Форум » Незнакомые знакомые места » Где этот дом? » Ответить

Где этот дом?

vineja: Тема, в которой стараемся разобраться, где находилось (и теперь находится) интересующее нас здание.

Ответов - 182, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

vineja: Первое постоянное ателье в 1845 году в Вильнюсе открыл вильнюсец Е. Розенсон, обучающийся фотографии в Кенигсберге. Его ателье с перерывами работало до 6 июня 1863 года, когда было закрыто по указу Н. Муравьева вместе с другими фотоателье. Е. Розенсон выехал в Гродно и продал свое ателье на ул. Большой в доме монастыря Л. Р. Воль.

Алексей1: vineja пишет: Первое постоянное ателье в 1845 году в Вильнюсе открыл вильнюсец Е. Розенсон, обучающийся фотографии в Кенигсберге. Его ателье с перерывами работало до 6 июня 1863 года, когда было закрыто по указу Н. Муравьева вместе с другими фотоателье. Е. Розенсон выехал в Гродно и продал свое ателье на ул. Большой в доме монастыря Л. Р. Воль. позвольте полюбопытствовать источник этой информации? Просмотрел "памятные книги", до 1850 (49) года упоминаний о дагеротипии нет, тем более не будет и фотоателье, дагеротип - это папа привычного бумажного фотоснимка. И после 1851 года нет упоминаний ни о дагеротипах, ни о фотоателье. Первое упоминание фотоателье в 1863 (62) году: позже проследить не удалось, перестали публиковать эти данные.

Olga: "Первое фотоателье Розенсона было открыто в 1845 г., позднее они в Вильне появлялись как грибы после дождя". См.: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.731240703596795&type=3 (на лит. яз.). Здесь же есть сведения и о дагеротипах: "Спустя всего две недели после того, как в 1839 г. французский художник Луи Дагер представил свое изобретение дагеротипию, гувернер (в тексте - гувернант) веркяйского князя Людвика Витгенштейна Марсильяк привез из Парижа не виданное до того устройство и установил его напротив реконструируемого дворца в Веркяй, а затем на покрытых серебром пластинах изготовил первые изображения". См. также:Началом литовской фотографии считается дагерротипирование реконструированного Веркяйского дворца , которое летом 1839 года выполнил наместник детей герцога Людвига Витгенштейна Франсуа Марсильяк, этот факт упоминается в мемуарах архитектора Болеслава Подчашинского. опубликовано в январе 1853 г. в газете Gazeta Warszawska. [151] Неблагоприятная политическая ситуация в стране привела к медленному развитию новых технологий и культурных мероприятий. Первое известное дагерротипное портретное ательев Вильнюсе был открыт в 1843 г. К. Циглером; Такие ателье действовали в Литве до 1859 г. Одним из самых известных фотографов был К. Нойперт, выходец из Норвегии (с 1851 г. работал в Вильнюсе и Друскининкае ).https://sandbigbox.com/wiki/ru/Vilnius Вот еще сведения (за достоверность не ручаюсь) Сведения о первом дагеротиписте в Вильне были опубликованны в местной прессе летом 1843. В июле C. Ziegler, подписавшийся как "Silhouttour" (правильно: silhouetteur), сообщил, что он открыл заведение в доме Шибаковского на улице Светоярской рядом с Собором. Портреты изготавливались ежедневно с 8 утра до 5 вечера, независимо от погодных условий, съемка длилась 15 секунд. Примеры можно было увидеть в магазине Оливейра на улице Замковой.*http://fototikon.blogspot.com/2016/05/1854-1917-1939.html


vineja: Olga,

Olga: Спасибо,vineja, хотя вроде как и не за что. История с "гувернантом" в Верках вызывает сомнение: все сведения о дагеротипе верковского дворца восходят к единственному мемуарному источнику, судьба якобы сделанных дагеротипических изображений дворца неизвестна. Да и 2 недели после обнародования в Париже дагеротипии - явно недостаточный срок для того, чтобы освоить непростую новую технологию. А вот то, что в Национальном музее Литвы хранятся 2 виленских дагеротипа, - это факт. Сделанных за рубежом сохранилось больше. Вообще начало фотографии в Литве изучено неплохо, выпущен ряд книг, посвященных истории фотографии. Вопрос, вне сомнения, интересный. Остается добавить, что Спасская улица - одно из старых названий современной ул. Rusų, а Светоерска (prospekt Świętojerski) - Св.-Георгиевский проспект, ныне пр. Gedimino.

Алексей1: А вот то, что в Национальном музее Литвы хранятся 2 виленских дагеротипа, - это факт. очень ценная информация 1. Известно кто автор? 2. Где можно посмотреть, натурально или виртуально? Остается добавить, что Спасская улица - одно из старых названий современной ул. Rusų Если это ответ на мой вопрос, то еще раз большое спасибо. А есть разница между Спассим переулком и Спасской улицей? Подход к дому Розенсона был из Спасского переулка. Кстати, дом в котором находилась мастерская Розенсона, упоминается два раза и каждый раз назван по разному, дом Малиновского и дом бывшего Гута. И немного лирики: История с "гувернантом" в Верках вызывает сомнение: все сведения о дагеротипе верковского дворца восходят к единственному мемуарному источнику, судьба якобы сделанных дагеротипических изображений дворца неизвестна. Да и 2 недели после обнародования в Париже дагеротипии - явно недостаточный срок для того, чтобы освоить непростую новую технологию. Тут вопрос темный, в принципе, как версия, имеет право на жизнь. Богатый граф решил поближе познакомиться с европейской новинкой. Сама по себе технология дагеротипирования была известна гораздо раньше 1839 года, сейчас точно не вспомню, но первые опыты начались еще в 1829 году и почти десять лет шла отработка технологии, причем промежуточные результаты публиковались и каждый желающий мог присоединиться к опытам. Можно предположить, что к 1839 году началось коммерческое использование дагеротипии, то есть был налажен выпуск пластинок и отработана технология сенсибилизации и созданы коммерческие образцы фотоаппаратов, , что способствовало развитию практического использования дагеротипии.

Olga: Вам виднее. Что касается адресов, то в середине XIX века и адреса, и написание фамилий, и многое другое было менее устойчивым, чем теперь. Так, в какой-то момент в Вильне было аж три улицы с названием Стеклянная. И если сравнивать планы разных лет, то расхождения в названиях бросаются в глаза. Улица может называться переулком и наоборот. Адрес не по номеру дома, а по фамилии владельца, естественно, мог зависеть от судьбы этого владельца. Я пыталась найти в Интернете сохранившиеся виленские дагеротипы, но, увы, мне это не удалось. Уверена, что искомые сведения есть в книгах, но их нет в электронном виде. Вот в этой, например: Dagerotipai, ambrotipai, ferotipai Lietuvos muziejuose, сост. Margarita Matulytė. Vilnius: Lietuvos nacionalinis muziejus, 2000 Daguerreotypes, Ambrotypes, Tintypes in Lithuanian Museums, ed. Margarita Matulytė. Vilnius: Lietuvos nacionalinis muziejus, 2000 Там есть текст и на англ. яз. Обложку книги можно увидеть здесь https://leidykla.vda.lt/Files/file/Acta_101_102/Acta_101_12.pdf (с. 377). Прошу прощения, я так давно не публиковала ничего на этом форуме, что запамятовала, как теперь размещаются картинки. Есть еще такая книга: M. Matulytė, A. Narušytė „Camera obscura“ : Lietuvos fotografijos istorija 1839-1945. Думаю, и тут должны быть первые дагеротипы, сделанные в Литве. https://kvb.lt/images/di/5186_1942_regular_05.jpg Очень жаль, но обе книги есть только в натуре.

Алексей1: vineja пишет: Не подскажете в какую тему лучше разместить информацию о городском театре 50-х годов 19 века? Того самого, который размещался в здании ратуши. Штудирую "Памятные записи" по своей тематике, а это побочный эффект,но информация показалась интересной. И вообще, где размещать краткие исторические сведения и зарисовки, например о ЖД или почти сказку о польской Золушке?

Olga: Вот более точные сведения о первых литовских дагеротипах:Apie fotografijos išradimą buvo pranešta Paryžiuje, Prancūzijos mokslų akademijos posėdyje, 1839 m. sausio 7 d. Ši žinia Lietuvą pasiekė 1839 m. vasario 14 d., tačiau tik rugpjūčio 19 d. paskelbus dageritipų gamybos technologiją, ir Lietuvoje, netoli Vilniaus esančiame Verkių dvare, buvo padaryti pirmieji dagerotipai. Dvaro rūmus restauravusio architekto Boleslovo Podčašinskio liudijimu, čia 1839 m. vasaros pabaigoje kunigaikščio Liudviko Vitgenšteino vaikų guverneris Marsiljakas fotografavo dar nenugriautą centrinį rūmų pastatą. Ar tie dagerotipai išliko – nežinia. Об изобретении фотографии было объявлено в Париже на заседании Французской академии наук в 1839 году, 7 января. Эта новость достигла Литвы в 1839 году, 14 февраля, а только 19 августа, после публикации технологии изготовления дагерротипов первые дагерротипы были изготовлены в Литве, в имении Верки (ныне Веркяй. - Olga) под Вильнюсом. По свидетельству Болеслава Подчашинского, архитектора, реставрировавшего особняк, здесь в 1839 году, в конце лета, Марсильяк, губернатор детей герцога Людвика Витгенштейна, сфотографировал еще не снесенное центральное здание дворца. Неизвестно, сохранились ли эти дагерротипы. Источник: https://www.bernardinai.lt/2013-02-13-stanislovas-zvirgzdas-lietuvos-fotomegeju-sajunga-1933-1940/

Olga: О первых литовских дагеротипах нашла только упоминание, что это были портреты. А вот еще любопытные сведения о гувернере Витгенштейнов и будущем архитекторе Подчашинском: «Литве и Вильнюсу повезло, что у нас были интеллектуалы, княья Витгенштейны, которые понимали возможность фиксации исторического факта. Они реконструировали свой дворец в Верках и попросили своего гувернера, у которого был дагерротип, запечатлеть дворец, который вот-вот изменит свой облик, для будущих поколений», − рассказывает историк фотографии доктор Маргарита Матулите. «Он вернулся на летние каникулы, молодой человек, окончивший Женевский университет, привез дагерротип и сфотографировал Верки. Есть свидетельство 16-летнего мальчика Болеслава Подчашинского, как он в то время играл с детьми Витгенштейнов и видел, как они фотографировали», − рассказывает историк фотографии Дайнюс Юнявичюс. К сожалению, первые фото не сохранились. В архивах мы находим работы наших более поздних фотографов. Эти фотографии сделаны за несколько лет до восстания 1863 года. Историки считают их первыми литовскими фотографиями, а их авторов − пионерами литовской фотографии. Источник: https://www.lrt.lt/naujienos/lietuvoje/2/1162370/fotografijos-pradzia-lietuvoje-per-diena-vos-dvi-nuotraukos-menancios-1863-uju-sukilima Перевод с литовского мой. Вот еще - из литовской Википедии: В отличие от США или Западной Европы, в Литве дагеротипы не монтировались в футляры. Было принято вешать их на стену или ставить на стол, поэтому в Литве их сохранилось очень мало. Из-за воздействия света, влаги или пыли дагерротипы быстро разрушались. Известно, что много дагеротипов было уничтожено во время восстания 1863 года или в ходе последовавших за ним репрессий.Кроме того, значительную часть клиентуры дагеротипистов составляли русские офицеры и чиновники, которые останавливались на время. В то время в Литве, являвшейся частью Российской империи, дагеротипы стоили от 3 до 10 рублей (перевод с лит. мой). А имя Розенсона - Шлёма.

Olga: Lietuvos nacionalinis muziejus 10 июля 2014 г. · Lietuvos nacionalinio muziejaus dagerotipų rinkinys pristatomas virtualioje parodoje Lietuvos istorijos ir kultūros ikonografijos dokumentai. Tai – XIX a. Lietuvos politikų, visuomenės ir mokslo veikėjų, menininkų, kariškių, aristokratijos atstovų portretai, sukurti garsių fotografų, dirbusių Vilniuje, Varšuvoje ir Sankt Peterburge. Kolekcijoje saugomi du fotografo Charleso Neuperto, penki austrų fotografo Josepho Weningerio ir vienas Karolio Beyerio dagerotipas. Muziejaus kolekcijoje yra vienintelis žymaus lenkų fotografo K. Beyerio dagerotipas – grafaitės Marijos Lubenskytės portretas. Fotografo J. Weningerio dagerotipuose įamžintas žymaus Vilniaus dailininko Kanuto Rusecko sūnus Boleslovas Ruseckas, 1843–1848 metais studijavęs Sankt Peterburgo dailės akademijoje, ir jo mokslo draugai. Rinkinyje saugomas ir garsaus lenkų kompozitoriaus Stanislovo Moniuškos, 1840–1852 metais gyvenusio Vilniuje, portretas. Vertingi Vilniaus gubernijos maršalkos, Vilniaus miesto prezidento Mykolo Riomerio, Kauno gubernijos maršalkos, Belvederio dvaro paveldėtojo Kleto Burbos ir kitų žymių asmenų portretai. Išskirtinis yra garsaus Vilniaus advokato Tado Vrublevskio senelio, 1831 metų sukilimo dalyvio Baltramiejaus Beniovskio atvaizdo stereoskopinis dagerotipas. Rinkinyje esama dagerotipų, kuriuose pavaizduotų žmonių asmenybės, kaip ir jų autoriai, tebėra nenustatyti. Lietuvos nacionalinio muziejaus Ikonografijos skyriaus vyresniosios muziejininkės Jūratės Gudaitės parengtoje virtualioje parodoje lietuvių ir anglų kalbomis pristatomi vertingiausi ir geriausiai išsilaikę dagerotipai bei ambrotipai.

Olga: Хранящиеся в музеях и иных собраниях Литвы дагеротипы (30 изображений, см. со стр. 70) можно увидеть здесь: https://etalpykla.lituanistikadb.lt/object/LT-LDB-0001:J.04~2000~1533108874971/J.04~2000~1533108874971.pdf Каждое - с подробным описанием. В поисковую строку надо скопировать ВСЮ ссылку.

Алексей1: Что касается адресов, то в середине XIX века и адреса, и написание фамилий, и многое другое было менее устойчивым, чем теперь... ...И если сравнивать планы разных лет, то расхождения в названиях бросаются в глаза... ...Адрес не по номеру дома, а по фамилии владельца, естественно, мог зависеть от судьбы этого владельца.Трудно спорить, тем более что Вас поддерживает Главный Начальник края сегодня посмотрел Указатель Вильно 1864г., и толком не разобрался. В списке улиц и переулков есть переулок Спасский: На странице 65 нужного дома не увидел: Тогда попробовал найти дом Малиновского и он нашелся: но неясно это тот дом или нет, возможно что только проход к дому был со Спасского переулка, а сам дом находился на другой улице. теперь надо искать план этих самых улиц.

Olga: В этой чехарде непросто разобраться. Спасская улица именовалась и Пречистенской - по собору. В литературе есть и упоминание о Спасском переулке:Церковь св. пророка Илии. Она занимала часть места нынешней гостиницы Нишковскаго и следующего дома ближе к нынешнему Спасскому переулку. Её довольно обширный погост простирался по правой стороне переулка Лоточек до Пречистенской улицы, a с восточной стороны граничил с погостом и плацами церкви Рождества Христова [147]. В акте осмотра церквей 1619 года замечено, что погост церкви св. Илии застроен несколькими домами, что он находится на улице Савич, около погостного переулка (ныне Спасская улица - drugi Łotoczek) и одним концом выходит к церкви Пречистенской, другим - к погосту Христорождественсаой церкви [148]. В 1622 году Николай Миклашевич, возный Виленскаго воеводства, записал в Виленские гродские книги, что «тут, в месте Виленском, за потребованьем наместника митрополитового пана Томаша Петровского, он ходил до дому Ендрыха немца, муляра, на грунте церковном будучом, яко давали ему справу люди околичные многие, же там церковь св. Илии Пророка была неподалеку соборное церкви светое Пречистое; там же в дому того муляра видел дол глубокий на заложеню фундаментов, на збудоване склепу мурованого выкопаный, в котором доле по обудвух сторонах в земле видел труны (гробы) тел змерлых чотыри, a у концу долу одну труну, a с середины долу с песком костей не мало чоловечих накидано; знать бардзо добре, же там цминтарь, або рачей самое местце церковное есть» [149]. Хотя относительно и этой церкви с её погостом противники митрополита находили возможным сомневаться в самом её существовании, но суд, с утверждения короля, на основании представленных доказательств, признал вполне законными права митрополита на предъявляемую юридику [150]. Источник:http://pawet.net/library/history/bel_history/_books/vilnia2 Михальский пер. - это, кажется, совр. ул. Швянто Миколо (Šv. Mykolo).

Olga: Спасский пер. отмечен на Плане-путеводителя по гор. Вильне 1894 г. См. http://vilnius.penki.lt/vilna_1898.html Рядом с цифрой 23, неподалеку от Пречистенского собора.

Алексей1: Olga пишет: Хранящиеся в музеях и иных собраниях Литвы дагеротипы (30 изображений, см. со стр. 70) можно увидеть здесь: https://etalpykla.lituanistikadb.lt/object/LT-LDB-0001:J.04~2000~1533108874971/J.04~2000~1533108874971.pdf Каждое - с подробным описанием. В поисковую строку надо скопировать ВСЮ ссылку. Большое спасибо за эту очень интересную ссылку. Жаль, что качество иллюстраций не очень хорошее, но это мелочи. Можно только добавить, что в тот момент дагеротипия была была новейшей технологией фиксации изображения, даже затрудняюсь с чем можно сегодня сравнить, может с 3Д технологиями, но в фундаменте этих технологий лежит дагеротипия.

Olga: Я предполагаю, что качество репродукций во многом зависит от качества оригинала. А вот любопытные сведения о местонахождении фотоателье Розенсона - из весьма авторитетного источника: www.limis.lt/virtualios-parodos/-/virtualExhibitions/list?_virtualExhibitionsportlet_WAR_limiskportlet_backUrl=&listDisplayMode=detailed&rowsOnPage=48 Novatoriškos dagerotipijos ateljė Vilniuje buvo steigiamos atvykėlių iš kitų kraštų. Pirmuoju į miestą atvykusiu dagerotipininku laikomas C. Ziegleris, 1843 m. įkūręs fotoateljė Šventojo Jurgio (dabar – Gedimino) prospekte. 1845 m. savo verslą Vilniuje pradėjo vietinis gyventojas Elijašas (Šlioma) Rozensonas, kurio dirbtuvė su pertraukomis veikė iki 1863 m. (Dominikonų gatvėje, Išganytojo skersgatvyje, vėliau – Didžiojoje gatvėje). Fotografavimo subtilybių Rozensonas išmoko užsienyje. O Vilniaus peizažinių nuotraukų pradininku yra laikomas Abdonas Korzonas (Korzunas). Vėliau pirmuosius žingsnius Lietuvoje žengė ir mokslinė fotografija. 1868 m. energingo Vilniaus observatorijos direktoriaus P. Smyslovo dėka įstaigoje buvo visiškai įrengtas heliografas ir pirmą kartą Rusijos imperijos istorijoje buvo imtasi sistemiškos Saulės fotofiksacijos. Muziejininkas Aleksandras Krivošeinas Гугл Вам в помощь! В 1863 г. фотоателье Розенсона, в котором во время обыска нашли запрещенные фотографии, связанные с участниками восстания, было закрыто, а на владельца наложен штраф в 200 руб. Но ему разрешили продать ателье вместе с оборудованием и материалами. После этого он уехал в Гродно. Последняя его фотостудия располагалась на ул. Большой, в доме монастыря. Теперь я понимаю, почему фамилия Розенсона чаще всего упоминалась без имени: трудно объяснить, почему он и Шлёма (восходит к Соломон), и Элиаш (близкое к Илия).

Алексей1: К большому сожалению с языками у меня проблема, не знаю ни одного, в том числе и русского А чем интересна последняя ссылка? Опять какие-то пересказы и, самое главное, нет источников информации. В 1863 г. фотоателье Розенсона, в котором во время обыска нашли запрещенные фотографии, было закрыто, а на владельца наложен штраф в 200 руб. Но ему разрешили продать ателье вместе с оборудованием и материалами. После этого он уехал в Гродно. Последняя его фотостудия располагалась на ул. Большой, в доме монастыря. нужны подтверждения, уже говорил, а позже покажу - после 1851 года упоминания о Розенсоне нет. А вот про улицу Большую все верно и Вы подошли очень близко, это действительно дом на улице Большой, а подход к мастерской со стороны Спасского переулка. Но идентифицировать дом пока не могу. Оказалось, что Малиновский вероятно был владельцем нескольких домов и один из них на улице Большой, это бывший дом Гута, но после 1864 года этот дом не упоминается как дом Малиновского, возможно был продан.

Olga: Прошу прощения, источник мною назван. А перевод - воспользуйтесь Гуглом. Он сейчас совсем неплохо переводит, нужно только отредактировать. А то, что пересказано, - общеизвестная информация, дублирующаяся во многих источниках. Вот Вам автоматический перевод (чуток подправленный мною) сведений о местонахождении фотоателье Э. Розенсона: Инновационные мастерские дагерротипов в Вильнюсе были основаны иммигрантами из других стран. К. Циглер в 1843 году считается первым художником-дагерротипистом, приехавшим в город. основал фотостудию на проспекте Швянто Юргё (ныне Гедиминаса). В 1845 г. местный житель Элиаш (Шлёма) Розенсон начал свое дело в Вильнюсе, мастерская которого работала с перерывами до 1863 г. (на ул. Доминикону, Ишганитойо скерсгатви (это и есть, я полагаю, Спасский пер. - Ольга), позже на ул. Диджёйи - Большая). Розенсон постиг тонкости фотографии за границей. А Абдон Корзонас (Корзунас) считается пионером вильнюсской пейзажной фотографии. Позднее научная фотография также сделала свои первые шаги в Литве. В 1868 году благодаря энергичному директору Виленской обсерватории П. Смыслову учреждение было полностью оснащено гелиографом и впервые в истории Российской империи была предпринята систематическая фотофиксация Солнца. Музейный сотрудник Александр Кривошеин А предъявлять претензии к материалам форума, авторы которых никому ничего не должны, вряд ли правомерно. Обмен мнениями на форуме и научные разыскания - разные по природе вещи. Но вот Вам один из многочисленных источников, повествующих о закрытии фотоателье Э. Розенсона: https://vilniausgalerija.lt/2019/08/18/s-zvirgzdas-1863-1864-m-sukilimas-lietuvoje-kokios-tuomet-buvo-fotografijos-salygos/

Алексей1: имел виду первоисточники, на которые опирается Александр Кривошеин. С местом размещения мастерской Розенсона теперь понятно, а вот насчет его работы с 1851 и по 1863 год нужна дополнительная информация. Насчет Циглера пока вообще ничего не нашел, но поиск в интернете дал интересную находку. На чешском интернет аукционе выставлена литография Циглера с очень знакомыми мотивами. https://www.antikvariatbretschneider.cz/shop/rakousko/3457-lambach-ziegler-litografie-1843.html



полная версия страницы