Форум » Инфраструктура » Улицы, дороги и другие общественные пространства города (Планировка и изменения в разные времена) » Ответить

Улицы, дороги и другие общественные пространства города (Планировка и изменения в разные времена)

Анатолий: В этой теме речь идет об общественных пространствах, об их планировке и изменениях в разные времена: об улично-дорожной сети, площадях и скверах, пешеходных зонах и остановках, о развязках и переходах.

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Gedis: Gedis Сообщение №: 672 (стр. 1 этой темы) пишет: Gal čia pavyzdys, kaip savininkai kiekvienas savaip (nevienodai) klojo jau be lentų klojinio šaligatvius: По моему, на снимке, ранее показанном Наташей, сообщение №: 704, виден тротуар, уникально выстланный керамическими плитками?: (Nuotraukos iš Markučių muziejaus puslapio fragmentas) Это тротуар у бывшей гостиницы "Метрополь" и бывшей цукерни.

Olga: ЗдОрово! Я думала, такое бывает только в вестибюлях и на лестничных площадках шикарных домов. А можно мне сюда написать про оградительные столбики? Думаю, они тоже связаны с планировкой и благоустройством улиц, дорог, площадей, отделением проезжей части от пешеходной и пр. На старых фото хорошо видно, что в «бойких» местах защита фонарей от вездесущего гужевого транспорта была необходима. Приведу хорошо известные фото (многие из них были ранее представлены на форуме) без указания источников. А вот более поздний снимок того же собора (обратите внимание на фонарь слева, который в моем представлении выглядит как электрический, а не газовый): Чему служат фигурные столбики в левом углу фото – могу только гадать. Для коновязи, вроде, низковаты, а что именно ограждают или для чего иного предназначены – не понять. Мне не понять .

Olga: Ограждались фонарные столбы, деревья, – все, что требовало защиты от вездесущего гужевого транспорта. Порой столбиками разгораживались целые зоны: Вот здесь хорошо видно, что даже более массивные столбы электрического освещения в некоторых местах нуждались в ограждении. И что оси телег действительно были «выдающимися»:


Olga: А теперь про каменные (колесоотбойные, как их теперь называют) тумбы. Думаю, что если их вынужденно ставили во вех европейских городах, то и в Вильнюсе они должны были где-то сохраниться. Поискала я их на фото межвоенного Вильнюса – в этом случае есть надежда отыскать их в натуре и вот нашла пару снимков с каменными столбиками, вполне подходящими, на мой взгляд, в качестве претендентов на роль защитных тумб. В арке слева: У угла въездного проема справа. Ну, и еще этот, наших дней: В порядке версии.

Gedis: Olga Сообщение №: 2591 пишет: Чему служат фигурные столбики в левом углу фото ... – не понять. Такие же столбики тоже у ратуши видны в открытке 1910 года, но тут яснее видно, что оберегали стволы посаженных деревьев, фрагмент: Низкими столбиками оберегали пеших на тротуарах, были такие на Аушрос варту, фрагмент снимка Захарчика 1865 года: На ул. Аушрос варту от них скоро отказались, на снимках Чеховича их не видим (год 1875), но у ратуши о такой защите вспомнили и их видим в правой части открытки примерно 1935 года:

Olga: Думаю, облик города (то, что мы сейчас называем инфраструктурой) во многом определялся видом транспорта. Гужевой - это тоже транспорт. Причем это ведь были не только пролетки, дрожки, экипажи, в которых ездили господа. Грузы перевозили ломовые извозчики, дрова для отопления, продукты на продажу и проч. - все это в больших количествах доставлялось в город на возах и подводах. И, надо полагать, движение этого транспорта также регламентировалось какими-то правилами, которые для Российскй империи могли быть общими или весьма похожими для крупных городов. А Вильна была третьим по величине городом Российской империи. Извозчики - такси того времени - также обязаны были соблюдать постановления городских властей. Вот, в подтверждение, отрывок из специальных правил для извозчиков, которые были разработаны в 80-х годах XIX века Московской городской думой:При отправлении промысла извозчики всех видов извоза должны быть трезвы, не дозволять себе грубого обращения с седоками и нанимателями и не употреблять непристойных слов. По требованию полиции извозчики обязаны возить: а) поднятых на улице заболевших, ушибленных, находящихся в бесчувственном состоянии и скоропостижно умерших; б) полицейских чиновников, преследующих лиц, укрывающихся от них. Извозчикам запрещается привязывать лошадей к тумбам, фонарным и другим столбам, перилам и решеткам. При езде по улицам… не ездить наперегонки… предупреждать окликом проезжающих и проходящих; уступать дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям… Отсюда. Ездить по городу разрешалось со скоростью не более 10 км в час. А вот это огороженное пространство слева, по-моему, весьма похоже на место для "парковки" лошадей. Антокольский военный госпиталь, фото с сайта vilnaghetto

Gedis: Olga пишет: весьма похоже на место для "парковки" лошадей. Čia buvo Antakalnio turgaus vieta-aikštė.

Olga: Думаю, вопрос о том, как в городе оставить лошадь (верховую или ездовую), должен был быть насущным и как-то решался. Не знаю подобных документов по Вильне, но вот сведения о соседних Троках - на интересующую меня тему. В 1873 г г. настоятель Трокской церкви просит выделить ему два расположенных рядом с церковью земельных участка, принадлежащие вольнонаемному землемеру города Бельска Гродненской губернии К. Струсевичу (бывшему землемеру Трокского уезда), чтобы прибывшим в праздничные дни в город православным было где привязать лошадей. /Перевод с литовского мой./ См.: здесь.На старых фотографиях Вильны полно всяких ограждений, барьеров, столбиков, но чаще всего это именно меры защиты - от тех же дрожек и подвод. Стобики (по виду - деревянные) ставились не только у столбов освещения и зеленых насаждений, но и возле скамеек, предназначенных для отдыха людей. Каменные же столбики (часто стандартные по виду - очевидно, изготовлялись централизованно) у углов домов и подворотен, вопреки тому, что обычно пишут, вряд ли, на мой взгляд, могли служить коновязью: они обычно ставились впритирку к углу. А ничего такого, что однозначно могло быть идентифицировано как коновязь, мне, увы, так и не удалось обнаружить. Вот, к примеру, снимок со стящими лошадьми: Они что - просто стреножены? Или приучены стоять, где поставили? Или все же привязаны к чему-то? Или они под присмотром (если я там не разглядела людей)? В любом случае, было множество мест в городе, где требовалось оставить лошадь - у тех же церквей и костелов, и такая возможность должна была городскими благоустроителями обеспечиваться. Ну, участники форума (мужеска полу прежде всего!), помогите углядеть именно коновязь!

Gedis: Olga пишет: где требовалось оставить лошадь - у тех же церквей и костелов, и такая возможность должна была городскими благоустроителями обеспечиваться. У костёла Петра и Павла было - фрагмент снимка Флери 1900 года: Но в случае храмового праздника все лошади и повозки в отведённом месте не поместились бы и крестьянские лошадки видимо были мирные и умели терпеливо дождаться своих хозяев, будучи привязанными к своим телегам: J.Čechavičius 1877, Vilniaus vaizdo kaita.

Olga: Спасибо, Gedis! Петровскую ярмарку мне доводилось видеть, а снимок Флери с коновязью и площадкой - нет. Кстати, коновязь там практически такая же, как и на снимке с рыночной площадью у Антокольского военного лазарета. От обычного ограждающего барьера коновязь отличалась наличием лишь одной - по самому верху - горизонтальной перекладины. (Во всяком случае, мне так кажется.) А если на каком-нибудь фрагменте снимка из Вашего обширного собрания попадется еще столбик-коновязь, опубликуйте и его, пожалуйста.

Gedis: Olga пишет: если ... попадется еще столбик-коновязь, опубликуйте и его, пожалуйста. Таких не помню, попадётся - непременно выполню ваше пожелание. Olga пишет: От обычного ограждающего барьера коновязь отличалась наличием лишь одной - по самому верху - горизонтальной перекладиныДля "парковки" скота нужно было более крепкое сооружение и с прикреплёнными кольцами, видно на снимке площади при скотобойне: epaveldas

Olga: Спасибо, Gedis! Знаю, что на Вас можно положиться! Да, на скотобойне и коновязь "промышленная". Кстати, именно от этих снимков понарской скотобойни я и отталкивалась в своих неотвязных-коновязных поисках, которые начала еще в теме Вильнюсский университет: Olga пишет: ...классическая коновязь в сельской местности предназначалась для многих лошадей и выглядела, разумеется, иначе - чаще всего как горизонтальная перекладина на ... столбах, нередко с кольцами для продевания повода. В большом городе эту проблему решали по-своему. Я вполне согласна с тем, что коновязь одновременно могла служить и оградительным барьером, отделяя место скопления лошадей, но предполагаю, что по внешнему виду все же должна была чем-то выделяться из собственно ограждений. Как иначе извозчик распознал бы, к чему можно привязывать лошадь, а к чему - нет? Это только я (сдуру!) могла вначале предположить, что привязывать лошадь можно было к чему угодно. Теперь убеждена: и это регламентировалось в крупном городе. Думаю, и коновязные столбики, у которых тоже есть свои функциональные приметы, отыщутся.

Olga: Вот еще кусочек "островного" тротуара: Отсюда. Восточная сторона улицы Вокечю и часть еврейского квартала после сноса зданий в 1949 г.

Gedis: Это тот самый островок, который виден на довоенном снимке, показанный в моем сообщении на первой странице данной темы - Сообщение №: 671, отправлено: 25.11.12. Оригинал, с которого я сканировал, из моей собственной коллекции.

Olga: Я бы рискнула предположить, что мужчины в тулупах - городовые. Хотя те являлись низшими чинами полиции, а у запечатленных на снимке - ни знаков отличия, ни оружия при них. Правда, на голове нечто наподобие шлема. Кто же они? Дорожные рабочие? Пожарные? Но уж больно важные... А что у них в руках? Знаки для остановки / регулирования дорожного движения? Никогда прежде не встречала ничего подобного. Фото отсюда.

карлсон: Olga пишет:мужчины в тулупах - городовые. Уже война, скорее немецкая жандармерия или что-то наподобие.

Olga: Мысль, конечно, интересная... Но, по мне, жандармерия - это тоже полиция, только военная. А где тут знаки отличия (даже роды войск указывались), где оружие? Хороша открытка военного времени. В любом случае - любопытная картинка.

Olga: Gedis (см. выше) пишет: ... в случае храмового праздника все лошади и повозки в отведённом месте не поместились бы... А вот и соответствующая иллюстрация. Скорее, это просто воскресный день, а не праздник, но вся "парковка для конного транспорта" действительно заполнена: Фото отсюда.

Olga: Фото отсюда. А вот коновязи (они же барьеры, в центре) на рынке. Начало XX в.

Gedis: Olga пишет: на рынке. Начало XX в. В верху этого снимка видим светильник с лампой (кронштейн уцелевший, см. в streetview). На открытке 1903 года (Vilniaus vaizdo kaita) и в фотографии Флери конца 19 века светильника ещё не было, фрагмент (видны и барьеры-коновязи): (Stanislaw Filibert Fleury fotografijos, Lietuvos nacionalinis muziejus, 2007, il. 96) В 1947 году не хватало только самой лампы, фрагмент: По моему, в этом месте годился бы воссозданный светильник, использовав сохранившийся кронштейн.



полная версия страницы