Форум » Город нашими глазами » Балтупяй » Ответить

Балтупяй

~ExPrompt~: Балтупяй Интерактивная карта. Районы города Искал в Сети информацию о микрорайоне, но ничего толком не нашёл. Было бы интересно узнать что-нибудь о периоде строительства Балтупяй (хотя бы, в какие годы оно велось), фамилии архитекторов и т.д. (особенно о студенческом городке), а также о составе населения и количестве учреждений соцкультбыта.

Ответов - 55, стр: 1 2 All

vineja: ~ExPrompt~ Заселять район Балтупяй начали в 1978 году. Главный архитектор проекта Н. Хломаускене. Планировалось, что состоять он будет из трех микрорайонов, соединенных улицей Дидлауке. В 70-80-х годах в Балтупяй построен и городок средних специальных школ. Были построены институт усовершенствования специалистов народного хозяйства, Вильнюсская медицинская школа, торговый техникум (там сейчас располагаются некоторые факультеты Виленской коллегии), институт усовершенствования учителей, общежития.

~ExPrompt~: vineja, спасибо за информацию!

карлсон: Вид из студенческого городка. Микрорайон Ерузале.


Brachka: Когда-то, ещё до застройки района, здесь протекала скромная речушка Балтупис.

Brachka: При обустраивании территории здесь сделали запруду и жители района получили хорошее место отдыха с водоёмом и пляжем.

Vilnetis: В этом водоеме моют машины живущие на берегу владельцы машин не все, конечно.

Brachka: Vilnetis, ну не знаю, воду конечно берут отсюда - бесплатная всё-таки, и при мытье часть её, возможно, попадает в водоём, но загнать машину в воду тут нереально - берега не те. А вот водосброс (или как его лучше назвать?), отсюда речка течёт к Кальварии, в связи с чем ей (речке) дали второе имя - Кедрон. Дома в районе доминируют двух типов: либо из красного кирпича, либо блочные. Видно, для поддержания стиля, блочные дома тоже акцентированы красными тонами.

edziunia: Название Baltupiai, вернее, Baltupis, известно с начала XIV века. В том месте, где сейчас течёт Цедрон (Кедрон, область Калварий), местные жители одержали победу над крестоносцами

ALDU: Brachka, поправочка. Эти дома - крупнопанельные. Блочных я в Вильнюсе как-то не видел...

карлсон: Для информации Блочный дом - этот тип домов очень часто путают с панельными домами. Оно и не удивительно, так как и в том и в другом случае ограждающие стены выполнены из легких бетонов, но, в панельном домостроении размер стены - это размер панели (с соответствующим армированием), а в блочном варианте стена складывается из нескольких элементов - мелких блоков. http://www.bn.ru/sprav_dom.phtml?a=tabl&ID_spr=17

ALDU: Хоть и оффтопик в данной теме, но всё сводится к элементарной геомертии. Панель - тело, два измерения которого (в трёхмерной координате систем) на порядок или даже несколько порядков больше третьего. Блок - все три размера одного порядка.

Brachka: Вечерние Новости 14.02.1969 Архитекторы представляют Взгляд в будущее Такая уж у нас, проектировщиков судьба: мы всегда живём в завтрашнем дне. Вот и у меня все мысли и заботы о том, что будет, что начнётся УЖЕ В 1970 ГОДУ, ЭТО НОВЫЙ РАЙОН ВИЛЬНЮСА - БАЛТУПИС. Сначала о том, где он раскинется. С ВОСТОКА ОН ПОДОЙДЁТ К УЛИЦЕ ДЗЕРЖИНСКОГО, С ЗАПАДА - К НОВОЙ СКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ, КОТОРАЯ ПРОЙДЁТ ОТ ПЕДИНСТИТУТА В СТОРОНУ МОЛЕТАЙ, С ЮГА - К ПРОЕКТИРУЕМОЙ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ, ИДУЩЕЙ ОТ ЛАЗДИНАЙ, А С СЕВЕРА ЕГО УКРОЕТ ЛЕС. Сейчас здесь две деревеньки - Балтупис и Науясодис. Их жители будут переселены. А новый жилой район разделится на три части. Мы их условно называем Балтупис, Науясодис и Яунимо. Основной композиционной осью района станет улица Дидлаукё, от которой лучами разойдутся проезды к жилым группам. На протекающей здесь речушке встанет запруда, ключи пополнят её, образуется живописное озерцо. А на заросших холмах вокруг него (с помощью дополнительных насаждений) - раскинется парк. Район получит общественно-торгово-бытовой центр. А на краях поднимутся двухэтажные магазины с одноэтажными пристройками и службы быта. Казалось бы общая тенденция - тянуть этажи ввысь. А в Балтуписе будут и двухэтажные жилые здания. Оправдание этому - ступенчатый рельеф. И такие дома в сочетании с 5-, 9- и 12-этажными, образуют необычные и интересные группы. Мы думаем применить здесь здания нескольких типов, в том числе впервые в Вильнюсе серию, называемую «блок-секция». Эти здания, разной этажности, в плане выглядят одинаково. Они могут стоять отдельно и объединяться в блоки. Балтупис - район кирпичного строительства. ЗДЕСЬ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВОЗВЕСТИ 138.700 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ (3.020 КВАРТИР И ОБЩЕЖИТИЯ НА 2.230 МЕСТ). ПОСЕЛЯТСЯ ЗДЕСЬ 17 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. Н. ХЛОМАУСКЕНЕ, гл. архитектор проекта. (текст отсюда, спасибо ALDU) ЗЫ: ALDU, а всё-таки упомянута «блок-секция», причём «впервые в Вильнюсе»! Интересно о каких это домах речь была?

edziunia: Кстати, кому интересно - ваш скромный слуга edziunia является автором истории Балтупяй. Если найдутся желающие, могу выставить. Есть одно но: история написана на литовском языке. У меня два родных языка, но так как писал я художественным стилем, то боюсь, что с переводом на русский язык у меня возникнут проблемы. Если найдутся помошники, то я выставлю всю историю на форуме

ALDU: Чрезвычайно интересно! А не могли ли бы выложить где в и-нете и дать ссылку? Думаю. что владеющие литовским, пока суть да дело, с интересом почитали бы.

Brachka: edziunia, так хоть бы и на литовском почитать, интересно же... ЗЫ: А у меня 15 родных языков, но на всех их я могу сказать только "Пролетарии всех стран соединяйтесь!", да "один рубль".

edziunia: У меня с 1997 года (информацию собирал с 1995 года, сидел по архивам) остался единственный экземпляр, и тот не в цифровом, а в печатном виде. Поэтому я могу всего лишь навсего заново набрать весь текст на форуме

ALDU: Мда... Это было бы подвигом и такого требовать не смею.

edziunia: 1. Įvadas į Baltupių istoriją. Seniai, labai seniai, kai žmonės dar nežinojo žodžio "civilizacija", netoli mažo miestelio šlamėjo didinga giria. Niekas nežino, kas gyveno tenai tais laikais, ir iš viso, ar gyveno. Tačiau jau čiurleno upelis, kurį mes dabar vadiname Baltupiu. Bet ir dabar žmonės vadina tą upeliukštį Kedronu arba Cedronu. Netoli maisto prekių parduotuvės stovi daug gražių ir didingų koplyčių. Iš kur jos čia atsirado? Daug amžių stovi sau dabartiniame Jeruzalės rajone graži bažnyčia. Ir daugelis mūsų, tikriausiai, užduodavo klausimą: "Iš kur čia visa tai atsirado?". Į šiuos klausimus mes pasistengsime atsakyti.

Brachka: Перевод предыдущего сообщения 1. Введение в историю Балтупяй. Давным-давно, когда люди ещё не знали слова «цивилизация», неподалёку от маленького городка раскинулась величественная пуща. Никто не знал, кто там жил в те времена, да и жил ли вообще. Однако уже плескался ручеёк, который мы теперь называем Балтуписом. Теперь же люди зовут эту речушку Кедроном или Цедроном. Неподалёку от магазина продовольственных товаров стоит множество красивых и величественных часовень. Откуда они здесь взялись? Много веков стоит себе в теперешнем районе Ерузале красивый костёл. И многие из нас, должно быть, задавались вопросом: «Откуда всё это здесь?». На эти вопросы мы попытаемся ответить. Насчёт продолжения передаю эстафету кому-нибудь другому.

edziunia: 1661 metai. Neramu Lietuvoje. Neramu Vilniaus mieste ir jo apylinkėse. Kaip tik pasibaigė karas su Rusija. Kiek žmonių negrįįžo į savo namus, kiek vaikų jau niekada nepasakys to švelnaus žodžio "tėvelis". O dar tas maras... Tai dar nieko, dar įmanoma kažkaip išgyventi. Bet ką tu, motina, pasakysi savo vaikams, kai tavo vaikai negali užmigti naktimis, kai jie nuolat verkia, prašydami valgyti, kai jie alpsta nuo bado? Nieko... Tačiau kur žiūri valdžia? Nors, žinoma, valdžiai niekada nerūpi žmonių gyvenimas. Bet... kur žiūri Dievas? Ko Jis nori? kad žmonės numirtų? Kam jam to reikia? O galbūt Jis pamiršo savo vaikus? Tada ir žmogui neverta prisiminti apie Jį. Reikia sukilti! Tuoj pat! Paskui bus vėlu! Tokios nuotaikos ir mintys vyravo tuo metu. Žinoma, valdžia ir davsininkai negalėjo nežinoti apie jas. * Перевод 1661 год. Неспокойно в Литве. Неспокойно в Вильнюсе и вокруг него. Только что закончилась война с Россией. Сколько людей не вернулось домой, сколько детей никогда уже не произнесут это нежного слова "папа". А еще этот мор… Это еще ничего, еще можно как-то выжить. Но что ты, мать скажешь детям своим, когда твои дети не могут заснуть по ночам, когда они постоянно плачут, прося поесть, когда они падают в обморок от голода? Ничего… Но куда же смотрят власти? Хотя, известно, что власть никогда не интересует жизнь людей. Но… куда смотрит Бог? Чего он хочет? Чтобы люди вымерли? Зачем ему это надо? А может, он забыл о своих детях? Тогда и человеку не стоит о Нем помнить. Надо восстать! Сейчас же! Потом будет поздно! Такие настроения и мысли витали в то время. Конечно, власти и духовенство не могли об этом не знать. _____________ Reikėjo kažką daryti, kad žmonės pamirštų visas savo bėdas ir nelaimes? kad prisimintų Dievą. Ir tuometinis Vilniaus vyskupas Jurgis Bialozoras prisiminė, kad prieš karą Jurgis Tiškevičius (kuris buvo vyskupu prieš Bialozorą) turėjo puikią mintį įrengti Jėzaus Kristaus kančių kelius, tačiau karas ir vyskupo mirtis sutrukdė tai. Bet dabar, kol ne vėlu, reikia įįgyvendinti šią idėją. Ir Jurgis Bialozras ėmėsi darbo. Iš savo Verkių dvaro jis išskyrė 7 valakus žemės ir pavedė kapitulai nedelsiant pasirūpinti Kalvarijų įsteigimu. Tuo užsiėmė vienuoliai domininkonai. O netoli vyskupo dvaro, Verkiuose, ant VERKSMŲ kalno, buvo pradėta medinės bažnyčios statyba. Deja, statybos pabaigos Bialozoras nesulaukė, nes mirė. Vilniaus vyskupu tapo A.Sapiega. Būtent jis 1669 metais per Sekmines, Vilniaus bažnyčių varpams skambant, prie pirmosios iš pastatytų medinių koplytėlų tarė žodį miniai ir barstydamas iš Jeruzalės apylinkių žemę, po kurią kadaise vaikščiojo Jėzus Kristus, vedė minią kryžiaus keliais. Iš viso reikėjo sustoti 35 kartus. Kunigai aiškino atskirų "stacijų", arba stočių, prasmę. Kryžiaus keliai baigėsi prie naujos bažnyčios. Vyskupas popiežiaus vardu suteikė eisenos dalyviams nuodėmių atleidimą ir pareiškė, jog tą atleidimą gaus kiekvienas, tinkamai apeisiąs tuos kelius. Naują gyvenvietę, atsiradusią bažnyčios apylinkėse, domininkonai pavadino Jeruzale. Medinės koplytėlės, pastatytos šalia kelio, ėjusio iš Verkių dvaro į Vilnių, tikslai pakartojo Jėzaus Kristaus kančių kelių Palestinos žemėje pagrindinius etapus nuo paskutinės vakarienės iki mirties ant Kalvarijos kalno. O mažas upelis Baltupis buvo pavadintas Kedrono (Cedrono) vardu? nes per Jeruzalės miesto žemę teka Kedrono upelis. * Перевод Надо было что-то делать, чтобы люди забыли все свои беды и несчастья, чтобы вспомнили Бога. И тогдашний Виленский епископ Георгий(?) Белозор вспомнил, что перед войной Георгий Тышкевич(?) (который был епископом перед Белозором) имел прекрасную мысль устроить путь мученичества Иисуса Христа, но война и смерть епископа этому помешали. Но сейчас, пока не поздно, надо эту идею претворить в жизнь. И Георгий Белозор принялся за работу. Из своего имения Верки он выделил 7 волоков земли, и поручил капитулу, не откладывая, заняться устройством Кальварий. Этим занялись монахи доминиканцы. А недалеко от епископского имения, в Верках на горе Плача (VERKSMŲ kalnas) началось строительство деревянной церкви. К сожалению, окончания строительства Белозор не дождался, так как умер. Виленским епископом стал А. Сапега. Именно он в 1669 году в Троицу, под звон Виленских колоколов, обратился с речью к толпе около первой построенной деревянной часовни, и рассыпая землю, привезенную из окрестностей Иерусалима, по которой когда-то ходил Иисус Христос, повел людей по Крестному пути. Всего надо было сделать 35 остановок. Ксендзы объясняли значение остановок или "станций". Крестный путь кончался около нового костела. Епископ от имени папы римского дал участникам шествия отпущение грехов и заявил, что такое отпущение получит каждый, кто пройдет этот путь. Новое поселение, появившееся вокруг костела, доминиканцы назвали Ерузале. Деревянные часовни, построенные около дороги, идущей от имения Верки в Вильнюс, точно повторяли главные этапы мученического пути Иисуса Христа на земле Палестины от последней Вечери до смерти на Кальварийской горе. А маленькая речка Балтупис была названа Кедроном, потому что через земли города Иерусалим течет речка Кедрон.

edziunia: Brachka пишет: 1. Введение в историю Балтупяй. Brachka, спасибо большое, я даже не ожидал, что всё так оперативно будет. С меня причитается На сегодня я уже закончил вводить текст, а завтра надеюсь всё ввести, ведь в среду на работу не нужно. Кстати, по завершении всего, можете обращаться в вопросами, по поводу всего, что будет неясно

ALDU: Хе, смотрю, точно такие же ошибки, как у меня, когда практически одновременно приходится печатать тексты и на русском, и на литовском . "?" вместо "," Так и влезает литовская клавиатура в русский текст и наоборот. Никак не могу от этого избавиться... ЗЫ. Хорошо было бы, после окончания повествования, чтобы админ собрал текст воедино. И перевод - тоже.

edziunia: ALDU Cовершенно верно - я сейчас как раз работу поменял, приходится много печать на русском языке, поэтому уже начинаю путаться (это кому сказать - засмеют - учитель информатики, хотя и бывший уже, но всё же)

карлсон: Очень интересно будем ждать продолжения. Кажысь, когда строили этот дом (Дидлаукё 17), в 1983 году у меня была практика Из Павелдаса

edziunia: карлсон Через дорогу и мой дом стоит - Дидлаукё 44. Я рад, что Вам интересно - всегда надеялся на то, что мою работу прочитают. Кстати, в библиотеке 12-ой школы её можно найти. Было время, когда были шансы опубликовать её, но не хватило денежных средств (мой директор школы В.Блиновас пытался найти спонсоров, но безуспешно). Но это не важно. Я рад, что есть такой форум, я рад, что люди, которым дорог Вильнюс, читают это

Brachka: А интересно, Белозор - это Baltaregis что ли? Уж очень на Baltaragisa похоже, но это было бы Белорог.

карлсон: Brachka Кое-что нашел: http://www.xxiamzius.lt/numeriai/2007/04/25/atmi_01.html Senieji vietovės ir apylinkės gyventojai kaimą vadina Belazõriškis. Tai slaviškos kilmės (lenkų k.) asmenvardžio Bialozor fonetinės transkripcijos (tikslus kalbos garsų užrašymas pagal tarimą) ir priesagos – iškis vedinys. Старые жители местности деревню называют Белазоришкис. Это выводится из фонетической транскрипции и суффикса - ишкис личного имени славянского происхождения (польский яз.) Белозор. Из Википедии: pl. Białozór (sokół norweski) lt. Medžioklinis sakalas (охотничий сокол)

edziunia: Šv.Kalvarijos iškart pragarsėjo stebuklais. Žmonės iš visos Lietuvos ir ne tik traukė tenai, kad galėtų eiti tuos kelius. Bendras kelių ilgis yra apie 12 km, tačiau tai negalėjo sustabdyti maldininkų. Suskaičiuota, kad per metus juose apsilankydavo apie 125 000 žmonių. Vien per Sekminių dieną jų suskaičiuodavo iki 10 000. Domininkonų teigimu, stebuklingais reikėjo laikyti Kedrono upelį ir kryžių. A.H.Kirkoras XIX a. vidury rašė, kad to upelio vanduo "... naudingas, ypač akių ligoms gydyti". Bet ar iš tiesų taip buvo? Kiekvieną dieną čia lankydavosi tiek daug žmonių, kad patikėti upelio švarumu tiesiog neįmanoma. Tuo labiau, kad Baltupio kaimo gyventojai skalbė tame upelyje. Tad vertėtų pataisyti: upelis ne gydė, o žeidė. Antras stebuklas - šventasis kryžius. Dvasininkai siūlė nuo įvairių ligų naudoti iš jo išpjauto arba dantimis išgraužto medžio nuoviras: išmirkyti vandenyje kryžiaus šapelį ir juo plauti žaizdas, skaudant vidurius - gerti, nuo danties skausmo ar rožės - dėti gabaliuką ant danties, skaudančios vietos ir t.t. Ir nenuostabu, kad kryžius būdavo nubučiuojamas, nupjaustomas ir nugraužiamas ir tekdavo pakeisti jį kitu. O kryžių netrukdavo, nes kunigai skatindavo tikinčiuosius daryti įvairius įžadus, susijusius su kryžiuni, ir, kad jų norai išsipildytų, vilkti kryžius į Kalvarijas. Savotišką kryžiaus nešimo rekordą laimėjo Jonas Matusiakas, 1934 metais basas 28 dienas iš Kelčių (už Varšuvos) apie 1000 km nešęs žmogaus dydžio kryžių, kad išmelstų iš Dievo nuodėmių atleidimą. Suprantama, žmonės turėjo daug aukoti. Prie kiekvienos koplytėlės kabėjo aukų dėžutės, vadinamosios "skarbonkos", ant kurių parašyti užrašai ragino aukoti bažnyčios reikalams. Tačiau ne vien stebuklai ten vykdavo. Paminėtina viena Kalvarijų lankytojų grupė - kišenvagiai. Apsimetę maldininkais, jie kartu su minia apeidavo Kalvarijas, melsdavosi ir, progai pasitaikus, traukdavo iš žmonių krepšelių pinigus bei daiktus. Šie "maldininkai" nesnausdavo ir naktį: sutemus jie plėšdavo prie koplyčių "skarbonkas". Taip pat sueidavo minios elgetų, kurie tikėdavosi išprašyti iš maldininkų duonos kąsnį arba smulkų pinigą. Bet daugiausia čia suplūsdavo profesionalių elgetų: įvairių apgavikų, aferistų, vagių ir t.t. Per dieną jie "uždirbdavo" daugiau, negu koks darbininkas. Перевод Св. Калварии сразу же прославились чудесными исцелениями. Люди со всей Литвы и не только привлекала возможность пройти этот путь. Общая протяженность пути составляет около 12 км, однако это не могло остановить паломников. Подсчитано, что за год посетителей бывало около 125 000 человек. Только в день Троицы их насчитывалось до 10 000. По утверждениям доминиканцев, чудотворными следовало считать речку Кедрон и крест. А.Г.Киркор в середине 19-ого века писал, что вода того ручейка "полезна, особенно для лечения глазных болезней". Но было ли так на самом деле? Ежедневно это место посещало столько людей, что поверить в чистоту ручья просто невозможно. Тем более, что жители деревни Балтупяй стирали в том ручье. Так что, стоило бы поправить эти утверждения: ручей не лечил, а калечил. Второе чудо - святой крест. Священники во излечение разных болезней предлагали отвары из вырезанных или даже зубами оторванных щепок креста: размочить в воде щепочку и ею омывать раны, при болях в животе - пить, от зубной боли или рожи - класть кусочек на больной зуб, место и т.д. И неудивительно, что крест бывал зацелован, обрезан и обгрызен и приходилось его заменять другим. А недостатка в крестах не было, так как ксендзы поощряли верующих на принятие всевозможных обетов, связанных с крестом и, во исполнение их желаний, нести кресты в Калварии. Своеобразный рекорд по ношению креста установил Ян Матусяк. Он в 1934 году босой 28 дней нес крест величиной с человека около 1000-и км из Кельц (за Варшавой) дабы испросить у Господа отпущение грехов. Естественно, люди обязаны были делать большие пожертвования. У каждой часовенки висели емкости для пожертвований, называемые "скарбонками", надписи но которых призывали паломников жертвовать на благо церкви. Однако не только там чудеса творились. Надо отметить еще одну группу посетителей Калварий - воров-карманников. Прикинувшись паломниками они вместе с толпой шли по Калварии, молились и, улучшив момент, тащили из сумок людей деньги и вещи. Эти "паломники" не дремали и по ночам: в сумерках они опустошали "скарбонки" у часовенок. Также сходились толпы нищенствующих в надежде выпросить у паломников кусок хлеба или мелкую монету. Но больше всех сюда стягивалось пофессиональных нищих: разного рода обманщиков, аферистов, воров и т.д. Их дневной "заработок" превышал зарплату любого рабочего. Перевел ALDU

edziunia: Medinė bažnytėlė, pastatyta prie šv.Kalvarijų, greit sudagė ir prireikė naujos. 1755-1772 metais buvo pastatyta nauja mūrinė bažnyčia, kuri buvo pašventinta ir pavadinta šv.Kryžiaus atradimo vardu. 1850 metais pasikeitė šv.Kalvarijų šeimininkai: vienuolius domininkonus pakeitė pasauliečiai dvasininkai. Visą XIX amžių Kalvarijose lankėsi daug žmonių. Tačiau atėjo dvidešimtas amžius. Po1944-ųjų metų okupacijos šv Kalvarijos buvo paaskelbtos "darbo žmonių išnaudojimo vieta". Jas nutarė nugriauti, kas ir buvo padaryta. Išliko tik 4 kplytėlės prie bažnyčios. 1990-siais metais prasidėjo Kalvarijų atstatymas. O 1992 metais jos įėjo į Verkių regioninio parko landšaftinio draustinio teritoriją. Dabar jų pavadinimas - Kalvarijų memorialinis draustinis. Ir vėl, kaip ir kadaise, žmonės iš įvairių šalių atvažiuoja čia, kad galėtų pasimelsti ir paprašyti Dievo atleidimo už mnuodėmes. Tikisimės, Jis išgirs jų maldas. Перевод Деревянная церквушка, выстроенная возле Св. Калварий, скоро сгорела и понадобилась новая. С 1755 по 1772 годы был построен новый каменный костел, который был освящен и наречен именем Обретения Св. Креста. В 1850 году поменялись владельцы Св. Калварий: монахов доминиканцев сменили священники-миряне. На протяжении всего 19-ого века Калварии посетило много людей. Но пришел 20-ый век. После 1944-ого года Калварии были объявлены "местом угнетения рабочего народа". Было принято решение их разрушить, что и было сделано. Сохранились только 4 часовенки возле костела. В 1990-ом году началось восстановление Калварий. А в 1992-ом году они были включены в территорию ландшафтного заказника Веркяйского регионального парка. Теперешнее название - Калварийский мемориальный заказник. И снова, как и когда-то, люди с разных стран приезжают сюда, чтобы помолиться и просить у Господа отпущения грехов. Будем надеяться, Он услышит их молитвы. Перевел ALDU

edziunia: Это не всё, просто сегодня ужасно тяжёлый рабочий день был, просто пальцев не чувствую - завтра выложу продолжение

ALDU: Нормально. А завтра - праздничный день, выходной. Так что столько работать, стучать по клаве - и вроде как грех.

edziunia: ALDU пишет: Нормально. А завтра - праздничный день, выходной. Так что столько работать, стучать по клаве - и вроде как грех. Да ладно уж... Столько грешил, так согрешу и сегодня

edziunia: 1703 metais Vilniaus miesto vyskupas Bžostovskis pastatė medinę bažnytėlę ir tinitorių vienuoliams vienuolyną. Apie XVIII amžiaus vidurį medinių pastatų vietoje pastatė mūrinius. 1832 metais rusų valdžia bažnyčią paėmė ir atidavė pravoslavų mitropolitui, kuris ją pavertė cerkve, o vienuolyne įtaisė metropolijos vasaros rezidenciją. 1849 metais bažnyčios vidus buvo perdirbtas ir pritaikytas cerkvės reikalams. Po I-ojo pasaulinio karo bažnyčia vėl atiteko katalikams. 1918 metais Trinapolyje buvo Lietuvių Centro Komiteto išlaikoma našlaičių ir senelių prieglauda, o kartu ir lietuvių liaudies mokykla. Tačiau 1925 metais buvo pašalintas vyskupas Jurgis Matulaitis - Matulevičius. Į jo vietą 1926 metais pasodintas vyskupas R.Jalbžikovskis, kuris buvo vienas aktyviausių Vilniaus krašto lenkintojų ir katalikų bažnytinių teisių varžytoju. Jis čia įkūrė savo vasaros rezidenciją. Перевод В 1703-ем году Вильнюсский епископ Бжостовский выстроил деревянную церквушку и монастырь для монахов триниторов. Примерно в середине 18-ого века вместо деревянных строений были выстроены каменные. В 1832-ом году русская власть костел забрала и передала православному митрополиту, который его переоборудовал под церковь, а в монастыре устроил летнюю резиденцию метрополии. В 1849-ом году внутреннее убранство костела было переоборудовано и приспособлено делам церкви. После Первой мировой войны костел опять отошел католикам. В 1918-ом Литовский Центральный Комитет в Тринаполисе организовал содержимый им приют для нищих и престарелых, а вместе с ним - и литовскую народную школу. Однако в 1925-ом году был отстранен епископ Юргис Матулайтис-Матулявичюс. Вместо него в 1926-ом году был посажен епископ Р.Ялбжиковский - один из самых активных деятелей по ополячиванию Вильнюсского края и притеснителей церковных прав католиков. Он здесь обосновал свою летнюю резиденцию. Перевел ALDU

ALDU: Иллюстрация к этой части рассказа о Балтупяй http://vilnius.borda.ru/?1-12-0-00000004-000-20-0#026

edziunia: Napoleono metai. Rusijos imperijoje siautė karas. Neaplenkė jis ir Vilniaus, ir Baltupio dvaro. Prancūzai apsistojo Kalvarijų bažnyčioje, įtaisė tenai kareivines ir sandėlį. Tačiau jau tais pačiais 1812 metais visi prancūzai buvo išvaryti iš Vilniaus. Didelė našta Vilniaus gyventojams buvo belaisvių išlaikymas. 1813 metais sausio 1d. Vilniaus mieste jų buvo 7223. Belaisviai maistą gaudavo valdišką, tačiau butus, kurą turėjo duoti miestiečiai. Tik 1813 m. sausio viduryje belaisviams laikyti buvo išskirtos patalpos vienuolyne prie šv.Petro ir Povilo bažnyčios ir Trinapolyje, Baltupyje ir Verkiuose. Перевод Наполеоновские времена. В Российской империи бушует война. Не обошла она и Вильнюс, и поместье Балтупяй. Французы остановились в Калварийском костёле, устроили там казарму и склад. Однако уже в том самом 1812 году все французы были изгнаны из Вильнюса. Огромной ношей жителям Вильнюса стало содержание пленных. На 1 января 1813 года в Вильнюсе их было 7223. Пленные пищу получали казённую, но проживанием и топливом их должны были обеспечивать горожане. Лишь в середине января 1813 г. для содержания пленных были выделены помещения в монастыре при костёле св. Петра и Павла, а также в Тринаполе, Балтупяй и Вяркяй. Перевел ALDU

WAALD: Привет, друзья. Заглянул в Балупяй и обнаружил, что очень мало фотографий этого района, а так как я тут жил (и живу периодически) то решил помочь делу. Выставляю несколько фото просто пейзажных. Пока только несколько, но в течение недели выставлю ещё

WAALD: ...и это Балтупяй.

WAALD:

WAALD: ...А вообще в районе много контрастов и просто старых зданий.

WAALD: Это то самое озеро на реке Балтупис о котором много написано на этой странице.

WAALD:

WAALD: Это мой дом, а соседний точно такой же я даже строил. КБ тогда посылало людей на строительство.

appc : В этом доме на 11 этаже я прожил 14 лет и бригадиром каменщиков был мой отец

Genadij: edziunia Спасибо за интересный рассказ,но показалось,что он не закончен.Хотелось бы продолжения.Сам сейчас живу в этом районе(Тринаполио).Очень интересуюсь и помогаю в востановлении"Крижио кяляс". Я как-то попытался найти исток (Балтупе) и дошел чуть ли не до улицы Станявичюс.

edziunia: Приятно было узнать, что моя работа до сих пор интересна. История Балтупяй была написана мною в 1996-1997 годах, информация собиралась в различных архивах. Была мысль написать продолжение, то есть, начиная с 1979 года, включив информацию обо всех учреждениях, но ... Их оказалось слишком много, кроме того, одни прекращали свою деятельность, другие начинали. Если Вам интересно, я попытаюсь найти в своих архивах историю профилакториума на Пушино Кяляс и размещу её на форуме.

карлсон: Вид со стороны Гяляжинё Вилко.

vingis: edziunia, большое тебе спасибо за твою работу. Я про этот район мало знаю, теперь занкомлюсь.

Еленира: Школа на ул. Дидлаукё после капремонта Мое рабочее фото, 2009 г.

Еленира: Добавлю, школа построена по типовому проекту в 1977 г.

Еленира: Йерузалес школа после капремонта. Ул. Мокиклос Фото арх. В. Чеснавиченес, осень 2010 г. Старое здание (слева) построено в 1940 г., новое - в конце 70-х.

Еленира: Йерузалес школа до ремонта. 2008 г.

edziunia: "Добавлю, школа построена по типовому проекту в 1977 г." Извините, не соглашусь с Вами. Школа построена в 1979 году

карлсон:

Gothica: Господа, меня интересует вопрос собственно идеи появления микрорайона Балтупяй. С урбанистической точки зрения он как бы "неправильный" - построен на живописных холмах (хотя можно было оставить зеленую зону от геоморфологического заказника Озас до Ерузале), город в этом направлении развивался слабо, даже центр бытового обслуживания построен внизу, у подножья холма на Дидлаукио (ну кому приятно после работы на гору волочить сумки, авоськи, мешки с картошкой?). Поправьте меня, если не прав.

Sula: Выше в теме немного сказано о возникновении района. Город как раз в том направлении развивался - Жирмунай, конец Калварию. Вокруг уже строились институты, предприятия, больничный комплекс и т.д.



полная версия страницы