Форум » Храмы » Костелы Вильнюса 1 » Ответить

Костелы Вильнюса 1

Анатолий: Костелы Вильнюса 1 Информация: "Храмы Вильнюса" на нашем сайте: vilnius.penki.lt/hramy.html На сайте имеется информация о 79 костелах, церквях, часовнях и других молельных домах.

Ответов - 297, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

CARINA: Что за 2 часовенки в Балтупяй у санатория Pušyno kelias? Я снимала, вечером вставлю фото.

vineja: CARINA, может, это часовенки из Веркяйской Кальварии?

CARINA: vineja я, честно говоря, вчера просто забыла поместить. там так: на горке маленькая часовня без дверей, сбоку на стене доска с надписью Paskutinė vakarienė, внутри фреска с этим сюжетом. а вторая часовня напротив на др горке, раза в 2 больше, дверь дерявянная старинная, закрыта. там же выше потом, если ехать по кальварийской, костел справа и Kryžių kelias, может, они к нему относятся.


CARINA: ну вот, помещаю:

Coo3R: В пространствах интернета набрел на страницу, где молитва Отче наш есть на многих языках, если Вам интересно, то вам сюда...

Coo3R: Капличка на одном из Вильнюских кладбищ

vineja: Coo3R, а какое это кладбище?

Coo3R: Даже не знаю, находится как с нижних Панеряй с улицы Саванорю поварачиваете на Тракайское шоссе, и потом сразу еще направо...

Coo3R: Анатолий пишет: Может, кто знает, где в Вильнюсе еще имеются действующие или недействующие костелы, церкви, часовни. А ВИЛЬНЮССКИЕ - это что, в самом городе, или может быть в окрестностях?

CARINA: Coo3R а ето где? балдеж!

Анатолий: Coo3R пишет: А ВИЛЬНЮССКИЕ - это что, в самом городе, или может быть в окрестностях? Вильнюс в административных границах.

Coo3R: CARINA ето Лентварис

CARINA: Coo3R, а где дворец Тышкевича, ковровая ф-ка? Я там лет 25 не была, в Тракай еще хоть гостей везу, а Лентварис мимо проезжаем

странник: Каплица Святого Духа в Григишкес

vineja: странник, это каплица? Вид у нее как у большого костела

странник: Ув. Vineja ,прихожанка сказала каплица, даже когда я переспросил.Год освящения уточню у клира. О! c 300.. сообщением ! Благодарю создателей замечательного сайта за кропотливую работу по его поддержанию в интересном состоянии и за терпение и нисхождение к черезчур активным и неугомонным некоторым форумчанам. Спасибо за все...

Floppy: Мне очень нравится как вы обсуждаете вопросы о том, где что находится. Я больше читатель чем писатель. Но я тоже осмелюсь задать свой вопрос. Конечно, он для вас совсем простой, но скажите, правда красиво? Где это находится?

CARINA: Floppy ну красиво!!!

странник: Это благодарственные приношения Вильнюсской Божьей матери и находятся они в башеньке - капличке над Святыми воротами .

CARINA: тогда это подношения от поляков - вроде, знаки короля Республики Двух Народов (Rzeczpospolita Obojga Narodów) Станислава Августа - Stanisław Antoni Poniatowski (1764–1795)?

Walles: Floppy: Twoja fotografia tablicy wotywnej z Ostrej Bramy jest bardzo przekolorowana - wota są srebrne i raczej powinny wyglądać tak:

CARINA: Или так: Только это панно, разве это подарки?

CARINA: И в панно под иконой повторяется сюжет из сердечек...

CARINA: и сбоку

vineja: CARINA, это не панно, а подношения. Там есть не только сердца, есть изображения и рук, и ног. Кто о чем просит, то и преподносит. А сердец больше всего - наверно, просьбы, в основном, с сердцами связаны. Вот нашла: Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. Кстати, сайт неплохой. Там есть снимки православных церквей Литвы, сделанные Владимиром Кольцовым

Walles: Obecny wygląd Kaplicy Ostrobramskiej pochodzi z przeprowadzonego kompleksowego jej odnowienia w latach 1931-32. Wtedy to ściany kaplicy pokryto dębową boazerią (projekt architekta Jana Borowskiego). Na boazerii umieszczono skórzane ekrany na których znajdują się srebrne wota. Ich układ nie jest przypadkowy, powstał według koncepcji Ferdynanda Ruszczyca. Aby to zrobić oczywiście wcześniej zdjęte były wszystkie ze ścian i podzielone na dwie grupy - te które weszły do kompozycji i te z których zrezygnowano (Ks. Tadeusz Sieczka " O wotach Obrazu M.B.Ostrobramskiej" Wilno 1934). W tej chwili na ścianach jest ich około 14 tysięcy. Najciekawszy jest duży srebrny półksiężyc, który stał się integralną częścią obrazu (księżyc znalazł się w kaplicy w 1849 roku). Wszystkie wota z drugiej grupy (komisja pod przewodnictwem Ruszczyca) została przetopiona i z uzyskanego srebra wykonano tzw. Litanię Loterańską (długi ozdobny pas znajdujący się pod tablicami wotywnymi) zaprojektowaną przez artystkę Helenę Schrammównę (wykonała ją w Wilnie pracownia złotnicza Kazimierza Malinowskiego w 1932 roku). Poniżej staloryt wykonany na podstawie rysunku Wasylija Sadownika z 1847 roku (i w tym miejscu ciekawostka: kiedy Sadownikow robił oryginalny rysunek srebnego półksiężyca jeszcze na obrazie nie było - darowany został jak pisałem w 1849 roku, natomiast stalorytnik A.Regulski który robił swoją pracę dla Tygodnika Ilustrowanego w 1864 roku już ten półksiężyc dodał). * Современный вид Остробрамская часовня приобрела после комплексного обновления 1931-32 годов. Тогда именно стены часовни покрыли дубовыми панелями (проект арх. Яна Боровского). На панелях помещены кожаные экраны, на которых находятся серебряные воты. Их расположение не случайно, а по концепции Фердинанда Рущица. Чтобы это сделать, ранее расположенные, были сняты со стен и разделены на две группы – те, которые вошли в композицию и те, от которых отказались (кс. Тадеуш Сечка" О вотах иконы Б.М. Остробрамской" Вильно 1934). В настоящее время на стенах их около 14 тысяч. Самый интересный – это большой серебряный полумесяц, который стал центральной частью картины (месяц появился в часовне в 1849 году). Все воты из другой группы были переплавлены и из полученного серебра сделана так называемая Лотеранская Литания (длинная украшенная полоса, находящаяся под вотовными досками), спроектированная художницей Еленой Схрамм (выполнила ее в Вильне мастерская Казимира Малиновского в 1932 году). Ниже гравюра, выполненная на основе рисунка Василия Садовника в 1847 году (и здесь любопытная подробность: когда Садовников делал оригинальный рисунок, серебряного полумесяца еще на рисунке не было – подарен был, как я писал, в 1849 году, а гравер А. Регульски, который делал свою работу для иллюстрированного еженедельника в 1864 году, уже этот полумесяц добавил).

kovidas: Имеется книга Vytautas Šiaudinis "Vilniaus maldos namai" (Молебные дома Вильнюса), где зафиксировано много уже исчезнувших недействующих храмов.

Coo3R: А знаете, где это? П.С. Только не знаю, что это за здание...

Анатолий: Это костел, в наше время сравнительно редко посещается туристами или любителями старины. Хотя это очень редкий архитектурный памятник старины. (Это моя подсказка)

Coo3R: честно говоря ранше тоже там проходил, но ето здание только вчера заметил

karlson: возле вокзала это ул шв стяпоно

karlson: VILNIAUS BUVĘS ROKITŲ (VĖLIAU - MARIJAVIČIŲ) VIENUOLYNAS ir Šv. Stepono bažnyčia Šv. Stepono bažnyčia šiuo metu retai turistų ar miesto istorijos mylėtojų lankoma, tarsi užgožta aplinkinių ūkinių statinių ir stoties šurmulio. Tačiau tai labai retas Lietuvoje manieristinės architektūros paminklas, kultūros istorijai svarbus ir kaip buvęs rokitų vienuolijos centras. Šv. Stepono bažnyčia, viena iš pirmųjų Vilniaus priemiesčių mūrinių šventovių, su prie jos buvusia medine Šv. Lozoriaus vardo špitole, buvo pastatyta 1600 m. Šioje Rūdninkų priemiesčio vietoje buvo laidojamos maro ir badmečio aukos. Statybos iniciatorius buvo jėzuitas kun. Simonas Visockis, darbams finansuoti organizavęs tarp miestiečių lėšų rinkliavą. Bažnyčia įrengta gana sparčiai: jau 1604 m. joje vyko šv. Kazimiero kanonizacijos iškilmės. Prie Šv. Stepono bažnyčios veikė mokykla.

urs*: Между тепловозным депо и улицей, по которой выезжают загородние автобусы с автовокзала, реставрируется костел во дворе между домов и складов, извините я его не узнал на прилагаемых фото, может его еще нет?

Walles: urs* КОСТЕЛ СВ. СТЕФАНИЯ. Sv. Stepono baznycia Ул. Гележинкелё, 39

vineja: urs*, об этом костеле можно здесь почитать: http://www.vilnius.penki.lt/hramy.html#38

strannik:

strannik:

CARINA: strannik как красиво!

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

странник:

vineja: странник, какая красота!!!!!!! А туда простых смертных не пускают?

странник: Пускают!

vineja: странник, расскажите, как войти, к кому обратиться? Мы заходили как-то - там леса и никого нет

странник: ...5 лет назад,антен небылo...

странник:

карлсон: Каплица Св. Гиацинта На углу ул. Басанавичяус и Йоваро

карлсон: Табличка на оградке

Brachka: Насчёт часовенки с поста карлсона #320 одна интересная деталь. Такая треугольная трёхэтажная часовенка со скульптурой наверху единственная во всей Литве.

SerBari: Виленская Остробрамская икона Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня... Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских. В апреле 1498 года при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, которые получили название «Острых ворот». Когда башня была кончена, икону поставили с южной ее стороны в киоте и приделали особый ход в виде лестниц. При короле Сигизмунде Казимировиче, в начале XVI века, православная церковь в Литве особенно благоденствовала. В это время стараниями незабвенного поборника православия князя Константина Острожского в Вильне в Троицком монастыре воздвигнут был каменный храм. Но церковь православная начинала уже слабеть. Часовня, в которой находилась Остробрамская икона, пустела, и жители Вильны направлялись к другой иконе — Одигитрии, привезенной в Вильну в 1495 году из Москвы. В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне. В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору, на иконе можно было еще различить церковно-славянскую надпись: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Она ныне пребывает в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте, имея вышины немного более двух с половиной аршин и ширины два аршина. Написана икона на двух сплоченных дубовых досках. Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду. Под Виленским Остробрамским образом Богоматери устроен латинский престол, на котором каждый день совершается не менее двух литургий. Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях. Отсюда: http://sedmitza.ru/index.html?did=12050

Анатолий: Виленская Остробрамская икона Пресвятой Девы Марии Кроме версии, изложенной в предыдущем сообщении имеются и другие. Святой образ Богородицы в том древнем подлинном виде, каким он явился в Вильне, почти не сохранился; вследствие многочисленных реставраций он неоднократно видоизменялся, становясь все богаче и изящнее. Следует отметить, что сторонники новоявленной иконы не приходят к определенному и единому мнению о том, кем, когда и где она была написана. Одни утверждают, что образ, возможно, принадлежит кисти неизвестного виленского художника краковской школы и написан он на 8 дубовых досках (размеры 2 Х 1.63). Другие придерживаются мнения, что икона была написана специально для Острых Ворот примерно в 1520 – 1530 годах и выполнена темперой на тонком меловом грунте, а на рубеже ХVII – XVIII переписана маслом. Автор ее неизвестен – возможно итальянец или местный художник итальянский школы. И третья версия имени автора не называет, а говорит о том, что икона появилась в Вильне в 1620 – 1630 годах, а тот факт, что у Мадонны нетрадиционно скрещение рук и Она без младенца, говорит о том, что это манера Нидерландской живописной школы, точнее художника Мартина де Восса (1532 - 15602). По материалам газеты «ЭКСПРЕСС-НЕДЕЛЯ» № 1 (413) январь 2005 г. Подготовила Э.–В. Марганавичене. Здесь подробно об иконе Пресвятой Девы Марии

Walles: SerBari Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.)A ja myślałem, że ta bajka już dawno jest nieaktualna . Anatolij wyjaśnił nieco więcej co do potencjalnej historii obrazuВ 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»)W 1431 Wilno nie miało jeszcze murów obronnych, więc i Ostrej Bramy być nie mogło

карлсон: А какому религиозному обществу принадлежит этот храм? Не нашёл информации в интернете. Ул. Расу

SerBari: Анатолий! большое спасибо за более подробную информацию! Я и не знал, что Остробрамская икона считается православной своей древней святыней... Подумал, что другим это тоже будет интересно узнать. По вашей ссылке с интересом просмотрел и статью о православии в Литве (Книгу протоиерея Василия Новинского - настоятеля церкви св. Николая в Вильнюсе, кандидата богословия.) Действительно, "О! сколько нам открытий чудных..." Еще раз спасибо.

карлсон: Костёл Святых Петра и Павла (Вильнюс) Костёл Святых апостолов Петра и Павла, Šventų apaštalų Petro ir Pauliaus bažnyčia, Šventų apaštalų Petro ir Povilo bažnyčia, kościół Śwętych Piotra i Pawła — римско-католический приходской костёл Вильнюсского деканата; памятник архитектуры XVII века (в советский период памятник архитектуры всесоюзного значения); относится к самым выдающимся памятникам барокко Литвы и поэтому нередко называется «жемчужиной барокко». Располагается в самом начале улицы Антакальнё (Antakalnio g. 1/1) в Вильнюсе. Службы на литовском и на польском языках. http://ru.wikipedia.org/wiki/Костёл_Святых_Петра_и_Павла_(Вильнюс)

карлсон: Памятная доска, напоминающая что площадь возле костёла, названа именем папы Римского Иоанна Павла II.

карлсон: Вначале костёл обойдём снаружи.

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон: Это уже над входом... ...а сейчас заглянем вовнутрь.

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон: 4 - 8 сентября 1993 года Литву посетил Иоанн Павел II.

карлсон: А какому религиозному обществу принадлежит этот храм? Не нашёл информации в интернете. Ул. Расу

Виктор: карлсон пишет: А какому религиозному обществу принадлежит этот храм? Не нашёл информации в интернете. Ул. Расу Это храм Новоапостольской церкви. Посетителей никогда там не видно, значит негусто их.

Gelaviva:

Talva: Подскажите, пожалуйста, название костела, расположенного на берегу р. Нерис (на той стороне, где Дворец спорта). Насколько верны воспоминания детства, в этом костеле висит потрясающей красоты и величины парусник (люстра???). Спасибо.

сержгол: Talva Вы что-то перепутали.Парусник висит в костеле Св.Петра и Павла-посмотрите в раздел''Вильнюсу посвящается''-Почтовые открытки-страница 14-я,мое сообщение Nr477,478 и 479.Узнали?А Дворец спорта находится по отношению к данному костелу с другой стороны реки Нерис.

Таисия: Скажите может кто-нибудь знает исторические Синагоги, и может есть снимки, может есть какие-нибудь фотографии военные, хотя в войну, фашисты уничтожили все Синагоги, и евреев.

Ajax:

Brachka: Ещё по поводу подготавливаемого военного музея на территории по ул. Оланду. Atgims pastatai ir kariniame miestelyje stovinti, sandėliu paversta, bažnyčia. „Mes jį planuojame restauruoti ir įkurti Lietuvos kariuomenės karo kapelionų instituacijos ekspoziciją“, - pasakoja G. Surgailis. отсюда Возродятся здания и стоящий в военном городке, превращённый в склад, костёл. (цитату Г.Сургайлиса дословно не переведу ) Трудно сказать точно, но, судя по архитектуре, упомянутым костёлом могло бы быть вот это здание:

Walles: Brachka Это военный объект, построенный в годах между войнами.

Brachka: Walles, то есть, если я правильно понял, это не костёл? А может Вы знаете, какое здание там могло быть костёлом?

Walles: Brachka В этом районе некогда ни одного костела не было

Brachka: Не знаю, в тему ли сюда такой вопрос, но загадка из серии «А знаем ли мы без помощи Интернета...» Для меня несколько странно было увидеть такое название как костёл св. Станислава. Вот если так по-честному, все ли знаете, где он в Вильнюсе находится?

карлсон: Brachka Этот костел имеет ещё и второе имя: Св. Владислава.

Gedis: Может кто знает, какой храм помечен в плане 1935 года? Это на улице Naugarduko между улицами Vytenio и Birželio 23-iosios.

Walles: Synagoga

Walles: Gedis Problem z tym, że na niektórych planach jest ona zaznaczona - między uliczkami Kucharski zaułek i Gęsia a na innych między Gęsią i Kaczą. Ale na planie "policyjnym" jest chyba najpewniejsza - jej lokalizacja. To była synagoga "dzielnicowa" podobnie jak Zarzeczna, albo Antokolska czy Kalwaryjska

SerBari: Острые Ворота (Острая Брама, или Аушрос Вартай) с часовней, где находится чудотворная икона Пресвятой Девы Марии - символ Вильнюса. С глубоким благоговением преклоняются перед Ней верующие края и многочисленные паломники. Благодаря стараниям ксендза Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная! Прибегаем к твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. Обратите внимание, что часовню украшает «Всевидящее око» или как еще его называют «Лучезарная дельта». Как Остробрамская икона Пресвятой Девы Марии совмещается с этим символом? И когда он появился? В 1744 году или после реконструкции 1828 – 1830 годов? Масонский ли это знак? Известно, что в ноябре 1822 года был издан указ о закрытии всех тайных обществ, как могущих "возбудить подозрение даже тогда, если бы они собирались и в самых лучших намерениях", а Виленский генерал-губернатор Римский-Корсаков распорядился "истребить" масонское имущество так, "чтобы и памяти о нем не осталось". Во исполнение этого приказа 25 апреля 1823 года были сожжены в Вильне в присутствии полиции подсвечники, звезды, мертвые головы и другие ритуальные предметы и декорации. К символам масонов относятся циркуль, наугольник, лучезарная дельта (треугольник с глазом внутри), буква G (сокращение слова «геометр». Так масоны называют Великого Архитектора Вселенной - Бога), пентаграмма (пятиконечная звезда). Если присмотреться к фасадам домов, можно различить многие упомянутые выше символы или их элементы. Между тем та же лучезарная дельта и пентаграмма используются не только масонами. Эти символы, если можно так выразиться, универсальны. В общем, присутствие масонской символики в нашей жизни отрицать нельзя. Но говорить о том, что за каждым из увиденных символов стоят именно братья ордена, все же не стоит. В соседней Риге на фасадах многих домов по сей день сохранились масонские символы. (http://www.jmsorg.lv/lv/culture/fm_riga.htm). А в Вильнюсе кто-нибудь встречал?

карлсон: SerBari В польской Википедии пишут что, символ «Всевидящее око» (Oko Opatrzności) , в нынешней форме впервые появился на западе в XVII и XVIII веках. В Вильнюсе я встречал этот символ, не упомню всех мест, но на Вильняус 22, например.

Lana-Riga: SerBari пишет: Лучезарная дельта http://www.projectclassica.ru/v_o/11_2004/11_2004_o_05a.htm Сергей Ходнев Всевидящее Око Когда европейская архитектура стала активно использовать в качестве декоративного мотива «Всевидящее Око» (а началось это в XVII веке), принято было думать, что в этом случае используется какая-то необычайно древняя, освященная традициями символика. Это странным образом и правда, и неправда одновременно. Правда – потому что, действительно, глаз встречается в символике множества мировых культур, начиная от самых древних. И вполне естественно связывать с окулярным символом идею Божества, которое все видит. Неправда – потому что никакой непрерывной тысячелетней традиции (как думалось) «всевидящие очи» в европейском барокко не продолжали, скорее утверждая новую традицию с надуманной генеалогией. Вопреки распространенному мнению, пресловутое Всевидящее Око (глаз в треугольнике, окруженный сиянием) никак не связано ни с каббалой, ни с масонством. Этот символ появляется в позднеренессансной эмблематике и в этом контексте никакого особенного внимания к себе не привлекает: в тогдашних обширных руководствах по эмблематике (вроде «Emblemata» Андреа Альчиати или «Иконологии» Чезаре Рипа) можно отыскать и более мистичные, на современный взгляд, изображения. В нем больше схоластической абстракции, чем мистицизма, иконографический язык этого символа прост до предела: равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество, глаз – всевидящее Провидение, сияние – неприступная слава. Чего-то специфически ренессансного, отличного от средневековой символики здесь немного. Но это немногое значительно. Мы не можем сомневаться, что на распространение этого символа повлияло открытие в 1419 году «Иероглифики» Гораполлона – египетского писателя эпохи позднеримского синкретизма, возвышенно толковавшего вполне заурядные древние иероглифы в духе александрийской экзегетики. Двумястами годами позднее, когда за аллегорическую экзегезу древнеегипетской культуры взялся отец Афанасий Кирхер, мода на египетские символы становится повсеместной. А изображение глаза, действительно, в этих символах встречается часто. На самом деле в классической древнеегипетской мифологии «око Гора» («Уджат» или «Уаджет») – символ воскресения Осириса, которое последовало после того, как Гор дал проглотить своему отцу собственный глаз. Но Кирхер и его предшественники, вдохновленные Гораполлоном и Климентом Александрийским, видели в этом оке выражение высоких представлений египтян о всевидящем Абсолюте. Тогда все становилось в стройную систему: если египтяне, согласно уклончивым трактовкам иных отцов Церкви, постигли или предвидели нечто очень существенное относительно Божества, то значит, ветхозаветной религии, религии Отца было бы незазорно пользоваться кое-какими из особо сакральных египетских символов. А раз так, выходит, что неописанная и неизобразимая сущность Ветхого денми очень логично подходит для того, чтобы ее символом было именно Всевидящее Око, композиция подчеркнуто абстрактная, почти нефигуративная. Надо подчеркнуть, что сакрализация Ока произошла довольно поздно, уже в пору высокого барокко, и даже тогда этот символ продолжал бытовать в виде вполне себе секулярной эмблемы Провидения. И контекст бытования у него соответственный, подобающий эмблеме – мы практически не встречаем его в живописи, зато можем видеть на аллегорических гравюрах – например, «конклюзиях» петровского и послепетровского времени, где Око бдительно надзирает за очередной викторией или престолонаследной коллизией. И, конечно, в архитектуре – в церковной архитектуре по преимуществу. И в этом случае появление Ока неожиданно оказывается до такой степени обоснованным и логичным, что, действительно, кажется, будто традиция именно к этому уверенно шла и шла тысячелетиями. Строго говоря, этих случаев два. Над порталом (особенно над главным входом в церковь) и над главным алтарем, как завершение алтарной композиции. Это уже не просто concetto, не просто аллегория. Получается, что церковное здание – это не просто более или менее гармоничное сочетание масс, объемов, пространства, в него нельзя просто так войти и выйти, не вступив с ним ни в какой контакт. Volens-nolens ты оказываешься один на один с ощущением, что тебя видят, что архитектура видимого дома Божьего наделена еще тем недреманным всевидением, которое присуще невидимому Божеству. Даже если Око притаилось среди лепных завитков декора, оно все равно вызывает это ощущение таинственного присутствия (и распространяет это ощущение на окружающие его архитектурные элементы). Во-первых, среди прихотливого позднебарочного декора строгий треугольник рано или поздно бросается в глаза. А во-вторых, архитектура изначально выделяет Всевидящему Оку такое место, чтобы оно как раз и бросалось в глаза, чтобы зритель по возможности неизбежно вступал в оптический контакт с немигающим взором Провидения. Когда оно размещается над порталом, тут даже не стоит придумывать особо эффектных ходов. Локализация изображения над входом, обозначение таким образом особо маркированного перехода, порога – мотив древний, как сама архитектура. В случае христианских храмов это тем более естественно. Другое дело, что с течением времени Око все чаще перемещалось выше по фасаду – на фронтон. Никакие теоретики ордера, ни античные, ни ренессансные, такого предвидеть не могли, и тем не менее нельзя не признать, что мало какой из употребимых в XVIII-XIX веках христианских символов до такой степени идеально и гармонично врисовывался в декор фронтона, как пресловутый треугольник с глазом, окруженный лучами. Что же до алтарей, то здесь в игру вступал весь интерьер храма, концентрирующий все внимание зрителя на главном алтаре – то есть действовали все многообразные приемы (чисто архитектурные, живописные, иллюзионистские, сценографические), которые в барочном зодчестве применялись и безо всякого Всевидящего Ока. Нюанс, однако, в том, что зрительный контакт в случае, если Око в алтарной композиции все-таки фигурирует, получался двоякий. Сначала взгляд зрителя устремляется на сам престол и на табернакль, то есть он сам, зритель, видел то место, где физически пребывает Господь. А потом – естественное движение взгляда молящегося вперед и слегка вверх – и вдруг из скульптурных лучей на человека устремляется пронизывающий все пространство церкви божественный взгляд. Который, из-за абстрактности самого символа, кажется более бдительным, что ли, более многозначительным и более пристальным. Это впечатляет не то чтобы своей неожиданностью, а скорее элегантным переворачиванием всех принципов, по которым работает церковный интерьер, особенно барочный. Все строится с учетом законов оптики, то есть услужливо приспосабливается к тому, как устроен человеческий глаз: символы, аллегории, лепнина, колонны, капеллы приобретают в некотором смысле какую-то умопостигаемую уютность, если понимать, что производимое ими впечатление базируется на посюсторонних и вполне материальных закономерностях. Вот, наконец, торжество этих закономерностей – точка схода, фокусирующая зрение на алтарной композиции. И вдруг этому самому зрению, на которое работает все пространство церкви, жестковато напоминают о том, что есть еще Зрение, которое все видит без всякой земной оптики. Некоторая загвоздка тут и обретается. С одной стороны, символ сильный и очень хорошо работает в условиях барочного церковного интерьера, вписываясь в свойственную тому времени диалектическую игру зримого и прозреваемого. С другой стороны, это символ со светской генеалогией и несущий мало доктринального, вероучительного смысла. Да, тринитарность, да, всевидящий Промысел – но для XVII (и тем более для XVIII) столетия этого уже мало. Мало для того, чтобы решительно и повсеместно использовать в церковном искусстве. Отдельно взятая идея всевидящего Абсолюта мало что значит для контрреформации, для пропаганды исключительности католического вероучения. С полным душевным спокойствием этим символом могли пользоваться и пользовались и протестанты, и православные, и даже, страшно сказать, деисты. А поскольку это символ, как было сказано, с полусекулярным происхождением, он мог превосходно использоваться там, где архитектура должна была репрезентировать не только и не столько централизованную католическую систему вероучения, сколько религиозность государства, которое само и является на свой лад блюстителем интересов всевидящего Абсолюта. Не случайно примеры употребления Всевидящего Ока в архитектуре, если брать XVIII век, в подавляющем большинстве относятся к тем странам, которые ассоциируются отнюдь не с оголтелой супрематией Рима, а с просвещенным абсолютизмом. Это Австрия, множество провиницальных монастырей и церквей которой украшаются изображением Ока (церкви в Гмюнден-ам-Траунзее и в Траункирхене, монастырь св. Флориана в Линце и др.); причем в том же Гмюндене, например, Всевидящее Око, наряду с габсбургским гербом, размещено и на фасаде здания местной судебной управы. Это Франция – золотое Око меж двух коленопреклоненных ангелов украшает алтарь новой Королевской капеллы в Версале. Наконец, Россия, где еще с петровских времен пресловутый символ особенно активно используется в архитектурном декоре. Лишь в самом конце XVIII века, когда Око предсказуемо вошло в обиход масонской эмблематики, Екатерина II попробовала наложить вето на его употребление в православной архитектуре (примечательно, что именно суверен принимает авторитетное решение о том, стоит или не стоит наделять архитектурные произведения символом всевидящего Провидения). Ее более устраивало, когда вместо глаза в том же треугольнике стояло церковнославянское «БГЪ» под титлом – аналог бытовавшего наряду с Оком символа «Тетраграмматон в треугольнике». Впрочем, в павловское, александровское и отчасти николаевское время Око вернулось на фасады православных храмов. Эти образчики русского классицизма весьма многочисленны; достаточно вспомнить хотя бы Казанский собор Воронихина – фронтон с позолоченным Оком украшает главный фасад храма. И опять-таки – тот же символ фигурирует не только в церковной архитектуре, но и в гражданской и даже государственной эмблематике. На наградных медалях, посвященных победе 1812 года, мы видим Всевидящее Око, окруженное девизом «Не нам, не нам, но имени Твоему». Исчезновение Всевидящего Ока естественным образом совпадает с утверждением идеологии «православие, самодержавие, народность» и с нарождением национального стиля. В таких обстоятельствах символ, за которым числится такое прошлое – гуманистическо-иезуитское изобретение, католические алтари, масонский обиход и эмблема просвещенного государя – выстоять, конечно, не мог. Да и в Европе почтенный окулярный символ с начала XVIII века перешел в несколько маргинализированное состояние, вызывая негодование всяческих адептов теории заговоров своим употреблением в среде тайных обществ. Это завершило историю распространения именно Всевидящего Ока, волею судеб оказавшегося самым употребительным, самым удобным и самым многозначным способом делать архитектурное произведение не только зримым, но и в некотором смысле зрящим. Между тем правда, неведомая позднеренессансным иконологам, состоит в том, что, разрабатывая иконографию Ока, они на самом деле приобщались к куда более обширной традиции, чем им казалось. Если копнуть поглубже, то выясняется, что в самые разные времена сакральному зданию тут и там свойственно передавать не только абстрактную нуминозность, но и ощущение надмирного Зрения, от которого невозможно укрыться именно потому, что оно превосходит человеческие представления о скрытом и зримом. На православном Востоке уже в поздневизантийском искусстве появляется иконописный сюжет «Спас Недреманное Око», который выражает, строго говоря, ту же идею всевидящего (и все предвидящего) Промысла, что и глаз в треугольнике, но только с помощью гораздо более сложного языка. Напомню: это изображение почивающего в Эдемском саду с открытыми глазами Христа-отрока, которому предстоят Богоматерь и ангел с орудиями Страстей. Причем эта композиция – как и европейское Око – в греческой традиции часто размещалась над порталом храма. А еще дальше, в Непале и Тибете, с куда более древних пор изображением глаза украшалась верхняя часть ступ: четыре глаза по четырем сторонам света – значит, всевидящие. Так до сих пор эти ступы и смотрят во все стороны, и кажется, что они и знать не хотят ни о Кирхере, ни о Гораполлоне, ни о масонах, ни о Екатерине II. И что спрятаться от абсолютного взгляда не помогают ни идеология, ни традиция, ни история архитектуры. Есть еще икона с таким названием (но треугольника там нет): http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=70633

pika: Треугольник есть на воротах бывш. Василианского монастыря. Фото из альбома "Vilnius"(V., Mintis, 1980)

Lana-Riga: Я живу в Риге рядом с концертным залом "Аве сол" (бывш. правосл. храм Свв. Петра и Павла), - там тоже такой знак. Ну, и еще один ответ есть (не мой, правда, - с католического форума "Гефсимания"): Нет, изображение на фото никакого отношения к масонскому символу не имеет. Масонские общества возникли в 18 веке. А символ глаз в треугольнике они переняли у иллюминатов. [url="http://www.g-glombiewski.de/Auge-und-Dreieck.gif"]http://www.g-glombiewski.de/Auge-und-Dreieck.gif[/url] У них свои символы, как и своё их понимание. ....................................................................... Изображение ВСЕВИДЯЩЕГО ОКА БОЖИЯ в церковном искусстве имеет основание в Писании : «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18). "Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по этому делу" (Ездр.5:5) Говорить об иконах в разрезе понимания этого вопроса особо не приходится - сложная символико-аллегорическая копозиция русских икон не встречается ранее конца 18 века, а вообще является западным заимствованием. Изображение Ока Божия в западной религиозной живописи имеет место быть задолго до этого времени. Самое известное, наверное, изображение Ока - у Босха, это 2-я пол. 15 века, здесь оно не вписано в треугольник. А вписанное в треугольник, является символом Троицы. Изображения, подобные тому, что на фото, есть на различных христианских храмах, а также в их интерьерах: Купольное изображение в церкви иезуитов в Маннхайме Ołtarz boczny św. Józefa w Sanktuarium Matki Bożej w Raciborzu Собор в Аахене Есть такое изображение в Исаакиевском соборе С.-Петербурга, как и во многих других православных храмах.

Brachka: Столб-часовенка на ул.Лепкальнё. Не то, чтобы храм, но присматриваемый объект (в отличии от ещё одного на ул. Дзуку).

карлсон: Brachka на этой странице, полтора года назад.

Brachka: карлсон, я и про тему-то ту забыл, что уж говорить про конкретное фото... Пошёл жать «спасибы» - чтобы не вылетало из головы.

сержгол: Костел Св. Котрины. 2009.04.19

сержгол: Костел Всех Святых, ул. Руднинку. а.

сержгол: Интерьер костела Всех Святых б.

сержгол: Интерьер костела Св. Казимира (Иезуитов). б.

сержгол: Ул.Ужупе, 17. Костел Св. Варфоломея. а.

сержгол: Ул. Ужупе, 17. Костел Св. Варфоломея. б.

сержгол: Ул. Ужупе, 17. Костел Св. Варфоломея. в.

сержгол: Ул. Ужупе, 17.Костел Св. Варфоломея. г.

сержгол: Недействующий костел Вознесения Господня (Миссионеров). Ул. Субачяус, 28. 1.

сержгол: Недействующий костел Вознесения Господня (Миссионеров). Ул. Субачяус, 28. 2.

сержгол: Ул. Субачяус, 28. 3.

сержгол: Скульптура недействующего костела Вознесения Господня (Миссионеров). Ул. Субачяус, 28. 4.

карлсон: Кафедральный костел Св. Станислава и Владислава.

карлсон:

VPitkin: Меня очень интересует творчество скульптора Вильгельма (Виллем) фан ден Блок (около 1550 Мехелин, сейчас Бельгия – 1628 Данциг), поскольку предположительно к нему уходят корни моих предков по маминой линии. Вильгельм прибыл в 1569 г. в Кёнигсберг и участвовал в сооружении надгробного памятника Герцога Альбрехта Первого, подготовленного своим учителем, скульптором Корнелис Флорис де Фриндт. В 1572 г. этот памятник был сооружен на восточной стене высокого хора в Кёнигсбергском соборе. В 1578-1582 Вильгельмом был сооружен в этом соборе настенный надгробный памятник графини Элизабет фон Анзбах- жены герцога Георга-Фредерика фон Бранденьург-Анзбах. В 1584 г Вильгельм переехал в г. Данциг, где очень плодотворно работал. Его скульптурные памятники есть так же и в Дании, Швеции, Румынии (к сожалению памятник Кристофу Баторию, брат польского короля Стефана Батория, был уничтожен турками) и в г. Вильнюсе. В период 1618-1623 им был сооружен памятник маршалу Великого Княжества Литовского Станиславу Радвиле (Stanislaw Radziwill), который был установлен в костеле св. Франциска и Бернардина. ул. Майронё 10. Мне никак не удается заполучить фотографии этого памятника, и даже мои дальние родственники, проживающие в Тракае, не смогли мне помочь. У меня к вам большая просьба: сфотографируйте для меня этот памятник. Заранее благодарен.

Walles: VPitkin http://pl.wikipedia.org/wiki/Stanis%C5%82aw_Radziwi%C5%82%C5%82 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vilnius_-_Church_of_St._Francis_of_Assisi_02_-_Tombstone_for_Stanis%C5%82aw_Radziwi%C5%82%C5%82.JPG

VPitkin: Walles Большое спасибо. Я давно не заглядывал на польские страницы Википедии. Текст не почти изменился, но появилось много фотографий. Посмотрел и другие фотографии в костеле св. Франциска и Бернардина. Очень понравильсь.

карлсон: Здания монастыря августинцев переданы министерству просвещения и науки. 15-04-2009 Здания находящиеся на улицах Савичяус и Бокшто, Министерство просвещения намеревается передать Европейскому гуманитарному университету и гимназии Витаутаса Великого, а костёл приспособить для проведения просветительских мероприятий. kulturpolis.lt

сержгол: Костел Шв. Казимеро (Св. Казимира) в Н. Вильне. 1.

сержгол: Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Ул. Селю, 17. 1.

сержгол: 2.

сержгол: 3а.

сержгол: 3б.

сержгол: 5а.

сержгол: 5б.

сержгол: 7а.

сержгол: 7б.

сержгол: Было опубликовано Ufas в разделе: ''Город вблизи. Фонтаны Вильнюса '', стр. 2, сообщ. Nr.36 - без сообщения адреса. 8а.

сержгол: 8б.

карлсон: Бывший костел Св. Иосифа и Никодима. Аушрос Варту 16

карлсон:

tadukb:

Brachka: Не знаю, когда и как долго это здание могло быть костёлом, но вообще-то до конца 18 века до такого состояния доводились церкви. Церковь св.Никодима, переделанная в жилой дом, и [в нагрузку] руины Спасской церкви, построенной в 16 веке в Вильне. www.epaveldas.lt

tadukb: Первый деревянный костел на этом месте в 1625 г. построил эпископ Е.Волович с иезуитами и рядом больницу св.Лазаря. В 1749 г. сгорел. В 1758 г. построили уже кирпичный. (Janusz Garniewicz 1993. Pszewodnik historyczny.)

карлсон: Костёл Св. Троицы и Тринапольский монастырь. Вяркю 70

карлсон:

карлсон:

andres:

Gedis: J.Kamarauskas, 1934 m., epaveldas.

Olga: Это не жверинский костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии? Вот этот: До сих пор стоит без предполагавшихся башен. Проект Вацлава Михневича (Wacław Michniewicz).

Walles: Olga Oczywiście, że to zwierzyniecki kościół

tadukb: На литографии Кароля Рачинского (1830 г.) хорошо виден костел св. Терезы (кармелитов босых). На месте сгоревшего (деревянного), в 1739 г. Шимон Огиньски построил каменный костел, который рухнул во время наводнения в 1837 году. (хорошо виден в центре литографии). Сейчас на этом месте находится "Lietuvos energija".

kept: tadukb пишет: Сейчас на этом месте наховится "Lietuvos energija" .O man atrodo, kad bažnyčia buvo, galima sakyti, tarpukarinio Mickevičiaus paminklo maketo vietoje.

kept: 1840 metų plano dalis. Bažnyčia, buvusi net toliau į Rytus, nei minėjau prieš tai. Pažymėta nr. 50.

Анатолий: Это написано на форуме. Ссылка по теме "Костел Св. Терезы": vilnius.borda.ru

tadukb: Согласен с вами,что костел св.Терезы был напротив Арсенала (ближе к устью Вильняле). Но коментируя литографию К.Рачинского использовал материалл (как вижу ошибочный)вот с этих источников :Kirkor A.H.,Przewodnik ..,Wyd 2,1880. A.Juševičius,J.Maceika .Vilnius ir jo apylinkės-"dabar toje vietoje elektros stotis". Janusz Garniewicz.Wilenskie swiatynie.1993r.,"tam wzniesiono elektrownie miejska".

Walles: tadukb Litografia Raczyńskiego jest jak najbardziej prawidłowa. Kościółek Św. Teresy był "ZA" cmentarzem żydowskim a więc nie mógł być naprzeciw "ujścia Wilenki i Arsenału" - te określenie miejsca przez Kirkora , a potem innych autorów jest "umowne". Faktycznie to kościół był prawie naprzeciw terenów między ujściem Wilenki a pałacem Słuszków - dlatego jak słusznie zauważył Karlson pozostała po nim historyczna nazwa uliczki "Św.Teresy". Garniewicz oczywiście się myli - gdyż zasugerowany opisem Kirkora, że skoro kościół był "naprzeciw Arsenału" to napisał, że w tym miejscu zbudowano następnie elektrownię. Elektrownia stanęła w miejscu niewielkiej cerkwi (podobno część murów tej cerkwi) została wykorzystana do budowy stacji. Warto dodać, że kościółek nie stał samotny - był otoczony murem, a obok był niewielki klasztor (w 1772 mieszkało w nim już tylko 4 zakonników).

Walles: Próba odtworzenia wyglądu karmelickiego kościoła na Rybakach p.w. Św.Teresy: rys. Jan Bokiewicz

tadukb: Детель репродукции по акварели И.Камараускаса. 1892 г.

Walles: Sądząc po datach można wnioskować tak: Raczyński widział jeszcze kościółek św. Teresy (powódź w 1837, podmyła fundamenty i tylko część runęła, a jego resztki rozebrano w 1844 roku), a Kamarauskas nie widział ani kościółka, ani litografii Raczyńskiego.

сержгол: Лукишкю а., 10/ул. Васаре 16, 11. Костел Св. Апостолов Иакова и Филиппа Доминиканцев. а.

сержгол: Лукишкю а., 10/ул. Васаре 16, 11. Костел Св. Апостолов Иакова и Филиппа Доминиканцев. б.

сержгол: Лукишкю а.,10/ул. Васаре 16, 11. Костел Св. Апостолов Иакова и Филиппа Доминиканцев. в.

сержгол: Лукишкю а., 10/ул. Васаре 16, 11. Костел Св. Апостолов Иакова и Филиппа Доминиканцев. г.

Walles: наташа Zobacz tutaj - jaka zagadka była na Forum: http://vilnius.borda.ru/?1-5-0-00000002-000-460-0 Walles - Сообщение №: 470

kept: Szanowny Walles, gdzie moge odpowiedziec o tym co wiem na temat zamurowania - tu czy w tam tym temacie?

Walles: kept Oczywiście tutaj - bo rzecz dotyczy kościoła

kept: Tylko teraz zobaczylem ze temat tamty jest zakryty. To odpowiem tu Po 1794 m. sukilimo Šv. Onos bažnyčia netiesiogiai nukentėjo po to, kai buvo apšaudoma Bernardinų bažnyčia. Šv. Onos bažnyčios sienos sutrūkinėjo, o pati bažnyčia net apdegė. Po sukilimo bažnyčia restauruoti paskirtas architektas M. Šulcas. Jis, tam, kad sustiprintų priekinį fasadą, užmūrijo kraštines pagrindinio įėjimo angas šitam darbui naudodamas Žemutinės pilies griuvėsių plytas. Būtent dėl to, 1902-1909 metais restauratoriai suklydo dėl angų užmūrijimo datos. Be to, Šulcas užtinkavo visą Šv. Onos bažnyčios fasadą baltu kalkių skiediniu. Tas pats Šulcas suprojektavo ir pastatė visiems gerai žinomą klasicistinę varpinę priešais Šv. Onos bažnyčią, nugriautą 1872 m. Postaram Sie przetlumaczyc jak mozna szybciej...

tadukb: Vladui Drėmai galima tikėti, nes jis buvo rimtas Lietuvos dailės istorikas, muziejininkas, tapytojas, grafikas.

tadukb: Фрагмент рисунка А.Плятера из книги В.Дремы "Вильнюсский костёл св.Анны" где виден край классицистической колокольни.

Brachka: На литографии Ю.Озембловского 1840 г. есть «в полный рост», только тут этот полный рост уж очень странен в соотношении с костёлом... www.epaveldas.lt

Brachka: А вот на акварели Василия Садовникова 1847 года очень даже натурально выглядит. www.epaveldas.lt

tadukb: Примерно 1870 год. Juzef Czechowicz.

tadukb: Фрагмент фотографии. Примерно 1870 год. Juzef Czechowicz.

tadukb: Juzef Czechowicz. Из фотоальбома "Vilniaus pilis senose fotografijose" Lietuvos nacionalinis muzejus 1995.

сержгол: 2009.10.25. Костел Св. Троицы (Тринаполь), ул. Вяркю, 70. Вид со стороны 1-го Валакампяйского пляжа.

наташа: Костел Святого Георгия 1

наташа: Современный интерьер костела. 2 Остальные фото смотреть здесь

сержгол: Интерьер костела Св. Анны. 1.

сержгол: Интерьер костела Св. Анны. 2.

сержгол: Интерьер костела Св. Анны. 3.

сержгол: Интерьер костела Св. Анны. 4.

Dadis: Мне друг рассказывал, что где-то 20 лет тому назад можно было попасть в небольшой уютный скверик у костела Св. Юргио (Šv. Jurgio; скверик пометил красным эллипсом): Интересно, можно ли попасть в этот скверик теперь? Вчера пытался, но везде было заперто...

tadukb: Вы имели виду это место? Я как-то заглянул туда без фотоаппарата, там складики, дрова, всё запущено. И злой дядька пиво пил. Похоже - сторож.

tadukb: Раньше там просторнее было. Монастырь кармелитов (с 1798 - Духовная семинария)

Dadis: tadukb пишет: Вы имели виду это место? Я как-то заглянул туда без фотоаппарата, там складики, дрова, всё запущено. И злой дядька пиво пил. Похоже - сторож.Да, именно это место. В правом углу схемы видна лестница - если я правильно понял из рассказа моего друга, раньше по ней можно было попасть в вышеупомянутый скверик (теперь дверь, за которой начинается угловая лестница, заперта). Кстати, а откуда эта схема, если не секрет?

Brachka: Dadis Lietuvos architektūros istorija. Nuo XVII a. pradžios iki XIX a. vidurio. / II (см. на стр. 69) Хотя проверил, оказывается, tadukb откуда-то из другого источника взял - буквально несколькими нюансами рисунок отличается.

tadukb: А мой источник это:"Vilniaus architektūra".Mokslas. 1985.

наташа: Костел Св. Архангела Михаила в прошлом... ...и настоящем.

tadukb: После смерти своей любимой жены Барборы (Barbara Radziwilowna),король Сигизмунд Август(Zygmunt August) решил перевести тело с Кракова в Вильно (1551г). Барбора была похоронена в подземелье королевской часовни рядом с первой женой Сигизмунда-Эльжбетой. В том же году по инициативе короля приступили к строительству семейной усыпальницы-мавзолея,костёла св.Барборы у подножья Замковой горы,на месте старого костёла св.Анны(упоминался с 1390 г.) Архитектор- Джовани Чини. В своём завещании 1571 года,Сигизмунд упоминает этот костёл как место своего захоронения,но завещание было нарушено? и он похоронен на Вавеле. В 1556 г. костёл был почти готов. Но после смерти Сигизмунда (1572) строительство приостановлено,а после военных действий ХVII в. сильно пострадало и в 1666 г.снесено окончательно.

tadukb: Археологические раскопки костёла св. Анны и св. Барборы проводились в 1955-61 годах. Институт истории АН. Археолог А.Таутавичюс Napoleonas Kitkauskas "Vilniaus pilys. Statyba ir architektūra." Mokslas. 1989.

карлсон: июнь 2007

tadukb: Несколько слов о костёле св. Анны (у подножья Замковой горы). Принадлежал ордену францисканцев, построен сразу после крещения Литвы как деревянный около 1388 года, с 1390 года - каменный. Был это третий каменный костёл в Вильнюсе (после кафедрального собора и костёла св. Янов), если не считать часовни св. Мартина на Замковой горе. Размер костёла св. Анны: длина 20.5 м, ширина 9 м.

карлсон: tadukb пишет: Костёл св. Яна (а может, святых Янов?)Полное название костёла: Kościół św. Jana Chrzciciela i św. Jana Ewangelisty w Wilnie Vilniaus Šv. Jono Krikštytojo ir Šv. Jono apaštalo ir evangelisto bažnyčia Костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста в Вильнюсе Так что обоих.

tadukb: А алтарей пожалуй с десяток наберётся. Святого Яна Непомуцена, св. Яна из Факундо, св. Яна Хризостома, св. Яна Контиюса и тд.

kept: tadukb пишет: Костёл св.Яна( а может святых Янов ?) tadukb пишет: А алтарей пожалуй с десяток наберётся. Святого Яна Непомуцена, св.Яна из Факундо, св.Яна Хризостома, св.Яна Контиюса и тд.карлсон пишет: Так что обоих.A. Bumblauskas, kiek aš pamenu, nustatė, kad tai dvylikos šventų Jonų bažnyčia. Насколько я помню, А. Бумблаускас установил, что это костел двенадцати святых Янов.

Walles: tadukb To bardzo częsty przypadek gdy świątynia poświęcona jest dwóm lub i więcej świętym a wymieniany jest jeden. W Polsce znam bardzo wiele takich przypadków, że kościół pw. św. Jana tak naprawdę ma za patronów jeszcze i drugiego Jana - najczęściej są to oczywiście Chrzciciel i Ewangelista. To specyficzny przypadek bo obaj mają to samo imię. Ludzie mówią potocznie "Kościół św. Jana" czasem "Św. Janów", ale jest to zawsze ta sama świątynia. Ale żeby daleko nie odchodzić: katedra w Wilnie powołana została pod wezwaniem "Św. Stanisława i Św. Władysława" - w potocznej mowie jest.... tylko "pw. Św. Stanisława". Kościół na Łukiszkach powołany pod wezwaniem "Św. Jakuba i Św. Filipa" - potocznie tylko "pw. Św. Jakuba" itd. itd.

Gintautas: tadukb пишет: Но после смерти Сигизмунда (1572) строительство приостановлено, а после военных действий ХVII в. сильно пострадало и в 1666 г.снесено окончательно. Костел так и остался незакончен. Часть каменных блоков использовано на строительство часовни св. Казимира при княжеском замке.

tadukb: Walles Wlasciwie-kosciol sw.Apostolow-Filipa i obu Jakubow. Полное название,костёл святых Апостолов-Филипа и обоих Якубов(стараго и молодого)

kept: наташа пишет: Современный интерьер костела."Dėl didesnės Viešpaties šlovės, Mergelės Marijos ordinas prie Karmelio kalno, garbina Šventąjį Globėją ir Dieviškąjį Jurgį. Dėl Kankinio Bažnyčios grožio, ši yra atstatyta, ištapyta ir išpuošta 1755 mūsų Viešpaties metais".

сержгол: 2009.07.11. Костел Сердца Иисуса (Визиток). Ул. Расу, 6. 1.

сержгол: 2009.07.11. Костел Сердца Иисуса (Визиток). Ул. Расу, 6. 2. За забор попасть не удалось - ворота закрыты на большой замок...

наташа: Интерьер костела Св. Катрины.

карлсон: наташа, Только там написано St. John

наташа: Спасибо за поправку. На аукционе было написано Катрина, вот я надпись на фото и не изучила.

tadukb: Вильнюс ли это ? Что-то неприпомню костёла с таким интерьером.

сержгол: Tadukb Вы правы, не очень то похоже... www.flf.vu.lt/.../2005_05_26_sv_jono_/index.html

карлсон: tadukb пишет:Вильнюс ли это ?Вильнюс это, Вильнюс... точнее Вильно, только американское http://www.ihrc.umn.edu/research/vitrage/all/so/ihrc2501.html http://www.wilnochurch.org/main.html

сержгол: 1.

Жирмунка: Добрый день, Правильно ли на сайте vilnius.penki.lt/hramy.html переведено с литовского название костела на Доброй Раде? По литовски dievo apvaizdos, переведено "Божия Провидения". Не уверен, но может Преображения Господня? И второй костел в Павильнисе Kristaus Karaliaus ir sv. Kudikelio Jezaus Tereses (Pavilnio) baznycia. Переведено:КОСТЕЛ БОГА ОТЦА И НАИСВЯТЕЙШЕГО МЛАДЕНЦА ИИСУСА ХРИСТА. Явно не то. Во первых дословно Христа Короля, но скорее Христа Вседержателя или Пантократора. Может быть Спас в Силах. И второе название: св. Тересы со святым младенцем-Христом. Я тоже не знаю канонические названия, надо бы проконсультироваться со священником. Apvaizdas - словарь дает промысел, проведение (от ведать - знать). Все-таки надо советоваться со священником.

карлсон: Жирмунка По-польски костёл на Доброй Раде тоже называется: Kościół Opatrzności Bożej i Serca Jezusowego w Wilnie. Это значит провидения. В Павильнисе по-польски: Kościół Chrystusa Króla i Dzieciątka Jezus В Польше есть костел с похожим названием. Parafia św.Teresy od Dzieciątka Jezus; Siedlce http://www.teresasiedlce.pl/?p=main&what=1

Жирмунка: Добрый день. Вот менно, św.Teresy od Dzieciątka Jezus, по литовски:Vilniaus Kristaus Karaliaus ir šv. Kūdikėlio Jėzaus Teresės (Pavilnio) parapija, то есть главное - святой Тересы, так как их несколько, а наиболее чтимых две, то поэтому выделяется, что св. Тереса с Младенцем Иисусом (19 век, Франция). Другая - Испанская св. Тереса Авильская.

русалка: Жирмунка пишет:наиболее чтимых две, св. Тереса с Младенцем Иисусом (19 век, Франция),другая - Испанская св. Тереса Авильская.Справедливо!Хочу лишь заметить,что наиболее почитаемым и посещаемым по сей день является костёл св.Терезы на ул.Остробрамской в Вильнюсе,где мы можем любоваться фресками из жизни Терезы.

tadukb: В костёле св. Терезы находится около 30 фресок авторства Мотея Слущанского. На них изображены мистические видения и визии св. Терзы. На одной фреске изображено действие, ставшее популярным во всех кармелитских монастырях. Тереза в Авильском монастыре повстречала младенца и спросила: Как тебя зовут? "А как тебя?" "Тереза Иисуса", тогда мальчик ответил: " Тогда я Терезы Иисус." Улыбнулся и исчез. Иллюстрация из "Ženklas ir simbolis senojoje Lietuvos dailėje" 1996.

карлсон: Костел Св. Рафаила

tadukb: Фигуры на главном фасаде костёла св. Архангела Рафаила. Архангел Рафаил - исцелитель людей и животных, он же возвестит о Судном дне. Св. Иосиф Каласанский - основатель ордена пиаристов (девиз ордена - Благочестие и Учёность)

tadukb: С 1948 по 2004 год костёл Святой Троицы не действовал. В 2004 03 08, кардинал Аудрис Иозас Бачкис, декретом переименовал костёл Св Троицы в костёл Божественного Милосердия. (Gailestingumo) Cюда был торжественно (а по слухам, ночью) перенесён Чудотворный Образ Христа, который со слов св. Фаустины написал худ. Евгений Казимировский (1934 г) До этого картина висела в костёле Св. Духа (Доминикону 8, сейчас там копия)

карлсон: Святыня Божьего Милосердия. Dievo Gailestingumo šventovė. В октябре 2008 года еще в строительных лесах.

карлсон: Вид со двора.

карлсон: Интерьер.

карлсон: Костел Обретения Святого Креста. http://www.vilnius.penki.lt

карлсон:

карлсон: Костел Св. Екатерины http://www.vilnius.penki.lt Интерьер

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон: В костеле - концертном зале прошел цикл концертов, посвященных 50-летнему юбилею "Ажуолюкаса".

tadukb: Ян Булгак. 1916 год. В костёле Франциска и Бернардина. Улица Сафьянная.

tadukb: 2010 г. Костёл св.Франциска и Бернардина. Ул. Майронё 10.

Boruze: Отсканировала мамину фотку на фоне костелов. 1953 год

Жирмунка: Šventovė - Храм, святилище. Это не святыня!

карлсон: Жирмунка пишет: Это не святыня! Бывает иногда. translate.google.lt http://www.naroch.land.ru/budslav-kostel.htm

Иштар: Костёл Пресвятой Девы Марии Утешительницы ул. Савичаус 15.

Иштар: Костёл Св.Екатерины и монастырь бенедиктинок.

карлсон: Колокольня костела Св.Иоаннов на реставрации.

Анатолий: Реклама краски на костеле...

tadukb: А я хотел этот снимок поместить в тему "Изображения животных в декоре зданий"

Lana-Riga: CARINA пишет: тогда это подношения от поляков - вроде, знаки короля Республики Двух Народов Эти воты (именно так называются данные "благодарственные подношения") могут быть не только от поляков. И даже - не только от католиков. Потому что, во-первых, на многочисленных сердцах (и других символических изображениях частей тела) НЕТ никаких "знаков отличий", а во-вторых, если это в часовне над Святыми вратами, то ведь чудотворный Остробрамский образ почитают и ПРАВОСЛАВНЫЕ тоже... Но лично меня смущает ЭТА композиция: На ней ангелы поклоняются НЕ Остробрамскому образу Божьей Матери, а "Одигитрии", с Богомладенцем на руках. Это немного странно... Впрочем, надеюсь, что завтра смогу проверить всё более точно :) А в данную тему я зашла, чтобы выразить благодарность за чудесный подбор исторических материалов в разделе "Храмы Вильнюса" и - высказать также сокрушение по поводу того, что НЕ отражена СОВРЕМЕННОСТЬ (во всяком случае, ОЧЕНЬ не хватает расписаний богослужений... эх...)

карлсон: Lana-Riga пишет: ОЧЕНЬ не хватает расписаний богослужений... эх...Расписания вещь не постоянная, и надо смотреть по каждому храму отдельно. Да и во многих храмах проходят на нескольких языках в различное время.

Lana-Riga: карлсон пишет: Расписания вещь не постоянная, и надо смотреть по каждому храму отдельно. Да и во многих храмах проходят на нескольких языках в различное время. На самом деле, постоянное расписание таки существует (с указанием языка богослужения; хотя лично я в Вильнюсе участвовала, как правило, в Мессах "на эсперанто": когда начинают на латыни, потом из Ветхого Завета читают по-литовски, из Нового - по-польски, а дальше - опять латынь ))) В Риге такое можно в храме Скорбящей Богоматери наблюдать )) А изменения в расписания богослужений вносятся во время больших торжеств: Рождество, Пасха и проч. По будням обычно из года в год служат одинаково... Я нафотила себе расписаний... Lana-Riga пишет: Впрочем, надеюсь, что завтра смогу проверить всё более точно Таки проверила: действительно, это вота из Остробрамской часовни... Просто рука Богоматери изображена очень грубо, - издалека мне показалось, что там Младенец

карлсон: Костел Св. Архангела Рафаила

карлсон: Костел Св. Терезы

карлсон: Часовня Пресвятой Девы Марии, Милосердной Матери

карлсон: Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии (францисканцев)

карлсон: Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

tadukb: Фотография нач. ХХ в. Садик во дворе монастыря кармелитов. Из: Lietuvos vienuolynai/Vilniaus dailes akademijos leidykla. 1998.

tadukb: Задний фасад костёла св. Терезы.

tadukb: Остробрамская часовня.

сержгол:

карлсон: Костел Св. Екатерины Последний день прошлого года.

карлсон: Костел Св. Иоанна Боско

сержгол: 2011.02.16. Костел Св.Анны и Св.Франциска Асизского(Бернардинский)

Чайка: Сержгол. Костёл Св. Анны, согласитесь, очень красив. Много есть легенд о его построении. Но вот часовня-колокольня около костёла Св. Анны, построенная позже - не хуже. Экскурсантов всегда приводит в восторг этот ансамбль. Они, обычно стоят, таращут глаза, а различия не видят. Сей час, вероятно, будет проводится опрос - предложения, какой памятник можно воздвигнуть в Вильнюсе именитому русскому. Вот колокольня и является примером трудов Чагина в Вильнюсе. Предлагаю поставить памятник Чагину!

сержгол: Чайка Насчет колокольни Вы правы..., хотя она считается неоготического стиля...

Gedis: сержгол пишет: хотя она считается неоготического стиля Культурная ценность колокольни сомнительна и не сравнима с ценностью готического шедевра костёла св. Анны. К тому же, она заслоняет за ней стоящую каплицу "Kristaus laiptų koplyčia". Как выглядела она до строительства этой колокольни видно в литографии (žr.Vilniaus vaizdo kaitoje) 1820 г. Гловацкого - фрагмент: и в литографии из альбома Вильчинского:

сержгол: Gedis Насчет историко-культурной ценности колокольни не берусь судить... Я только имел в виду, что не специалист не отличит ее от костела Св. Анны... В этом, думаю, Чайка права... В Вильнюсе еще есть такие здания, историко-культурная ценность которых не совсем ясна... - например, здание по адресу Кальварию, 1, в котором расположен Союз архитекторов Литвы...

Чайка: Gedis Вы знаете,хорошо ,что в Вильнюсе есть и готика ,и неоготика ,и псевдоготика,-тем он и интересен. Такого костёла в сочетании с такой колокольней нигде больше нет.Всё построено простыми людьми,не президентами.Костёл Бернардинцев,если показываешь экскурсию ,не привлекает никакого внимания людей,а тем более каплица. Отсюда можно вывести "ценность" обьекта,как он смотрится со стороны... туристами,которые приносят деньги. А Gedisu спасибо скажу за другое : за прекрасную фотографию моей преподавательницы политэкономии в Университете Сары Гинайте! Мне рассказали об этом снимке ещё в 1973 году,и только в 2011 году я её увидела на Форуме.Какой она была преподаватель! Умна,остроумна,глубокий знаток свего предмета,нам, тогдашним студентам ,она была совсем недосягаема.

сержгол: 2011.02.16. Костел Св. Архангела Михаила.

сержгол: Западный фасад костела Св. Иоаннов с колокольней. Из: Vladas Drema"Vilniaus Šv. Jono bažnyčia".

сержгол: Большой алтарь костела Св. Иоаннов. Из: Vladas Drema "Vilniaus Šv. Jono bažničia".

сержгол: Костел Св. Иоаннов. Каплица Св. Оны. Алтарь Св. Виктора. Из: Vladas Drema "Vilniaus Šv. Jono bažničia".

Эдвард: Костел св. Анны. Костел Св. Бернарда и Франциска.

сержгол: Интерьер Доминиканского костела. Из: Vladas Drema "Vilniaus Šv. Jono bažničia"

карлсон: Костел Св. Иосифа. Пилайте.

карлсон:

карлсон: После реставрации, пару недель назад, для посетителей открылась колокольня костела Святого Яна.

карлсон: И за 5 литов пешочком, или на лифте, подняться на самый верх самого высокого здания Старого города.

карлсон: И оттуда полюбоваться видами города.

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

карлсон:

Анатолий: В Вильнюсе приступают к исследованию мумий из подземельяИтальянский ученый Дарио Пиомбино-Маскали, открывший тайну рецепта бальзамирующей жидкости Розалии Ломбардо, вместе с заслуженным антропологом Вильнюсского университета профессором Римантасом Янакаускасом займутся исследованием таинственных мумий подземелья Вильнюсского костела Святого Духа.Ссылка

сержгол:

карлсон: Костел Св. Стефана.

карлсон: Костел Св. Рафаила.

tadukb: Купол костёла св.Казимира в виде короны с крестом.

tadukb: В 1991 году под большим алтарём найдена погребальная крипта начала 17 века. (Высота 6 м, длина 18 м).

tadukb: Реликвия св. Андрея Бобола (Bobola -1591-1657) Из 30 лет проведённых в Вильнюсе, 13 лет святой А.Бобола проработал в костёле св. Казимира. В крипте были захоронения иезуитов и знатных горожан. Сейчас в крипту свободный вход за символическую плату в 1 лит.

Иштар: Костел Св.Креста или Бонифратов, Дауканто 1.

georgeare: КОСТЕЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ФРАНЦИСКАНЦЕВ), прогулялся тут недавно, панорама вот.

georgeare: КОСТЕЛ СВ. ЕКАТЕРИНЫ

tadukb: Костёл Архангела Михаила. В 1948 г. костёл передали в ведомство по делам архитектуры. Во время реконструкции 1952-56 г. (когда здание переделывали под музей), были уничтожены боковые алтари в стиле барокко.

tadukb: Интерьер костёла в 1952 г.

tadukb: Алтарь св Катерины.

tadukb:

tadukb: Алтарь св.Антония и св.Франциска.

tadukb: Св.Клары.

tadukb: И самый величественный алтарь Пресвятой Божьей Матери, где была помещена чудотворная икона (Сапеги), которая сейчас находится в кафедральном соборе в часовне Гоштавтов.

tadukb: М.Кулеша. Фанера, масло. 1922 г. Надгробный памятник жены Сапеги - Теодоры. (сохранился до наших дней). Также видим уже не существующий алтарь св. Франциска.

Еленира: Костёл Архангела Михаила построен Великим канцлером ВКЛ Львом Сапегой (1594) после того как он перешел в католичество, и задумывался как мавзолей семьи Сапег. Эффигия Льву Сапеги в костеле. Из http://tinyurl.com/d8cy93z

Иштар: Подземелья костёла Св.Духа: http://tv.delfi.lt/video/opBlI2lp/

Еленира: Костел Архангела Михаила. Самая крутая крыша Вильнюса. Угол наклона 60 градусов. 2008 г. Продолжение темы здесь.



полная версия страницы