Форум » Как и где искать сведения » С чего начинать составление родословного древа? » Ответить

С чего начинать составление родословного древа?

Анатолий: С чего начинать составление родословного древа? Самостоятельный генеалогический поиск Сообщения о поиске предков и свои вопросы по тематике генеалогического поиска пишите в тему "Генеалогический поиск"

Ответов - 36, стр: 1 2 All

Olga: Генеалогия (греч. genealogia - родословная) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей. В наши дни многие занялись поиском своих корней, ищут предков, составляют родословные. Оно и понятно: право каждого – знать, откуда он «есть пошел», каково прошлое предшествовавших ему поколений. Ведь без осмысленного прошлого нет и настоящего. Да и обстоятельства в этом плане изменились к лучшему: никто уже не боится больше того, что у него в роду найдутся люди «не того» социального происхождения, «не той» национальности, репрессированные и т.д. Родословное древо с именами и датами жизни многих поколений своих предков вы можете изобразить сами или же его по вашей просьбе изготовят специалисты. Но прежде чем помещать родословную под стекло в раму или оформлять в шикарную кожаную папку с золотым тиснением, предков предстоит разыскать. Итак, поиск предков. Первый вопрос – с чего начать? Любое генеалогическое исследование покоится на трех китах: именах (фамилиях) людей, местах - названиях государств, наименованиях местностей и населенных пунктов, датах. Сбор генеалогических данных проще всего начать с расспроса родных, особенно родственников старшего поколения. Что они помнят? Что рассказывают/рассказывали дедушки и бабушки о своих родичах - где те родились, жили, учились, служили, к какому сословию принадлежали, какого были вероисповедания... Каковы были девичьи фамилии замужних женщин? О чем свидетельствуют устные семейные предания, сохранившиеся старые документы, фотографии? Относительно имени (фамилии) разыскиваемого человека - следует помнить, что у имен могут быть варианты: в разное время и на разных языках они могли писаться и произноситься по-разному. Например, один из епископов Великого княжества Литовского Paulius Olšeniškis (1536–1555) в русской истории известен как Павел Гольшанский (Ольшанский), а фамилия магнатов Radvila в русской традиции передается как Радзивилл. Для Литвы в зависимости от конкретного исторического периода фамилия человека могла оформляться как литовская или польская, а могла и русифицироваться. Так, Мицкевич и Мицкявичюс, Смуглевич и Смуглявичюс, Вивульски, Вивульскис и Вивульский на поверку могут оказаться одним и тем же лицом или близкими родственниками. У человека по имени Якуб потомки могли носить фамилию Якубов, Якубович, Якубовский, Якубаускас (лит. Jakubauskas), у Гасана - Гасанов, Хазанов, Хазанович, Асанович или Асанавичюс (лит. Asanavičius), а Гедройц и Гедрайтис (лит. Giedraitis) вполне могут быть представителями ветвей одного рода. Немало проблем возникает и при графической передаче фамилий буквами того или другого алфавита. Фамилия, которая по-русски пишется Тайбель, латиницей может передаваться как Taybel или Taibel. Если родовое имя у человека редкое, это значительно облегчает поиск. Самое важное при поиске сведений о людях – место их рождения. Когда известно место рождения, можно определить регион, где следует начинать поиск, так как многие архивные документы хранятся по территориальному признаку. Хотя при этом, разумеется, следует иметь в виду, что на протяжении веков изменялись не только наименования населенных пунктов, территориально-административное членение государств – менялись и сами государственные границы. Если вам не известно, на территории какого из сопредельных государств (Литвы, Беларуси, Польши) в настоящее время находится и где именно расположен нужный вам населенный пункт (если речь идет не о деревне, а о городе или хотя бы городке), вы можете определить это с помощью системы поиска интернет-карты ЗДЕСЬ. Часть территорий, находящихся теперь в Польше или Беларуси, раньше входили в Вильнюсский край, а значит и связанные с этой зарубежной ныне местностью документы хранятся в архивах Вильнюса. Поэтому тем, кто решил заняться составлением своего генеалогического древа, неизбежно придется обратиться к истории, учитывать ее перипетии. Знание предполагаемой (хотя бы приблизительно) даты рождения человека также сужает круг возможных поисков. Ведь многие документы (например, метрические книги) составлялись именно на хронологической основе, то есть фиксировали важнейшие события в жизни человека, по сути, в режиме реального времени. Начать конкретные поиски в определенной местности проще всего с однофамильцев, которые могут оказаться и вашими родственниками – в той или иной степени родства. Это можно сделать по книгам телефонных абонентов, которые теперь выкладываются в Интернете. Не исключено, что, связавшись с ними, Вы получите новую ценную информацию для своей родословной. Далее следует поискать электронные базы данных, в которые предположительно могут быть включены и данные о Ваших предках (по территории проживания, сословной принадлежности, прохождению государственной или духовной службы, роду деятельности, вероисповеданию, особым заслугам и проч.). И, наконец, посетить генеалогические сайты, которых теперь также немало в Интернете (см., например, сайт Русская генеалогия в Интернете http://www.mtu-net.ru/rrr/boardsR.htm ). Одним из лучших генеалогических ресурсов Рунета заслуженно считается сайт Всероссийское Генеалогическое Древо: http://www.vgd.ru/ . На многих генеалогических сайтах бывают «электронные доски объявлений», куда Вы можете подать и свое объявление о разыскиваемых предках. Например, такие: И со всеми собранными сведениями надо далее обращаться в архивы. Список архивов и архивных учреждений Литвы, их адреса, часы работы и прочую полезную информацию вы найдете на нашем сайте vilnius.penki.lt. Архивный поиск можно проводить самостоятельно, и это весьма интересно и захватывающе. Вы окунетесь в атмосферу прошлых эпох и, вне зависимости от результатов, получите удовольствие от самого процесса. Для этого, однако, необходимо иметь достаточно времени на разъезды и работу в архивных учреждениях. Если же у вас нет возможности приехать и работать в архивах самостоятельно - вам готовы помочь профессиональные генеалоги. Они знают, где искать те или иные фонды, описи, единицы хранения, умеют разбирать старинную скоропись, понимают старые тексты. Розыск архивных документов – услуга платная, а конкретная цена ее зависит от многих факторов: количества архивов и иных учреждений, в которых ведется поиск, объема изученных полистно архивных документов, из которых извлекаются данные, от сложности этих документов, объема и достоверности первоначальной информации, количества заверенных копий разысканных документов и т.п. Пишите нам на форум, мы охотно поможем вам советом и делом. См. также онлайновые пособие по составлению генеалогического древа: http://www.kv.minsk.by/index2000081201.htm Ценную информацию и полезные советы начинающие генеалоги могут почерпнуть на сайте Архивное дело: http://www.1archive-online.com/index.html Методическое пособие Л.В.Бирюковой по составлению родословных "Генеалогия для начинающих" вы найдете здесь. В следующих сообщениях я постараюсь рассказать об архивных документах, представляющих особую ценность при составлении родословного древа.

ruva: Уверен, что будет многим на пользу.

Olga: Впервые полная перепись населения России была призведена лишь в 1897 г. Это была очень подробная однодневная перепись жителей страны, где содержались сведения о их имени, возрасте, поле, семейном положении, вероисповедании, месте рождения, родном языке, грамотности, сословной принадлежности, роде занятий и т.п. До этого в России со времен Петра I примерно раз в 15 лет составлялись так называемые ревизские сказки - именные списки населения, где учитывались прежде всего "души" мужского пола крестьянского и мещанского сословия, которые должны были платить подушную подать. Освобождались от уплаты налогов: потомственные и личные дворяне, духовенство, лица, состоящие на государственной службе, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане и некоторые другие категории· населения. В 1718 году Петр I издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола..." Составленные списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии". С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями". В сказке указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, возраст на момент переписи и предыдущей ревизии, имена и отчества членов семьи с указанием возраста и степени родства по отношению к главе семейства, а также причины выбытия из податного сословия (умер, отселен, убыл в монашеский чин, в рекрутах и т.п.). Каждая душа числилась существующей до следующей ревизии, вне зависимости от реального положения дел. Последнее обстоятельство и отражает сюжет "Мертвых душ" Гоголя. Всего до отмены крепостного права прошло 10 ревизий (1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850, 1858), каждая из которых растягивалась на несколько лет. 1-я, 2-я и 6-я ревизии учитывали только души мужского пола с указанием возраста, остальные же - и мужского, и женского. В сказку записывались подворно одна семья за другой, на левой половине листа - мужчины, на правой - женщины. Лица женского пола вносились в сказки "к сведению". Материалы первых трех ревизий хранятся в Российском государственном архиве Древних актов, а материалы последующих ревизий - в различных территориальных архивах. "Мужская" половина листа ревизской сказки 1816 г.: В Литовском государственном историческом архиве хранятся ревизские сказки следующих уездов Виленской губернии (согласно административному делению середины XIX в.): Вилейский уезд Виленский уезд Дисненский уезд Лидский уезд Ошмянский уезд Свентянский уезд Трокский уезд Как сообщают специалисты из Национального исторического архива Беларуси, общая структура составления ревизских сказок выглядела приблизительно следующим образом: книга 1 – ревизские сказки мещан христиан, 2 – мещан евреев, 3 – казённых и подуховных крестьян, 4 – вольных людей (вольных хлебопашцев), 5 – евреев земледельцев, 6-11 – помещичьих крестьян и дворовых, и начиная с книги 12 – дополнительные ревизские сказки. Дворянство после ревизии 1816 переписи не подлежало. Ревизские сказки помещичьих крестьян, которые составляли основную часть населения Беларуси, велись следующим образом: сначала по алфавиту фамилий их владельцев, и внутри по названиям отдельных имений. Подробнее см. об этом ЗДЕСЬ. Сложность изучения ревизских сказок, особенно ранних, обусловлена тем, что написаны они старинным почерком, прочесть и разобрать который могут только специалисты.


Olga: По сравнению с ревизскими сказками, переписные листы содержали гораздо более полные сведения о людях, что делает их особо ценными источниками для составления родословных. Формуляр переписного листа содержал 14 граф: 1) Фамилия, имя, отчество. 2) Пол. 3) Как записанный приходится главе хозяйства и главе своей семьи. 4) Сколько минуло лет или месяцев от роду. 5) Холост, женат, вдов или разведен. 6) Сословие, состояние или звание. 7) Здесь ли родился, а если не здесь, то где именно. 8) Здесь ли прописан, а если не здесь, то где именно. 9) Обыкновенно проживает: здесь ли, а если не здесь, то где именно. 10) Отметка об отсутствии, отлучке и о временном здесь пребывании. 11) Вероисповедание. 12) Родной язык. 13) Грамотность: а) умеет ли читать, б) где обучался. 14) Занятия, ремесло, промыслы, должность или служба: а) главное, то есть то, которое доставляет главные средства для жизни, б) 1. побочное или вспомогательное 2. положение по воинской повинности. Переписной лист (форма А) Переписной лист (форма Б) В первой всеобщей переписи населения России 1897 г. принял участие и Николай II, который заполнил переписные листы за себя и свою супругу. На вопрос анкеты "Ваше основное занятие" государь изволил дать такой ответ: "Хозяин земли Русской". К сожалению, лишь около 10% подлинных материалов данной переписи по Литве сохранилось в Литовском госудаственном историческом архиве в Вильнюсе.

ruva: Olga Спасибо за разъеснение.Коротко и ясно. Слыхал о ревизских сказках,но не знал,что это. Сейчас всё понятно. Ещё раз СПАСИБО!!

Olga: Генеалогические изыскания - дело не простое, а весьма кропотливое, долгое и трудоемкое. Хорошо, если существует электронная база данных, куда можно ввести в поиск нужную фамилию и почти мгновенно получить ответ на вопрос, кто, где, когда жил. Хотите поискать своих предков в таком электронном ресурсе, где собраны сведения о людях со всего мира? ЖМИТЕ СЮДА! А если такой базы, куда попали данные о ваших предках, нет? Тогда надо разыскивать архивные фонды, места их хранения, перелистать не одну сотню вековой давности страниц, разбирая на них рукописный текст... В вильнюсских архивах, к сожалению, приходится работать в основном именно так: листая пыльные страницы старых документов и по крупицам извлекая из них ценную информацию. Многие архивные дела микрофильмированы, но это не облегчает задачу исследователя, так как качество и микрофильмов, и оптической аппаратуры для их чтения, надо признаться, оставляет желать лучшего. Компьютеризация архивных фондов и перевод документов в цифровую форму для Литвы в значительной мере - дело будущего. Однако и целенаправленные розыски, даже если они ведутся по старинке, чаще всего увенчиваются находками. Расскажу сегодня о метрических книгах. Туда ежедневно в хронологическом порядке вносились записи актов гражданского состояния, то есть данные (в особые части метрических книг) о рождении, бракосочетании, смерти. Представляете, как сложно найти человека просто по фамилии, если год его рождения точно не известен? Сложность изучения архивных документов, особенно ранних, обусловлена, как уже отмечалось, тем, что тексты написаны разными почерками, зачастую весьма неразборчиво. Чтобы прочесть и понять их, нужны специальные знания и опыт. К тому же, метрические книги нашего региона велись не только на русском языке, но и (в зависимости от конфессии) на польском, немецком, на латыни и иврите. Смешанные браки фиксировались в книгах двух различных исповеданий. А дальше - слово специалистам: Метрические книги – это источники, которые велись в культовых учреждениях для записи актов о рождении, браке, разводе и смерти. Форма ведения метрических книг была одинаковой для всех вероисповеданий в том, что относится к сути записей, однако содержание самих актов и внешний вид книг отличались. Метрические книги о родившихся Метрические книги о родившихся содержат следующие сведения: • № записи по порядку (часто № по порядку отдельно для мужского и женского пола), • дата рождения, • дата совершения культового обряда (крещения, обрезания, наречения), • звание (обычно указание сословия и места приписки), фамилии, имена и отчества родителей, их вероисповедание, • звание, фамилии, имена и отчества восприемников. Метрическая книга о родившихся (титульный лист) Метрическая книга о родившихся (формуляр записи) Метрические книги об умерших Метрические книги об умерших содержат следующие сведения: № записи по порядку (часто № по порядку отдельно для мужского и женского пола), дата смерти, звание, фамилия, имя и отчество умершего, возраст, причина смерти, дата погребения и место погребения. Метрическая книга об умерших (титульный лист) Метрическая книга об умерших (формуляр записи) Национальный исторический архив Беларуси

galinaS: Olga Замечательно, что Вы ведете такую тему здесь на форуме. Меня заинтересовал формуляр записи Метрической книги из архива Белорусии. Постараюсь вывесеть подобное из архива Казани.

Olga: Еще одним важным источником сведений для составления родословной являются так называемые исповедные росписи. Исповедные ведомости (духовные росписи) – это посемейные списки, которые ежегодно составлялись в приходах священниками. Вот что рассказывают о них архивисты: Исповедная роспись (ведомость) - документ церковного учета населения. Первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей) относится к 1697 г. Форма их была первоначально самой простой: каждый причт обязан был вести у себя три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во второй - не бывшие, в третий - раскольники. Форму исповедных росписей, сохранившуюся до конца их существования практически неизменной, определил указ 1737 г. Преимущественным временем исповеди был Великий пост. Тем, кто не успевал исповедоваться во время Великого поста, разрешалось это сделать в любое другое время. Как правило, это были: Петров пост (15 июня - 11 июля), Успенский пост (14 - 27 августа), Рождественский (Филиппов) пост (28 ноября - 6 января). Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов; для супругов указывалось имя и отчество, а для детей только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге), далее показывалось отдельно для мужчин и женщин количество лет на данный год каждого члена семьи. В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк. Исповедную роспись подписывал настоятель храма и весь его причт. Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 г., но в отдельных случаях в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период. (Информация с сайта http://www.mtu-net.ru/rrr/docs/ukaz3.htm) В формуляре исповедной росписи строго соблюдалось разделение по сословиям: "духовные и их домашние", "статские и их домашние", "купцы и их домашние" и т.д. Под этими заголовками следовало подворное описание состава семей в следующем порядке: дворохозяин (глава семьи) с указанием имени, отчества, фамилии и возраста, далее - жена и остальные члены семьи, для которых указывались степень родства с главой семьи, имя (для жены также отчество) и возраст. При этом освещалась не только прямая линия родства (отец - сын - внук), но и боковые (дядя - племянник). Обязательно указывалось вдовство и оговаривались случаи второго и третьего брака. (Из книги: Ю.М. Гончаров. Купеческая семья второй половины XIX - начала XX вв.)

vineja: Olga, то, что Вы пишете, действительно очень нужно и интересно. Пожалуйста, не останавливайтесь на достигнутом.

Olga: vineja, спасибо на добром слове. Мне представляется, что людям, только начавшим поиск своих корней, нужны какие-то ориентиры в безбрежном море информации.

Olga: Если ваши предки были родовиты, то поискать их можно в Бархатной книге Российской империи. Недавно книга впервые была опубликована в Интернете на сайте Генеалогия Ру, откуда мы и позаимствовали эти снимки: http://www.genealogia.ru/projects/barhat/title.htm А так выглядит взятый наугад отрывок из записей Бархатной книги: ГЛАВА 18 (1) 178. РОДЪ КУТУЗОВЫХЪ. У Прокши сынъ былъ Александръ. У Александра дети: Федоръ Кутузъ, Да Григорей Горбатой, Да Ананья. У Федора Кутузова дети: Глебъ, Да Иванъ, Да Василей, Да Юрья, Да Семенъ Лапа, Да Федотей, Да Парфеней, бездетенъ. А Глебовы дети Федоровича: Михайло Корова, Да Селиванъ, (2) Да Андрей. А у Михайлы Коровы сынъ Андрей. А у Андрея Коровина дети: Васьянъ. Мижуй. Гурей. Пахнутей. Асафъ. Левонтей. Иванъ. У Ивана сынъ Афонасей. А Селивановы дети Глебова: Левашъ, убитъ подъ Казанью, Да Иванъ Беркальникъ, бездетенъ. А у Андрея, у Глебова, одинъ сынъ Федоръ, на поместье въ Новегороде.

Olga: Еще один вид архивных документов, ценных как источник генеалогических сведений, - так называемые посемейные списки, которые составлялись на лиц податных сословий (крестьян и мещан). Велись они с 1858 г. казенными палатами и волостными правлениями. Особое значение приобрели в связи с новым уставом о воинской повинности от 1 января 1874 г. отменившим рекрутскую систему и предписывавшим составление призывных списков лиц податных сословий по посемейным спискам. С этого же времени ежегодно приходские священники сверяли крестьянские посемейные списки с метрическимим книгами, а с 1885 г. эта обязанность была возложена на волостных старшин и писарей, поэтому списки лиц мужского пола, которым исполнялось в очередном году 20 лет, со сведениями о составе их семей откладывались в волостном правлении. Описные книги удельных крестьян хранятся в Российском государственном архиве (ф. 515). Раз составленный посемейный список дополнялся новой информацией на протяжении многих лет, а когда внесение новых поправок становилось затруднительным, заводили новый. Поэтому в фондах волостных правлений можно найти 3-4 посемейных списка. Формуляр посемейного списка, отпечатанный типографским способом имел 11 граф. Он во многом похож на формуляр ревизской сказки 7-10 ревизий.В графе 1 обозначался N семьи по порядку, во 2-й - N семьи по последней ревизской сказке. Графы 3-8 заполнялись сведениями о мужской части семьи. Графа 3: прозвание (или фамилия), имя и отчество главы семьи и имена его сыновей, внуков, братьев с сыновьями, проживавших совместно. Графы 4-6 показывали возраст мужчин (год, месяц и день рождения) - на 1 января текущего года. В графу 7 вносились сведения о том, в каком году умер член семьи, имя и количество лет вновь родившегося. Графа 8 указывала начало поступления на действительную службу, ее окончание, перечисление в запас и т.д. Графа 9 указывала имена и отчества жен (кто муж) и имена дочерей. Графа 10 указывала факты замужества и смерти женщин. Информация взята ОТСЮДА. А вот что рассказывают об этом виде документов специалисты из Национального архива Беларуси: Посемейные списки – это документы, в которых зафиксирован состав семьи. Посемейные списки составлялись на конкретные общества, а именно: на городское население городскими управами, в том числе на христианские и иудейские общества – отдельно, на крестьян – волостными правлениями на каждое сельское общество. Посемейные списки составлялись на продолжительный период (до 10 лет). Наиболее сохранившиеся архивные источники датируются 1874, 1883, 1894, 1904, 1914 гг. Посемейный список содержит следующие сведения: № по порядку, № по ревизии 1858, фамилию, имя и отчество главы семьи и всех его родственников мужского пола, возраст по ревизии, возраст на дату составления списка и дата рождения по метрике для них же, отметка о прибытии (убытии) мужчин после составления списка (сюда записывались сведения об умерших, новорожденных, бракосочетавшихся по представлению выписей из метрических книг), отметка о лицах, которые поступили на военную службу за последние 6 лет до составления списка или подлежат призыву и в каком году, имена и отчества всех родственниц женского пола и их возраст на время составления списка, отметка о прибытии (убытии) после составления списка. Посемейный список (титульный лист) Посемейный список (формуляр записи)

Irina: Olga Такие сведения бывают полезны не только новичкам, но и людям, "собаку съевшим" на поисках предков :) Спасибо!!!

Olga: Irina Не пропадет наш скорбный труд? Признательна "собаку съевшим"!

galinaS: Olga Я в восхищении Вашим вкладом и бескорыстной помощью нам всем, приходящим на этот замечательный сайт и форум. Спасибо.

Olga: galinaS Вы очень любезны. А мы рады стараться.

Розенталь: Olga Я так понял, что о каждом человеке, вернее, его предках в архивах имеется значительно больше материалов, чем он думает. Какой строгий учет велся! Это ж надо!

Olga: Розенталь Да, Вы правы. Поэтому не вредно время от времени вспоминать, что и нам уготована сия роль - стать предками. И где-то все пишется... Помимо небесной канцелярии.

Розенталь: Olga пишет: нам уготована сия роль - стать предками Все мы - детки и предки!

Olga: Розенталь пишет: Все мы - детки и предки! Это Вы про неразрывную связь времен и естественную смену поколений? Или про то, что называется выразительным глаголом сдетинеть? Относительно второго - "уж лучше посох и сума". И по мере продвижения от деток к предкам (а это так недолго!) я все больше убеждаюсь, сколь прав был поэт. Остальное приемлю как должное.



полная версия страницы