Форум » Справочный раздел » Помощь зала 2 (Спрашивайте и, если знаете, отвечайте) » Ответить

Помощь зала 2 (Спрашивайте и, если знаете, отвечайте)

vineja: Информация справочного характера. Спрашивайте и, если знаете, отвечайте.[quote]Здесь можно задавать свои вопросы - любые. Но получить ответ на них можно, если: 1. Ответ на вопрос существует. 2. Кто-либо из форумчан его знает. 3. Готового ответа нет, но кто-то может подсказать, где этот ответ искать. Примечание: Домашних заданий школьников и студентов не выполняем. В качестве бесплатного бюро переводов не работаем. Отдельное название, слово, термин не в счет - поможем. Спрашивайте - и да ответят вам! Olga 28.06.06[/quote] (Продолжение, начало здесь)

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Edvin: Другими словами, в Литве нет других населенных пунктов с похожим названием? На сайте Полецкишкой средней школы (в двух км. от Мацкишек) в исторической справке говорится, что это хутор и прежде там находилось имение не известного дворянина и еще там была конфетная мануфактура :)

Edvin: Что-то я совсем запутался ...карта Гугла показывает Мацкишкес на Белорусской стороне !

карлсон: [url=http://lt.wikipedia.org/wiki/Mackiškės_]http://lt.wikipedia.org/wiki/Mackiškės_[/url](Butrimonys) Деревня была на самой границе. Ну и судьба соответсвенно. На польской карте 1925 года. На советских уже не упоминается.


Edvin: Современная карта практически один - в один! http://www.sineokaya.ru/helper/detail-723444.html Эх, граница :( Интересно, как в эту деревню можно попасть жителю Украины ..может быть кто знает о порядке вьезда в пограничную зону со стороны Белоруссии ?

карлсон: Нету этой деревни уже давно. А значок на карте гуляет очень приблизительно. Да и если бы деревня была на белорусской стороне, то не Мацкишкес бы писалась. http://lt.wikipedia.org/wiki/Mackiškės_(Butrimonys) Есть в Шальчининкайском районе и еще одна деревня с таким названием, километрах в 20. Но и там населения 0. http://lt.wikipedia.org/wiki/Mackiškės_(Dainava) В Радвилишском районе есть Моцкишкис. http://lt.wikipedia.org/wiki/Mockiškis

Olga: Деревня Полецкишки - довольно молодая, существует, судя по разысканиям ее жителей, лишь с XIX века. А в целом так предков вряд ли найдете. И населенный пункт мог получить название по первым поселенцам, и жители либо выходцы из населенного пункта могли получить название по нему, и крепостные крестьяне порой именовались по фамилии своего барина... И не все однофамильцы - родственники (если, конечно, не принимать во внимание, что род человеческий пошел от Адама и Евы). В Литве и сейчас найдется немало людей по фамилии Палецкий или "родственной" ей (Палецкис, Палецкас, Палецкайтис...). В России, в свою очередь, был известен княжеский род Палецких, родоначальником которого был один из Рюриковичей по прозвищу Палица, откуда Палицкий, преобразованное позднее (со смещением ударения) в Палецкий. Вернее поэтому отслеживать историю семьи конкретных представителей рода, а не просто носителей фамилии.

Edvin: карлсон пишет:Нету этой деревни уже давно. А значок на карте гуляет очень приблизительно. Да и если бы деревня была на белорусской стороне, то не Мацкишкес бы писалась.Совершенно верно, на школьном сайте эта "деревня" именуется, как заброшенный хутор, но оговаривается, что там прежде кипела жизнь под началом некоего дворянина. Спасибо за инфо! Обязательно просмотрю и проанализирую. Встречная просьба, дайте пожалуйста адрес топографической карты, которую Вы выкладывали выше ...чёт не получается ее отыскать :(

карлсон: http://www.mapywig.org/m/WIG100_300DPI/A32_B40_(XV-18)_EJSZYSZKI_300dpi.jpg

Edvin: Olga пишет: Деревня Полецкишки - довольно молодая, существует, судя по разысканиям ее жителей, лишь с XIX века. Вот и я обратил на это внимание. Похоже, что местные жители, благодаря нашим стараниям, могут открыть новую страницу истории своей деревни. Olga пишет: А в целом так предков вряд ли найдете. Пожалуй, да :( Однако, смогу рассказать своим детям о наших предках, кем были, чем занимались и тд. ...это ИМХО многого стоит в не материальном исчислении :) Благодаря Вашей информации, я теперь уверен в первопричине появления названия деревни Полецкишки ..и думаю,это были поселения и застройки крепостных, которые обслуживали имение. Имение было левее в нескольких ста метров от дороги , которая вела от Лиды к Вильно, и будет совершенно логичным предположить, что застройка вдоль трассы , это наилучший коммуникативный вариант для местных жителей. У меня есть информация от возможной очень далекой родственницы о том, что Мартин Палецкий и есть представитель этого рода, но, по стечению пока не известных обстоятельств, оказался во Дворе Сигизмунда и как бы "по другую сторону баррикад" :)

Edvin: карлсон, огромное спасибо! :)

Olga: По-литовски Мацкишки назывались не только Мацкишкес, но и Мацкишкяй. И там, в этих Мацкишках, в деревне, а не на фольварке (и та, и другой представлены на карте Карлсона 1925 г.), находился собор евангелистов-реформатов. Как оказалось, документы этого собора отчасти сохранились в Литве (в фонде F-23 соответствующего Литовского синода, в котором в целом насчитывается более 2000 единиц, за 1413-1938 гг.). См. здесь. Неизвестно, разумеется, что именно там представлено, но это уже факты, а не предположения и домыслы. Отдельные документы, где упоминается этот собор, можно найти и в электронном виде. Правда, они либо на латыни, либо на польском языке, а старинные рукописи не на родном языке читать трудно. К тому же, в целом важен лишь факт, что такой собор существовал в данном населенном пункте, что подтверждает – это именно искомые Моцкишки. Один из подобных документов от 1618 г. (LNMMB F101-50 – из коллекции пергаментов Литовской национальной библиотеки им. М. Мажвидаса, третий сверху документ ) см. здесь. Тут на обороте была представлена запись и на так называемом руском (старобелорусском) языке. Вот текст этого документа: Ja, Krystyna Mikolaiowna, Nonartowna… Жалованная данная тивуновой эйрагальской, жены судьи земского жомойтского Крыстыны Миколаевны Нонартовны Себастьяновой Кенсторовой (Krystyna Mikołaiowna, Nonartowna, Sebastyanowa Kęstortowa) костелу евангелистов-реформатов в Мацкишках (Mackiśzki) на фольварок Окушковщизна имения Наркушки (Narkuśzki, Okuszkowsćzyzna), лидский повет, а также на четырех крестьян с семьями и имуществом, 20 коп литовских грошей на содержания проповедника. Фольварком могли называть обособленную усадьбу, хутор или просто барскую запашку. Упоминаемые Наркушки также отмечены как фольварк на карте 1925 г. Мацкишки иногда еще именуются колонией. Вот один из документов "О Мацкишках" (1678 г., о владениях храма) в оригинале: Отсюда.

Piotr: Witam serdecznie , Na potrzeby forum Braci Wędzarniczej kultywującego tradycyjnego wyrobu wędlin poszukuje przepisu - receptury na kiełbasę wileńską. Być może na tym forum jest ktoś kto kiedyś zajmował się masarstwem i potrafi przypomnieć przepis. Z góry dziękuję za pomoc Piotr http://wedlinydomowe.pl/

Еленира: Пан Пётр, я думаю, что рецептура виленской колбаски такая же изменчивая, как и виленская история. Вы ищете рецепт каких времен? Польской шляхетской колбаски, времен Пилсудского? Русской царской? Сметоновских времен - литовской? Я помню очень вкусный сервелат советских времен, сделанный на Вильнюсском мясокомбинате, по 4.20 рубля за кило. Такой колбаски сейчас не найти. Отец говорил, что в рецептуру кроме свинины и говядины входили оленина (видимо из барских рецептов) и конина (здесь сказались наши татарские традиции). Может быть он и пошутил, но было очень вкусно.

vingis: Здравствуйте, уважаемые! Будьте добры, киньте в меня ссылками на сайты, где можно заказать онлайн отдых в Тракай. Спасибо.

Вальда: vingis, http://tourout.ru/place/trakai.html

vingis: Вальда, спасибо, но это российский сайт, а я бы хотел литовские

Gedis: vingis пишет: а я бы хотел литовские 1. ТРАКАЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. 2. Pailsekime.lt. 3. Viskasturizmui.lt. ...

eljot: Здравствуйте. Хочу спросить о том как правильно написать список своих преимуществ при поступлении на работу. Может кто-нибудь уже с этим сталкивался.

Alina: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, по какому адресу находился ЗАГС города Клайпеда в 1948 году? Тогда там расписались дедушка с бабушкой. Там ли он сейчас?

draginoid: Может кто знает, откуда произошло такое название, а то ходят слухи, что от количества аварий. Не верю, что так банально :)

карлсон: draginoid пишет: Не верю, что так банально :) Естественно, что не от аварий. Это старинное название, еще наверно со средневековья - Czarny trakt - Черный тракт.

draginoid: Так вот и интересно происхождение...

карлсон: Этот тракт вел из Вильнюса в сторону Сморгони. Возможно он был более опасным из-за разбойных нападений, по сравнению с другими.

draginoid: Спасибо, может и так

orange_one: Добрый день. еду в Вильнюс на след неделе по работе из Минска. времени будет очень мало. Посоветуйте пожалуйста хороший магазин спортивного питания ( сайт/адрес). по идее покупка должна выйти намного дешевле,чем у нас) Optimum Serious Mass заранее спасибо)

Vidut: Вечер добрый. Перекрёсток Миндауго и Басанавичяус. На той стороне улицы, где стоит "Мальчик с калошей", лет так 50 назад, говорят, стоял ГРАНИТНЫЙ ШАР. Может кто нибудь знает, что за шар, куда он делся, и есть ли фотографии? Спасибо заранее. С уважением Евгений

карлсон: Сейчас не скажу в какой теме, но несколько лет назад уже обсуждался этот шарик. И Анатолий тогда вскоре нашел и фотографию этого шарика. Да и исчез он где-то в 80-ых. Сам его еще хорошо помню. Был он точно в этом месте. Фото, выложенное Анатолием, нашел в теме - Воспоминания о городе детства 1.

Raja: Vidut, почитайте на форуме Воспоминания о городе детства 1, начиная с сообщения № 1229 Карлсона и Воспоминания о городе детства 2, с. 1

Vidut: Благодарю всех...

Vidut: Для старожилов и знатоков. Есть ли в Вильнюсе дом, который раньше назывался Домом учёных? Не к смысле институт там или что, а жилой многоэтажный дом. С уважением Евгений

semion63: Вообще-то, Домом учёных называлось здание со шпилем , типа, Дом на набережной, за площадью Ленина. Оно было построено около 1952 года и являлось жилым... Но вроде я слышал, что так называли ещё одно жилое здание из-за обилия живших в нём учёных, и если только я не ошибаюсь, где-то в районе улицы Калинауско...

Olga: См. сообщение Brachka здесь. Дом учёных J. Tumo-Vaižganto g. 9/1 Архит. Джованни Риппа-Анджолетто Года постройки: 1948-1951 Квартиры в нём проектировались с пятью комнатами, хозпомещением, двумя санузлами и двумя входами (парадным и хозяйственным). Всего - 50 квартир. Сегодня по экономическим соображениям квартиры разделены, их общее число стало порядка 70-ти. Наверху угловой башни предполагалось сделать летнее кафе. Сейчас там частная галерея искусств. Информация из книги Vilnius 1900-2005. Naujosios architektūros gidas. ISBN 9955-9812-0-2 Фото с сайта miestai.net: А еще мы долго выясняли, какой советский символ был ранее в венке на шпиле. Все видели, но никто не запомнил. См. начало этой дискуссии здесь.

карлсон: декабрь 2012

vineja: Olga, была я как-то на тематической экскурсии по Вильнюсу - "Сталинская архитектура". Так экскурсовод однозначно сказала, что в венке была звезда. А здания этого типа символизировали стремление в космос, к звездам. Так что могли венок и не портить

Olga: vineja, я вообще за то, чтобы здания не портили. И к сносу памятников подходили ответственно. А вот всегда ли информация экскурсовода достоверна - кто его знает... Я приводила печатные сведения про серп и молот на шпиле. Хотя ошибаться могут все. Но человек, который этот символ снимал (кто-то же снимал?), - ему-то к чему лукавить: - Desertui – klausimas apie jūsų žygdarbį, apie kurį žino vos vienas kitas žmogus. Kaip kilo idėja įlipti į vadinamąjį Mokslininkų namo Vilniuje bokštą ir išpjauti jo viršūnėje buvusį sovietinį kūjį ir pjautuvą? - Dar būdamas studentas svajojau, kad vieną dieną Vilnius prabus ir neberas to kūjo ir pjautuvo. Tačiau įgyvendinti tą berniokišką idėją pavyko tik nepriklausomos Lietuvos laikais. Tuomet dirbau Mokslų akademijos Puslaidininkių fizikos institute ir kasdien kaip gyvą priekaištą pro laboratorijos langus matydavau Mokslininkų namų bokšto viršūnėje besipuikuojantį kūjį ir pjautuvą. Su kolegomis bendraminčiais nuėjome į Miesto plėtros departamentą ir gavome leidimą. Jame buvo parašyta: „Mokslų akademijos turistų klubui leidžiama pašalinti pasenusius simbolius“. Tuomet man pravertė kalnuose įgyti alpinisto įgūdžiai. Kopėme į bokštą virvėmis, o visa ekspedicija truko apie 6 valandas, nes kas 15-20 minučių tekdavo leistis žemyn pailsėti. Dabar tą kūjį ir pjautuvą saugome Mokslų akademijos turistų klube kaip tų laikų simbolį. - Dabar, manau, apie šį jūsų poelgį rašytų laikraščiai, rodytų televizija. Ar tą 1991 metų vėlyvą rudenį sulaukėte kokio nors visuomenės dėmesio? - Žinoma, sulaukėme – pasmerkimo. Kai kurie vyresni kolegos institute sakė, jog istorijos negalima ištrinti ir kad protingi žmonės taip nesielgia. Dar žinau, kad informacija apie Vilniuje išpjautą kūjį ir pjautuvą buvo išspausdinta viename prancūzų laikraštyje – mat tuo metu Vilniuje lankėsi prancūzų televizija. Здесь. Здесь упомянуто много фактов, которые при желании можно проверить. Хотя звезда и в самом деле на таких шпилях представляется более привычной. Но возможен и такой вариант: там могли быть и звезда, и на ней - серп и молот. А писать верхолаз именно про серп и молот мог потому, что серп и молот более тесно привязаны к официальной символике СССР, это как бы его "малый герб" и законодательно запрещенный в Литве символ. А звезды выглядят "невиннее". Вот образчик такой звезды с серпом и молотом: Снизу мы видим звезду, а выламывать можно заодно серп и молот. На представленном снимке - монтаж эмблемы на шпиле Северного речного вокзала Москвы (1937). С другой стороны - и венок, и звезда, и серп с молотом - многовато?

Olga: А вот это уже неоспоримый, весомый в прямом и переносном смысле аргумент: Отсюда. Вот вам и через тернии к звездам! А в моем предшествующем сообщении бы проект здания Дома колхозника в Риге, которое затем модифицировалось в здание Академии наук. Серп и молот там в конечном итоге заменили на звезду. А над головами наших ученых, как оказалось, все же были серп и молот. Наверное, чтобы от грешной земли совсем не отрывались и о корнях не забывали...

SerBari: Часто проезжая мимо, и глядя на шпиль Дома ученых, не переставал удивляться исполненному вандализму. Спасибо за информацию. Теперь Страна знает своих "героев"! Хорошо бы еще узнать имена тех, кто дал им разрешение на демонтаж серпа и молота со шпиля здания. Слава БогуДепартаменту культурного наследия, что все здание не снесли!

Olga: Ну, как известно, ломать - не строить. И любую идею можно довести до абсурда. Например - запретить продажу серпов и молотков. Или потребовать убрать звездочки с флага ЕС. С другой стороны, сам факт, что на форуме так долго спорили о том, что же там, в венце на шпиле, находилось, - свидетельство того, что не было это столь уж важно. Я, к примеру, много лет ходила мимо этого здания и в само здание хаживала к друзьям и знакомым, но не заметила ни того, чем был увенчан шпиль, ни того, что венец опустел. Ну, я, конечно, тот еще показатель... Но на сайте много подлинных любителей и знатоков Вильнюса, и они тоже не были уверены. Да и вопрос первым задал Kept, обычно подмечающий мельчайшие детали. И автор отличного снимка, который я слизала с miestai.net, тоже с уверенностью пишет о звезде, а не о снятом серпе и молоте. А вот защитникам культурного наследия (одному из них - ) и в самом деле надо быть благодарными. Без их деятельности мы уже многого не досчитались бы в городе. Есть ведь ревнители радикальных перемен: скульптурные изображения не приемлют - мост готовы выдрать с корнем.

Gedis: Olga пишет: ... свидетельство того, что не было это столь уж важно ... но не заметила ни того, чем был увенчан шпиль ... на сайте много подлинных любителей и знатоков Вильнюса, и они тоже не были уверены. Аналогично украшен серпом и молотом был и фонарь на площади Lukiškių, фрагмент: (apie 1956, Vilniaus vaizdo kaita) Но обратил внимание только теперь на этом снимке - а как там сейчас, не знаю - не обращал внимания.

Olga: Фото 06.09.2008 Отсюда. Отсюда.



полная версия страницы