Форум » Как и где искать сведения » Географический аспект поиска 1 » Ответить

Географический аспект поиска 1

vineja: Вы не знаете, как теперь называются, где находятся или находились деревня, город, костел, улица, не знаете их прежнего названия? Оставляйте свой вопрос в этой теме. Возможно, кто-то сможет вам помочь. Конечно, вопрос должен касаться местностей связанных с Литвой или Виленским краем. Поместить же информацию о предках, которых вы ищете, можно в разделе Генеалогический поиск.

Ответов - 306, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Roman: Здравствуйте! Может ли кто-нибудь помочь - как сейчас называется деревня Затишье, Гиркапинской волости, Россиенского уезда, Ковенской губернии (в правильности написания названий могу ошибаться, прошу заранее простить)?? Очень нужно, там похоронен прадед, погибший во время войны. Спасибо!

карлсон: Во время какой войны? Гиркапинской волости, Россиенского уезда, Ковенской губернии - такое было до I мировой. А недалеко от Гиркальниса была деревня Затишье, но сейчас там чистое поле. Есть она на карте 1915 года.

Roman: Спасибо за отклик! Во время Великой Отечественной, погиб в 1944 году. Вот запись: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=54507357


DVittorf: Добрый день. Ищу современное название населенного пункта созвучного "Оренбург". Такой находился на территории Лифляндии, по идее - Виленская область...

карлсон: А какая связь между Лифляндией и Виленской областью? А из похожего - был Аренсбург, город на острове Сааремаа в Эстонии.

DVittorf: карлсон, исключительно только близрасположенностью:) Исходные данные просто такие, что человек из лифляндского "Оренбурга"? , а жил под Вильно. А если Аренсбург - то и правда, похоже, т.к. Лифляндия и есть. Спасибо.

dovnar2: Уважаемые форумчане, помогите, пожалуйста, определить название Римско-Католического костёла: в первом случае прихожанин, как я поняла костёла Святых Петра и Павла, а во втором случае прихожанка костёла ??? И где он находится? Метрическая запись Бернардинского костёла г. Вильно на польском языке. http://f2.s.qip.ru/768CoibN.jpg Благодарю Вас.

Walles: Według mnie chodzi tam o kościół Św.Jerzego...http://lt.wikipedia.org/wiki/Vilniaus_%C5%A0v._Jurgio_ba%C5%BEny%C4%8Dia

vineja: dovnar2, вторая запись - прихожанин здешнего костела (tuteiszego), т.е. Бернардинского.

dovnar2: Vineja, благодарю Вас, Вы умничка!!! Меня смущала первая буква и я думала, что это "А". Благодарю.

pekatya: Добрый день! Прошу помощи в установлении места захоронения моего деда, участвовавшего в боевых действиях в Великой Отечественной Войне. Согласно имеющимся у меня данным из Центрального архива Российской Федерации, мой дед погиб в 1944 году и был захоронен в "Литовской ст., Ковенский р-н, дер. Полесье, лес Юго-Западней 1 км" http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53957072 Как мне удалось установить, Ковенская губерняя ныне переименована в Каунасский район Литвы, а так же часть её отошла к Витебской области Белоруссии. В Витебской области действительно есть поселок с названием Полесье, находящейся в непосредственной близости к нынешней Литовской границе. Прошу Вас подтвердить или опровергнуть мои предположения о том, что ранее территория этого поселка (ранее деревни Полесье) находилась на территории Литвы Ковенской губернии. А так же прошу сообщить, имеются ли на территории поселка Полесье захоронения павших в боях советских солдат.

Gedis: Возникает неразбериха в названиях административных единиц: Ковенская губерния была лишь до 1-ой мировой войны. В независимой Литве с 1919 года территория Литвы была разделена на 20 apskritys (округи), которые в свою очередь делились на ещё меньшие единицы valsčius (волости). Apskritys были упразднены в 1950 году. До этого существовавшее Каунасское apskritis не доходило до территории теперешней Белоруссии. Название посёлка Полесье - тоже может быть вольный перевод литовского названия.

карлсон: Довоенные советские карты рисовались на основе еще царских, потому многие данные с тех времен. Пока не могу прочитать донесение (комп зависает, наверно много посетителей по такому случаю на ОБД). Нужно будет посмотреть и место поточнее, и дату, и в каких частях воевал. Тогда можно будет и что-то сказать.

Klaus: pekatya пишет: Ковенский р-н, дер. Полесье, лес Юго-Западней 1 км

VladN: В начале октября еду на машине в Литву с желанием посмотреть места где проживали мои предки до 1863 года. Как узнать, какие населенные пункты современной Литвы входили в Пупонскую волость Вилкамирского уезда Ковенской губернии в 19 веке ? Может где можно увидеть карту Пупонской волости ? Какие, хоть приблизительно, у нее были размеры?

Klaus:

VladN: Klaus, большое спасибо за карты! Понятно, что центром Пупонской волости был населенный пункт называемый ныне Пупонис (Puponys). А вот как узнать границы Пупонской волости и какие населенные пункты еще, кроме Пупониса, в нее входили ?

Olga: VladN, вот здесь есть некоторые сведения о местонахождении центра Пупанской волости (применительно к современным староствам) и о том, какие населенные пункты (не конечный список) в нее входили:Puponių valsčius buvo šiaurės rytų Lietuvoje. Centras – Puponys dabartinėje Noriūnų seniūnijoje (arba Puponys I Skapiškio seniūnijoje ar Puponys II Šimonių seniūnijoje). Istorija Valsčius įkurtas 1861 metais. Jo centras carmečiu buvo Puponių dvaras. Seniūnijos Bogorodickojės Juodpėnų Voskresensko ir kt.Не знаю, насколько это полезно и можно ли эти сведения "привязать" к карте...

карлсон: VladN пишет:А вот как узнать границы Пупонской волости и какие населенные пункты еще, кроме Пупониса, в нее входили ?Список возможно где-то и есть. и вероятно в разные годы мог различаться. Но с границами сложнее, ибо не все деревни входили в волость.Образована в 1797 году, первоначально для казённых крестьян, после реформы 1861 года волости были образованы также для бывших владельческих и удельных крестьян.

Olga: Разумеется, хорошо бы найти карту с территориально-админитративным делением Пупанской волости. Или хотя бы список всех входивших в нее населенных пунктов. Но пока ни первое, ни второе не найдены (и кто его знает, обнаружатся ли), остается лишь по крупицам собирать материал о данной волости по разным источникам. Вот, к примеру, любопытная книга - "Археологическая карта Ковенской губернии", 1899 г. издания. По сути, это не карта, а описание археологических памятников, раположенных на определенной территории. В поле зрения исследователей оказалась и Пупанская волость, где интерес представляли насыпные горы - не то курганы, не то древние городища (скорее - второе). И вот здесь попадаются наименования (в русской огласовке того времени) отдельных населенных пунктов. Ср. на стр. 64 и далее: местечко Шиманцы (очевидно, совр. Šimonys), даны и его географические координаты: м. ШИМАНЦЫ, 42°48'—55°45', Пупанской вол., Вилкомирскаго уѣзда. Сведения о совр. Шимонисе и карту см. здесь. Тут, кстати, в перечне окружающих Шимонис населенных пунктов упоминается и дер. Юодпенай, о которой я писала в предшествующем сообщения. Повторяющиеся сведения наводят на мысль, что поиски идут по верному пути. В книге 1899 г. в описании деревень Пупанской волости встречаются также следующие названия: дер. Попили, дер. Гайголи, дер. Керели. (Многие из упомянутых названий представлены восточнее Купишкиса на нижней карте из недавнего сообщения Klaus'a и дают хотя бы некоторое представление о былой - на конец XIX века - территории волости. См. здесь. Попутно отмечу, что с административной подчиненностью Шимониса по векам и годам - полная чехарда: Административно-территориальная подчиненность XIX в. Šimonių valsčiaus centras ? 1919 г. Rokiškio apskritis 1920–1946 гг. Panevėžio apskritis 1946–1950 гг. Kupiškio apskritis 1950–1995 гг. Šimonių apylinkės centras Kupiškio rajonas 1995 г. – Šimonių seniūnijos centras Kupiškio rajono savivaldybė Для XIX в. предполагается (под вопросом!), что это был центр одноименной волости. В Географическо-статистическом словаре Российской империи, Том 5, стр. 803 указано, что это местечко Ковенской губернии Вилькомирского уезда - см. здесь.

VladN: Ольга, огромное спасибо Вам за проделанную работу. Все очень интересно, всей семьей читаем, изучаем! И еще хотелось бы узнать, если это возможно, встречаются ли в современной Литве фамилии: Жарский, Гедрис, Милашунас (это фамилии моих прапрадедов, участвовавших в востании 1863 года и за это сосланных в Томскую губернию) ?

vineja: Выписала список населенных мест Пупанской волости: Вилкомирский у. Пупанская вол. Ажуболи заст. Ажусени заст. 2 шт. Апирубы дер. Балтакарцы дер. Бартошишки заст. Бартошишки однос. Биланцы дер. Богданово фольв. Бржески окол. Бугайлишки дер. Бутаны дер. Буткуны фольв. Бутканы окол. Валюкишки заст. Варанаевка сел. Ведеришки дер. Визборы дер. Вябры дер. Гайголи дер. Гайдукишки заст. Гальсишки дер. Гебаны дер. Гегужине заст. Гирволоки дер. Данюны дер. Дапши дер. Дехтяревка заст. Довги дер. Заблоце однос. Зубишки дер. Инклюзы заст. Иодзюны дер. Иодлувка заст. Иодупанцы дер. Иодупанцы усадьба Кашино заст. Кешни дер. Кейры дер. Кейры заст. Керели дер. Киндерцы дер. Козлы заст. Крестовское заст. Курапкишки окол. Курапкишки однос. Курапкишки усад. Ланевщизна окол. Линкишки дер. Липцишки заст. Мазгелишки фольв. Маловиново усадьба Марговяны застен. Мелайкишки фольв. Мелейши дер. Мелейши заст. Мелюны дер. Миганцы дер. Мичуны дер. Мишканцы дер. Нацюны дер. Нейви дер. Обручевка сел. Октавов фольв. Окшили заст. Пелиши дер. Подзюкишки заст. Подзюлишки однос. Подубис заст. Подшапета заст. Поже имен. Попили дер. Попушя заст. Посжини заст. Пупани дер. Пупаны фольв. Пупаны имен. Пустельники заст. Ракуцы дер. Раукштаны дер. Розалино фольв. Скодынцы дер. Соканцы дер. Сподынцы заст. Стерканцы дер. Татканы дер. Татканы заст. Троки заст. Тумасанцы дер. Улдуки дер. Цвикли заст. Чавидзи дер. Чернишки заст. Чиванцы дер. Чиванцы заст. Чивы дер. Шаркуны-Бракни заст. Шарнополь окол. Шилейки заст. 2 шт. Шилейкишки заст. Шиманишки заст. Шиманцы мест. Шимковщизна 1 заст. Шимковщизна 2 заст. Шимкушки заст. Юргелишки дер. Юргелишки заст. Юркшты усад.

Olga: VladN пишет:встречаются ли в современной Литве фамилии: Жарский, Гедрис, Милашунас Да, эти фамилии встречаются. Полагаю, Вам известен "Список участников восстания 1863-1864 гг., сосланных в Западную Сибирь"? Там есть Жарские и Гедрис.

карлсон: На карте Вилкомирского уезда обозначил центры волостей (разными цветами - распределение по станам). Из этого можно представить, хотя бы приблизително, величину волостей этого уезда. Синим цветом с белой точкой - Пупаны.

VladN: vineja пишет: Выписала список населенных мест Пупанской волости: Вилкомирский у.Vineja, огромное спасибо! Тут нам работы на всю зиму. Главное разобраться, какие из этих населенных пунктов «дожили» до наших дней, каково их современное название и правильно определить их местоположение на современной карте Литвы. Olga пишет: Полагаю, Вам известен "Список участников восстания 1863-1864 гг., сосланных в Западную Сибирь"? Там есть Жарские и Гедрис.Да Olga, этот список нам известен. Это и есть мои прапрадеды. Кроме них были еще два прапрадеда Милашунас и Избицкий (дворянин из Варшавы). Почему четыре прапрадеда, участника восстания ? Большое количество участников восстания было сослано в Томскую губернию Мариинский округ. Они тоже оказались там с детьми и женами. Заключались браки между моими прадедушкой и прабабушкой и родившимися уже в Сибири дедушкой и бабушкой, принадлежащие к эти семьям. Из исторического архива г. Омска мне прислали копии ведомостей «О лицах, состоящих под надзором полиции в Мариинском округе за 1868 год и 1871 годы», где указано за что осуждены, когда, на какой срок, из какой губернии, сословие, возраст, есть ли при них жены, дети, их возраст, имя. В этих ведомостях мы нашли моих прапрадедов дворянина К. Жарского и однодворца Я. Гедрис из Ковенской губернии. С ними были жены и дети, в том числе два моих прадеда Жарский Казимир (6 лет) и Гедрис Ян (16 лет). Из исторического архива г. Томска мне прислали копию прошения о возвращению на Родину в Ковенскую губернию, Вилкамирский уезд, Пупанскую волость от К. Жарского и его брата Конрада от 1875 года на имя Томского Генерал-губернатора. Прошение ушло по инстанциям и в 1877 году от Генерал-губернатора Виленского, Ковенского и Гродненского пришел отказ на основании циркуляра Императора (тоже прислали копию из архива). В историческом архиве Томска есть документы Томского костёла. Мне прислали выписки о крещении моих родных и двоюродных дедушек и бабушек. Там указаны фамилии отцов, матерей (добрачные), воспреемников, ксёндзов. Я не знал, что при венчании указывают данные о родителях жениха и невесты, по которым можно еще получить дополнительную информацию, поэтому следующий запрос в Томский архив сделал только в прошлом году. Пока ищут. Ксендзы, которые крестили моих дедушек и бабушек, начиная с 1884 года, тоже из высланных. Это Демидович Яков - настоятель Воложинского костела Ошмянского уезда, ксендз Громаздский Валерий (Гороховский костел Волынская губерния), Олехнович Михаил – настоятель Бороковского прихода Виленской губернии, Скибневский Казимир – ксендз деревни Компинос Ловического уезда Варшавской губернии. Извините, что много подробностей, но вдруг эта информация поможет кому-то, где и что можно искать по участникам восстания 1863 года. карлсон пишет:На карте Вилкомирского уезда обозначил центры волостей (разными цветами - распределение по станам). Из этого можно представить, хотя бы приблизително, величину волостей этого уезда. Синим цветом с белой точкой - Пупаны.Карлсон, спасибо! А что такое распределение по станам? Над волостями были еще какие-то государственные надстройки кроме уезда? Что еще исторического можно посмотреть в предполагаемом районе Пупанской волости кроме самой деревни Пупонис? (У меня на это будет 2-3 дня, поеду на своей машине проездом из Каунаса)

Olga: VladN пишет: Главное разобраться, какие из этих населенных пунктов «дожили» до наших дней Думаю, что шанс дожить до наших дней был в основном у местечек (в бывшей Пупанской волости это Шиманцы - современный Шимонис) и у деревень. Застенки, околицы, фольварки, имения, усадьбы и проч. мелкие населенные места чаще всего исчезали с карты. Правда, какие-то из них могли разрастись (либо слиться с соседними) и превратиться в деревни. Так, бывший застенок (хутор) Ажуболи, кажется, превратился в деревню Ažubaliai (хотя населенных пунктов с таким или очень похожим названием было несколько). Из представленного Vineja списка я вижу на современной карте Bugailiškiai (Бугайлишки), Butėnai (Бутаны), Butkūnai (Буткуны), Gaigaliai (Гайголи), Galsiškiai (Гальсишки) и т.д. Думаю, Вы можете сами сопоставить, например, список старых населенных мест Пупанской волости с современным списком таковых Купишского района. Там все названия даны в родительном падеже, но, нажав на названии, Вы на следующей странице увидите его в номинативе, а также и сведения о данном населенном пункте - вот здесь. Старые названия, как правило, сохраняют общность в корне с современными. Стан - административно-полицейское подразделение уезда в России до 1917 г. В один стан обычно входило несколько волостей, возглавлял стан (и подведомственную территорию, и соответствующее полицейское управление) становой пристав. В Вилкомирском уезде было, если не ошибаюсь, 5 станов.



полная версия страницы