (см. выше) пишет: ... в случае храмового праздника все лошади и повозки в отведённом месте не поместились бы... А вот и соответствующая иллюстрация. Скорее, это просто воскресный день, а не праздник, но вся "парковка для конного транспорта" действительно заполнена: Фото отсюда.

Olga: Фото отсюда. А вот коновязи (они же барьеры, в центре) на рынке. Начало XX в.

Gedis: Olga пишет: на рынке. Начало XX в. В верху этого снимка видим светильник с лампой (кронштейн уцелевший, см. в streetview). На открытке 1903 года (Vilniaus vaizdo kaita) и в фотографии Флери конца 19 века светильника ещё не было, фрагмент (видны и барьеры-коновязи): (Stanislaw Filibert Fleury fotografijos, Lietuvos nacionalinis muziejus, 2007, il. 96) В 1947 году не хватало только самой лампы, фрагмент: По моему, в этом месте годился бы воссозданный светильник, использовав сохранившийся кронштейн.

Gedis: Olga пишет: мужчины в тулупах ... А что у них в руках? Знаки для остановки / регулирования дорожного движения? Похожие знаки держат в руках и мужчины в тулупах на проспекте Гедимина: Vilniaus vaizdo kaita

Olga: Похоже, что здесь этих "жандармов" аж трое (если не больше: см. фигуру в тулупе слева у забора). И одеты они явно для работы на улице. На шлемах здесь можно разглядеть кокарды, но знак у того, что слева, - другой. Наверное, это какой-то стоп-знак. Может, это нечто вроде блокпоста? Возможно, они досматривают (по военному времени) проезжающий гужевой и иной транспорт? На предшествующем снимке, по-моему, велись какие-то дорожные работы, которые могли вызвать необходимость в регулировании проезда, но здесь ничего подобного нет. Быть может, какой-нибудь важный военный объект неподалеку находился? Там был угол Доминиканской и Виленской, здесь - Георгиевского проспекта и той же Виленской.

карлсон: Время военное, по городу могли передвигаться воинские части, военный транспорт и тп. Скорее всего, что эти регулировщики и были предназначены, чтобы останавливать на перекрестках прочий транспорт, при приближении военного.

Olga: А зачем их столько в одном месте?

карлсон: Со стороны каждой улицы. Такая минисхемка.

vingis: карлсон пишет: Время военное А там на открытке вверху написано "война на востоке"?

карлсон: Да.

карлсон: Несколько дней назад закрыта на реконструкцию улица Швянтаргё.

Olga: Фото Юрия Абрамочкина, 01.06.1970 Вот так был вымощен проспект Гедимино. Это вам не современная китайская дешевка, которая дорогонько обходится!

Gedis: Ещё один "островок" - здесь явно для подъезда к самому входу: J.Bulhak Vilnius 2 tomas LNM 2012. 373 il., 1938

Olga: Неужели это действительно 1938 г.? Очень уж современно, мне кажется, все выглядит: и облицовка дома, и стильный изгиб козырька над входом, и оконные рамы без переплетов, и решетки над подвальными окнами, а в них - нечто вроде стеклоблоков... Или 1938 - это не дата? Очень уж похоже на реалии наших дней.

карлсон: Явно к нашему времени тротуар сильно подняли. И решетки не так сильно сейчас видны и одна ступенька только у дверей. paveldas.vilnius.lt

Olga: Ну, надо же! Так это здание бывшей Первой советской поликлиники, ныне Лукишкский филиал поликлиники Центро! И не узнала , и не подозревала, что здание до Второй мировой могло так выглядеть! Гораздо современнее, чем теперь... Не просто новее, а именно современнее! Спасибо, буду знать .

Gedis: У подножья дворца Тускуленай проходит бывшая дорога в Веркяй, теперь любимая тропа для прогулок, езды на велосипедах - популярное общественное пространство. Заглянув сюда, удивил забор через дорогу: Оказывается, это не какой нибудь наглый собственник, сумевший приватизировать участок дороги, а государственное учреждение: Где это см. в Bing.com А так дорога выглядела в начале 20 века:

Gedis: А тут видим в 1960 году археологами обнародован бутерброд булыжником настланных дорог. Самый древний - с осевой линией из подобранных камней: Vilniaus Žemutinės pilies (Šv. Onos ir Šv. Barboros bažnyčios) 1960 m. pietvakarinės perkasos PV sienelės pjūvis. Tautavičius, Adolfas. Europeana.eu.

Gedis: Оказывается, улицы T.Vrublevskio и Arsenalo были выложены гранитной брусчаткой всего лишь в 1949. Булыжное покрытие видно на снимке Булгака 1944 г. (см.в Vilniaus vaizdo kaita), оно же и бордюр из гранитных плит видны на снимке военного времени: Тот же бордюр и кладку улицы уже брусчаткой видим на снимке 1949 года: А здесь видим разбираемое булыжное покрытие ул. Arsenalo тоже в 1949:

Gedis: Olga пишет: здание до Второй мировой могло так выглядеть! Гораздо современнее, чем теперь... Не просто новее, а именно современнее! Ещё вид здания, тогда бывшего и новым и современным: J.Bulhak Vilnius 2 tomas LNM 2012. 371 il., 1938. На этом снимке меня заинтересовала система подвески светильника над проспектом - передвигаемый на шкивах светильник, видимо, чтобы можно было бы подтянуть к столбу для замены лампы, фрагменты:

Gedis: Olga пишет: и не подозревала, что здание до Второй мировой могло так выглядеть! Гораздо современнее Даже в Советском Союзе (например, в Санкт-Петербурге) сталинская архитектура проигрывает в своей привлекательности до этого развивавшимся до середины 1930-х стилям рационализма и конструктивизма, отличающиеся своей современностью в сравнении с более поздними строениями тоталитарного стиля. А до войны в Вильнюсе и в много строившемся Каунасе архитектура развивалась без диктата вождей, и в окружении послевоенных построек действительно выделяются своим качеством архитектуры и постройки. К примеру, и здания того времени банков на проспекте Gedimino Nr. 12, 14, и жилые дома в Žvėrynas или на улице Akmenų: J.Bulhak Vilnius 2 tomas LNM 2012, il. 112-113, 1942. В доме верхнего снимка после войны была резиденция Ю.Палецкиса, теперь - посольство США. Видно до наших дней уцелевшее покрытие улицы из бетонных плиток, ср. в streetview.

Gedis: Gedis (сообщение №: 687,16.12.12)пишет: Pylimo g. grindžiama jau buvo 1938m. 1939-1941 metų VIlniaus spaudoje minima šios gatvės grindimo tęsimas. Kurios atkarpos buvo grindžiamos, pagal užuominas spaudoje nebuvo galima suprasti. Matyt, Jogailos/ Islandijos/ Pylimo/ Pamėnkalnio gatvių sankryža iki okupuojant vokiečiams taip ir nebuvo išgrįsta - J.Bulhako 1941-1943 metų nuotraukoje (J.Bulhak/ Vilnius/ 2 tomas/ LNM, 2012, il. 117) matome pradėtus darbus ir suvežtas medžiagas: Pokarinėje nuotraukoje matome panašų vaizdą, bet ar tai perklojamas grindinys, ar užbaigiami karo metais užstrigę darbai, atsakymo neturiu: (Vilnius, Valstybinė politinės ir mokslinės literatūros leidykla, Vilnius, 1960, il. 50, rodoma Vilniaus vaizdo kaitoje)

Gedis: Давно удивлял факт, что булыжное покрытие у ратушной площади было ещё в 1955 - в том году его залили асфальтом (см.тут): в улицах Вокечю и Пилиес в 1939 уже была брусчатка. В фотографии J.Bulhaka времён 2-ой мировой войны видим, что с брусчаткой были оставлены короткие промежутки по обеим сторонам площади: J.Bulhak Vilnius 1 knyga LNM 2012, 296 il.

Gedis: Gedis пишет: J.Bulhak Vilnius 1 knyga LNM 2012, 296 il. Здесь видим тоже опускаемый светильник, фрагмент:

Gedis: Для более полного представления реализованной в военное время планировки ратушной площади представляю снимок площади с противоположной стороны: Здесь лучше чем на других снимках видим декор не уцелевшего дома Didžioji 21: J.Bulhak Vilnius 1 knyga LNM 2012, 295 il.

Gedis: Gedis Сообщение №: 820 пишет:J.Bulhak Vilnius 2 tomas LNM 2012, il. 112-113, 1942 На нижнем показанном снимке 1942 года видим на оси улицы Akmenų вдали костёл Šv. apaštalų Pilypo ir Jokūbo - "каждая дорога ведёт в храм". В планах 1935 и 1940 года видим, что улица Akmenų планировалась стать продолжением улицы Vasario 16-osios: Тупик оказался удобным местом жительства верхушке немецких окупантов, номенклатуре советской власти, закрытая уличка удобна и теперь там обосновавшемуся посольству США - старые логичные намерения не были реализованы. На снимке 1934 года на оси ул. Vasario 16-osios видим дом Akmenų 6 - теперяшнее посольство США.

Vidut: Наносят новую разметку...

Vidut: Вот такая новая разметка в городе...

Vidut: Вот так выглядит улица после реконструкции...

Еленира: Для сравнения фото 2011 г.

Vidut: Деревья вырубили...

Vidut: Вот такие знаки появились на улице Швитригайлос от перекрёстка с Кауно до Басанавичяус. Установлены они перед перекрёстками Швитригайлос - Наугардуко, Швитригайлос - Т.Шевченко, Швитригайлос - Вивульскё. И, причём, с обеих сторон.

Анатолий: Если я правильно понял, с ул. Швитригайлос поворачивать к Максиме надо теперь так:

Gedis: Manau, kad papildomai degindami benziną automobilistai didins spūstis, priversti sukiotis perpildytose gatvėse ratais, vietoj to, kad trumpiausiu keliu išvažiuotų ir užleistų gatvių plotą kitiems.

Gedis: Не удалось найти ни одного снимка, запечатлевшего кладку брусчатки проспекта Гедиминаса перед войной - на одних снимках ещё булыжник, в других - уже брусчатка. Но на одном снимке видим, что сквер в начале проспекта использовался для склада материала кладки: Похоже, сложен был материал и на Кафедральной площади, снимок в газете 1940-05-11: Реконструкция кафедральной площади не была закончена до оккупации немцами - лето 1941: Широкомасштабное благоустройство улиц и площадей, начатое незадолго до начала войны, во время событий 1939 - 1941 замедлилось и было закончено во время немецкой окупации.

Gedis: В 1942 году Я.Булгак запечатлел уже благоустроенные площади . Кафедральную: J.Bulhak Vilnius 2 knyga LNM 2012, 587 il.

Gedis: S.Daukanto: J.Bulhak Vilnius 2 knyga LNM 2012, 339 il. Улица Liejyklos у площади выложена бетонными брусками, такими же были выстланы улицы A.Smetonos, Akmenų. Это покрытие служит до сих пор, ещё не было Шрюбенaсов. Булгаком запечатленная реконструированная площадь у Ратуши показана мною в сообщениях 30.05.13 этой же темы.

Gedis: V. Kudirkos: J.Bulhak Vilnius 2 knyga LNM 2012, 363 il. и в Vilniaus vaizdo kaita.

Vidut: В Питере есть улица разбитых фонарей. А в нашем городе - наклонённых столбов. К чему бы это?

карлсон: В скором времени улица Муйтинес перестанет быть тупиковой.

Gedis: История и технология улучшения покрытия улиц в Вильнюсе до 1940 года описана в журнале "Savivaldybė", 1940 Nr.5, стр. 154-156. Асфальт использован в 1929 году в фрагменте пр. Гедиминаса у площади Лукишкю и Аушрос варту у каплицы. Для каменной брусчатки использовали местный камень и привезённый из Волыни гранит и базальт. Обтёсывание сначала организовал муниципалитет, позже скупали обтёсанные у каменотёсов и крестьян. Брусками местного камня были выстланы улицы Траку, Доминикону, частично Пилимо, Аушрос варту и Базилиёну. Большими брусками камня, привезённого из Волыни, были выстланы пр. Гедиминаса, часть Пилимо, часть Басанавичяус, Стотес и Соду. Маленькими брусками в форме полукругов были выстланы часть Басанавичяус, Вилняус и Исландиёс. Плитки клинкера использовались двух видов - желтоватый и красный. Не оправдавшимся был желтоватый клинкер, им были выстланы улицы Пилес и Диджёйи. Красным клинкером к тому времени были покрыты улицы Университето, Скапо и Швянто Йоно. Бетонными плитками были выстланы улицы Чюрлёнё, Палангос, Клайпедос и ярмарочная площадь (targi) в конце ул. Вивульскё. Visas straipsnis čia

Klaus: Ostra Brama. Wilno, 16. VII. 1937 r. Фото: smok.hostil.pl

Анатолий: Wilno. Kwartalnik poświęcony sprawom miasta Wilna 1939: В 1938 г. улучшено покрытие дорог в Вильнюсе. На 8-ми улицах уложена брусчатка, 15 улиц покрыты булыжником. Ул. Завальна (Пилимо)

Анатолий: Wanderer в теме Автобусы в Вильнюсе дал ссылку на статью о первых бензоколонках в городе: lzinios.lt Я посчитал эту статью интересной для участников нашего форума. Предлагаю краткий перевод статьи Ричардаса Жучкуса Первые бензоколонки в Вильнюсе В 1921 г. в Вильнюсе было только 12 автомобилей. До 1 января 1925 г. в Вильнюсе зарегистрированы 65 легковых автомобилей; 88 грузовиков, среди них и несколько автобусов; и 7 мотоциклов. Бензин водители могли покупать в небольших емкостях - канистрах - в магазинах и на складах, торгующих керосином и нефтепродуктами. В конце 1924 г. по улицам начали ездить маршрутные автобусы, которые стали одним из основных потребителей бензина в городе. Поэтому компании, торгующие нефтепродуктами, уже весной 1925 года стали обращаться в магистрат за разрешениями на строительство бензоколонок. В одном из документов от 23 сентября 1925 г. указывается, что в этом году составлены договора на аренду четырех участков земли под строительство бензоколонок: 1. С компанией "Nobel" - на площади Ожешко (ныне В.Кудиркос); 2. С компанией "Oleum" - у Кафедральной площади; 3. С компанией "Karpaty" - у железнодорожного вокзала; 4. С компанией "Mazut" - у Ратуши. Со строительными фирмами были заключены договора, в которых довольно подробно оговаривались требования на строительство бензоколонок. Так, например, резервуар с топливом должен был находиться под землей, его заполнять можно было только с 5 до 7 часов утром и с 22 до 24 часов вечером, и только через шланг - при заполнении резервуара из бочки было запрещено удалить ее с платформы (повозки или кузова грузовика). Колонка должна была всю ночь освещаться электрической лампой. 10 ноября 1925 г. специальная комиссия магистрата после проверки топливного резервуара и насоса выдала разрешение компании "Oleum" с 16 ноября начать эксплуатацию безоколонки на Кафедральной площади. Таким образом, первая бензоколонка в Вильнюсе начала действовать 16 ноября 1925 г. На снимке Я.Булгака - Кафедральная площадь, которая в 1938 г. реконструируется. Видна первая вильнюсская бензоколонка, около нее остановился мотоцикл. Фотография Литовского национального музея. Интересно, как выглядели бензоколонки не только в Вильнюсе, но и в других европейских городах. Они стояли прямо на проезжей части, у тротуара, не было никаких специальных ограждений или специально выделенной площадки. Высота колонки была 2-2, 5 м. Клиентов обслуживал работник, который в любое время находился рядом с колонкой и которому даже некуда было спрятаться от ветра, дождя или снега. Бензоколонка работала достаточно просто. В верхней ее части находился стеклянный резервуар, в который при помощи ручного насоса поступал бензин из подземного резервуара. Стеклянная емкость имела градации. Накачав нужное количество топлива, работник, обслуживающий колонку, открывал кран, и из высоко стоящей стеклянной емкости бензин выливался по толстому шлангу в топливный бак автомобиля. 29 августа 1925 г. польско-голландское акционерное общество торговли нефтью "Mazut" представило в магистрат запрос о разрешении на строительство автозаправочных станций в трех районах города: 1. На ул. Диджёйи) а) у сквера на Ратушной площади; б) у Пятницкий церкви со стороны ул. Бокшто. 2. На Кафедральной площади: а) на перекрестке улиц Т. Врублевскё и Арсенало; б) перед "Strzelnica" (это место не установлено); в) перед ул. Б.Радвилайтес. 3. На пересечении пл. Кудиркос и пр. Гедимино. Как свидетельствуют архивные документы, бензоколонки на Ратушной и Кафедральной площадях по разным причинам построены не были. Общество "Nobel" в конце 1926 г. построило колонки на пересечении улиц Врублевскё и Тилто возле остановки автобусов, едущих на Антакальнис, и на пересечении пл. Кудиркос и пр. Гедимино. По решению городского магистрата в 1927 году было определено, что бензоколонки должны работать круглосуточно. Известно, что в 1928 г. колонки были на перекрестке улиц Сoду и Гележинкелё. Если смотреть от ул. Соду - по левой стороне была колонка общества "Galicja", а по правой - колонка общества "Prodnaft". Основными потребителями бензина были автобусы, поэтому компании старались строить колонки на их конечных остановках - около вокзала, на Жверинасе, Антакальнисе, на Кафедральной площади. Так, в 1930 г. колонка была построена на Жверинасе - на пересечении улиц Селю и Сакало (общество "Karpaty"). В городе и Виленском воеводстве в 1930 г. уже ездило более 200-х автобусов и 150-ти автомобилей такси. Бензоколонки начали строить в разных оживленных местах города: на ул. Пилимо возле базара "Подгале" и на пересечении улиц Вильняус и Й.Лелевеля (их построило общество "Gazoline"). lzinios.lt

Анатолий: На пересечении улиц Буйвидишкю и Дукштос оборудуют светофоры. Как вы думаете, сколько светофоров нужно поставить, чтобы регулировать движение на довольно среднем перекрестке в городе? Вы удивитесь - 26!

Анатолий: Вот они, все 26 светофоров. За перекрестком виден строящийся магазин LIDL.

карлсон: Было время, когда каждому обещали по квартире. Сейчас приближается время, когда каждому будет по светофору.

Vidut: Фото из книги "Vilniaus dabartis ir rytdiena" A. Motulas. "Mintis" Vilnius 1980

Walles: Mój głos w sprawie nawierzchni niektórych wileńskich ulic, zrealizowałem w formie artykułu, który opublikowała Wilnoteka http://www.wilnoteka.lt/pl/artykul/wilno-pod-stopami

Gedis: Walles пишет: Mój głos w sprawie nawierzchni niektórych wileńskich ulic, zrealizowałem w formie artykułu, który opublikowała Wilnoteka http://www.wilnoteka.lt/pl/artykul/wilno-pod-stopami В указанной статье Walles говорит, что в 1938/1939 "zaczęto narzekać na niską trwałość pierwszego izbickiego klinkieru z 1932 roku". Но ещё в 1941 в немецкой кинохронике на улице Пилиес видим плитки в форме ёлочки, видимо ещё был не оправдавшийся желтоватый клинкер, фрагмент кадра:

Gedis: Регулировщик движения в 1934 году на специальной площадке, перекрёсток Gedimino pr./Vasario 16-os g.: Фотограф Poll, Willem van de, gahetna.nl.

SerBari: Gedis пишет:в 1934 году на специальной площадке, перекрёсток Gedimino pr./Vasario 16-os g.По поводу названий улиц у меня какие-то смутные сомнения... Именно на этом перекрёстке в начале 60-х годов меня остановила пожилая супружеская пара, которая с непонятным акцентом спрашивала, где находится ресторан "Жорж".

Анатолий: Островок безопасности на ул. Басанавичяус (1953 г.), о котором мы писали на первой страницы этой темы. Ссылка

наташа: Улица Шермукшню сегодня... Вместо деревьев, брёвнышки и пенёчки.

Vidut: Была улица Паневежё, стала Пабарес. Отрезок улицы Паневежё от улицы Каминкелё, в сторону улицы Жирню, через поля переименовали.

Vidut: наташа пишет:вместо деревьев, брёвнышки и пенёчки.На вильнюсской улице Шермукшню вырубили все деревья. Ссылка

карлсон: На реконструируемой улице Жвяю (Рыбацкой) высаживают липки. Так же будут оборудованы велодорожка и места для стоянки авто, из-за чего улица (точнее, проезжая часть) станет немного уже.

карлсон:

Vidut: Была Kaminkelio, стала Jotvingiu.

Vidut: наташа пишет:вместо деревьев, брёвнышки и пенёчки.Прошло полгода. Появились деревца!

карлсон: Улица Шярмукшню после реконструкции.

карлсон: Улица Университето на реконструкции.

карлсон: Как будет выглядеть обновленная улица Вокечю. http://www.delfi.lt/fotogalerijos/kaip-atrodys-atnaujinta-vokieciu-gatve.d?id=190608#!dgs=dgslt-190608:6119646

Vidut: Скорее всего грядут изменения в этом месте.

Vidut: Новый знак в городе.

карлсон: Заметил, что в этом году в некоторых местах на улицах появились новые ограждения.

Wanderer: Turiu klausimą: gal kas žino, kada Vilniuje pesciuju perejos pradetos zymeti baltom juostom (taip vadinamu zebru)?

карлсон: С середины 1960-х [источник не указан 124 дня] «зебра» появилась в СССР, когда в стране было введено сразу несколько новых графических символов дорожной разметки на асфальте. Вики

Wanderer: Gal galite nurodyti informacijos saltini, kad toks zymejimas pereju pasirode 1960-uju viduryje?

карлсон: Точного ничего не нашел, может его и не сохранилось. Только упоминание в нескольких местах, что такая разметка появилась примерно в середине 60-ых.



полная версия страницы